Как нарастает гнев и возмущение. Как принять свой гнев: случай из практики

Ответ разместил: Гость

берлиоз был более уверенным в том, о чем он говорит, бездомный же сомневался.

все аргументы воланда берлиоз отвергал, и оставаясь при первоначальном мнении. его даже ни чуть не взбударажило и не насторожило то, что незнакомец знал о нем практически все.

бездомный же смог обнаружить свою ошибку. он сделал выводы после смерти друга. но в этом проявилась его слабость, так как он попросту сломался. будучи атеистом, он отверг все свои принципы и охрестился. действия незнакомца пробудили в нем страх.

на буздомного повлияли и слова мастера, который хоть и не отличался настойчивостю и лидерскими качествами, но все же взял с него обещания, что тот не будет продолжать писать.

Ответ разместил: Гость

интересы потребности самого подростка друзья, окружение (дворовая компания, приятели) мода (не толлько в одежде) семья(какая она, полная, неполная, доходы), воспитание общество сми, интернет

Ответ разместил: Гость

погода была замечательная, выпало много снега.сугробы по колено.на рождество я была в нарве в соборе на службе,и нам подарили маленькие библии.а на новый год я была дома со своей семьёй,мы ходили на салют,было весело.когда приезжал мой брат, мы ходили на горку,а ещё я сделала книжку про то, как живёт корова.а ещё я катала своего брата на санках, а в один день он там уснул. когда я его затащила домой, он разорался, а потом за мной приехала тётя, и меня увезли в нарву в гости к брату. на этих каникулах было весело.я люблю зимние каникулы за то, что они наполнены праздниками. но наверное именно поэтому они проходят быстро.дома мы нарядили елку и украсили все комнаты мишурой и фигурками гномов. вечером 31 декабря к нам пришли мои бабушки и дедушка. мы вместе встретили новый год, сходили на улицу запустили ракеты и сожгли бенгальские свечи. утром дед мороз принес нам подарки под елку. а потом каникулы просто полетели. мы с братом смотрели мультфильмы, играли в компьютер, ходили на репетиции. 7 января мы выступали на рождественском концерте. так незаметно прошли мои зимние каникулы.

Есть ситуации и есть люди которые могут провоцировать гнев. Гнев может перерасти в враждебность и в последующем даже в агрессию. В таком случае возникает синдром ВАГ.
Синдром ВАГ состоит из Гнева+Враждебности+ Агрессии. Разберемся в определениях.
Враждебность - чувство неприязненности. Вражда - отношения и действия, проникнутые ненавистью.
Агрессия - чувство враждебности, выражающее резкое несогласие, желание возражать, нападать.
Гнев - чувство сильного возмущения, негодования.
Гнев (от русского гной, гноится) - аффект ярости, бешенства с сужением сферы сознания и недостаточно или вовсе не контролируемыми агрессивными действиями, склонность к реакциям гнева может быть обусловлена психопатическим и токсическим повреждением мозга, маниакальным состоянием, психозом, эпилепсией (В.А.Жмуров, с. 130),

Чувство гнева и негодования описаны уже у Дарвина, который рассматривал гнев как адаптивную реакцию и у животных и у человека (Дарвин,1896).
Первая психологическая интерпретация гнева появляется в работах З. Фрейда, рассматривавшего гнев в контексте агрессии как проявление саморазрушительного инстинкта смерти. Гнев - это раздражающая человека стимуляция, как первичная реакция на помеху поиску удовольствия и избегания боли.
Узнать насколько гнев разрушителен и опасен, возможно, оценив гнев в определенной адекватности сложившейся ситуации.
Д.Уотсон считал гнев врожденной реакцией на препятствия и ограничения на пути реализации побуждения как условие возникновения провоцирования агрессивного поведения.
«Л.Берковиц (Berkwitz,1990) после многих лет исследования проблем гнева пришел к выводу, что раздражающая стимуляция сама по себе служит источником гнева. Он доказывает, что воздействие на человека неприятных событий (высокая или низкая температура, скверные запахи, постоянно повторяющиеся грязные, непристойные сцены) вызывают у человека неприятные ощущения, или негативный аффект, который является непосредственным активатором гнева. Оспаривая когнитивные теории эмоциональной активации, Берковиц приводит данные о том, что эмоция гнева может быть активирована непосредственно, лишь с помощью раздражающей стимуляции и негативного эффекта, без предшествующих оценочных или атрибутивных процессов. Только затем, будучи активированной, она подкрепляется когнитивными процессами. Так, например, вы вряд ли погрузитесь в пучины гнева, если вам будет раздражать жара, но вам вовремя скажут, что вы сможете окунуться в прохладную воду. Такой же эффект может произвести обещание скорого избавления от боли. Берковиц разработал свою теорию когнитивно-ассиционистской модели, которая предполагает, что гнев при помощи сети ассоциаций связываются с определенными мыслями и воспоминаниями (например, с агрессивными планами и фантазиями) , а также с моторными и физиологическими реакциями. Активация любого из компонентов этой ассоциативной сети, включающий в себя негативный аспект , гневные чувства, мысли, воспоминания, вызывает активацию всех других компонентов. Так же отмечалось, даже некогнитивно активированный (например, болью) гнев может быть умерен последующими процессами когнитивной оценки и атрибуции». Источником гнева также может стать мысль о допущенной ошибке, несправедливости или незаслуженной обиде. …Хроническая боль может привести к страху и тревоге, а так же к печали и депрессии. Но гнев иногда выполняет адаптационные функции и ослабляет страх и придает силы и решимость («волю»). Чувство вины иногда смягчает проявление негативных эмоций гнева и помогает преодолеть ужас.
Гнев, как и любая другая эмоция, может активироваться: 1) действиями, 2) мыслями и 3) чувствами. В качестве предпосылок гнева люди чаще всего называют глупые, необдуманные действия, социально не одобряемые действия, причиняющие вред окружающим, а также действия, совершенные под влияние других людей. заметьте, что некоторые из этих действий (например, глупые действия) заставляют человека испытывать гнев по отношению к самому себе, тогда как другие активируют гнев, направленный во вне.
Из мыслей, которые могут вызвать у человека гнев, являются чаще всего мысли о допущенной несправедливости, ошибке, обмане, не удаче, разочаровании и мысли о том, что люди не любят или осуждают тебя (стыд)[с.243-248., там же].
Гнев является эмоциональной составляющей враждебности и агрессии.
Чарльз Спилберг с коллегами считают необходимым говорить о синдроме ВАГ (Враждебность-Агрессия- Гнев) , ибо враждебность как личностная черта представляет набор склонностей, который мотивирует агрессивное поведение и служит основой и предпосылкой гнева.
Психологи различают гнев как кратковременное состояние и гневливость как склонность к гневу. Гнев как состояние складывается из субъективных переживаний, изменяющихся по интенсивности от слабого раздражения до интенсивной ярости тили бешенства, состояние сопровождающееся возбуждением автономной нервной системы.
Гнев как черта темперамента, определяется в терминах частоты переживания гнева в течении времени. Люди с гневливостью воспринимают большой круг ситуаций как провоцирующие гнев (раздражающие, досаждающие, фрустрирующие). Таких людей чаще называю «горячая голова» и они испытывают гнев-темперамент. Есть же люди которые подавляют свой гнев и он остается у них внутри (внутренний гнев), это значит, что среди людей по гневным реакциям есть различия: т.е. «внешне-гневливые», а другие «внутренне гневливые». Внешне гневливые (хлопают дверьми и косвенно критикуют плоть до физических атак). А люди внутренне гневливые подавляют свой гнев сталкиваясь с несправедливостью или препятствиями (в осознанном подавляемом гневе). Такие люди могут внешне оставаться хладнокровными.
Многие люди могут ощущать себя в гневе, ощущать себя как при вербальном выражении гнева, ощущать себя как при физическом выражении гнева[с 167-173, Г.Бреслав. Психология эмоций].

Гнев получает негативный акцент частично потому, что часто ошибочно ассоциируется с насилием. «На самом деле, многие агрессивные действия происходят без какого-либо гнева», - отмечает Говард Кассинове, доктор философии, соавтор книги Р. Чипа Тафрета, PhD, «Anger Management: Полное руководство по лечению для практики »(Impact, 2002).
Но ряд исследований показывает, что в тех местах, где обычно разыгрывается гнев - особенно на внутреннем фронте - часто бывает полезен.«Когда вы смотрите на повседневные эпизоды гнева, а не на более драматические, результаты обычно позитивны», - говорит Джеймс Аверилл , доктор философии, психолог из Массачусетского университета в Амхерсте, чьи исследования повседневного гнева в 1980-х годах обнаружили, что сердитые эпизоды помогли укрепить отношения примерно в половине случаев, согласно образцу сообщества.
Гнев в этой связи оказывается эмоцией социального конфликта и служит составляющей всех состояний человека. Интересно что главным разрушительными силами социальных отношений является не гнев, а выражения презрения, частые жалобы, оборонительная позиция, уход (отстраненность) а также упрямство. Гнев может быть выражением индивидуальности и не обязательно вредит взаимоотношениям.

Что делать, если гнев разрушает нас?
Некоторые психологи считают, что надо создать ситуацию. которая помогла бы выпустить эту мощную энергию. Поможет любая физическая нагрузка, одновременно проговаривая свои чувства в слух(вербализация горлового блока). «Рви, кричи, ругайся на своего обидчика в вымышленной ситуации». Потому, что для нашей психики всё равно – поисходит ли всё в реальности или в вымышленной ситуации.

Гневе как в таковом нет ничего плохого. Гнев часть нашей жизни; он приходит и уходит. Но когда ты его подавляешь, это становится проблемой. Ты продолжаешь его накапливать.Тогда это уже не вопрос прихода и ухода; гнев становится твоим существом; ты не просто злишься; ты готов сорваться в любую минуту. Ты совершаешь поступки, о которых потом скажешь: "Я не был похож на самого себя". Подавленный гнев превращается во временное помешательство. Ты не контролируешь себя, тебя захлёстывает гнев. Это выше тебя - ты чувствуешь себя беспомощным, ты ничего не можешь сделать, гнев вырывается наружу. Хотя такой человек может быть не рассержен, он живёт в гневе. Человечество на Земле делится на два вида. Первый, грустный выглядит очень поникшим. Другой, гневный тип кипит злобой. Этот тип готов взорваться по любому поводу. Гнев - активная печаль; печаль - пассивный гнев. Это два аспекта одного и того же (с.118).
Печальные люди, совершенно беспомощны. Они не могут найти, на кого выплеснуть гнев. Выше по лестнице жизни люди гневные. Чем дальше - тем больше. И наоборот. Ниже по лестнице люди печальнее. Гнев и грусть - два аспекта одной и той же подавленной энергии. Люди, которые гневаются и забываю об этом в следующий момент - хорошие люди. Они энергичные, любящие, дружественные, сострадательные. Людей, которые постоянно сдерживают свои эмоции, контролируют себя, хорошими назвать трудно. Они стараются показать, что они лучше, чем они есть. Но в глазах у них - гнев. Он - в их лицах, в каждом их жесте - в их разговорах, их поведении, их походке. Они кипят злобой. Они готовы взорваться в любой момент. Они убийцы, преступники, настоящие злодеи.
Человек, который живёт настоящим моментом, гневается радуется, грустит. Он не носит всего в себе. Человек, который контролирует себя и не позволяет проявиться эмоциям. опасен. Он не будет злится, если ты его оскорбишь; он сможет сдержаться. Скоро он накопит столько гнева, что сделает что-то по-настоящему плохое. Ошо пишет, что он не против гнева, а он против накопления гнева. Реакция, которая тянется из прошлого, это болезнь.

Гнев как эмоция негативно воспринимается людьми. Человек в гневе редко контролирует себя, как в принципе и при проявлениях других чувств. Однако гнев заставляет человека действовать плохо по отношению к тем, на кого он обижен. У рассматриваемого чувства есть причины появления и способы управления. Как справиться с гневом – главная тема данной статьи.

Многие люди путают гнев с агрессией. Однако эти понятия имеют отличия. Эмоция, которую испытывает человек, одинаковая – возникает возмущение, негодование происходящим. Однако гнев и отличаются тем, как они проявляются.

Гнев можно определить как внутреннее состояние человека, который обижен, чем-то недоволен, ненавидит. Агрессия же часто связана с насилием. Если во время гнева человек старается обидеть своего обидчика, то при агрессии он стремится причинить ему физический или материальный вред.

Сами по себе эти эмоции похожие, но отличия имеются. Все об агрессии можно прочитать на сайте психологической помощи psymedcare.com.

Что такое гнев?

Достаточно нетрудно распознать гнев, поскольку он часто возникает у людей, которые чем-то недовольны. Что такое гнев? Это отрицательная эмоция, которая выражается во вспышке возмущения и негодования в адрес происходящего. Гнев является предвестником агрессии, когда человек непосредственно приступает к совершению негативных поступков.

Можно сказать, что гнев – это эмоция, а агрессия – насильственное действие.

Во время гнева человек отключает свое разумное мышление, правила приличия и мораль. Включаются инстинктивные механизмы, когда человек направляет разрушительную энергию в адрес того, что вызвало у него гнев. В редких случаях человек себя контролирует, поскольку зачастую он считает, что поступает правильно в состоянии гнева. Не он неправ, а других людей следует наказать за ту обиду, которую они ему причинили.

Гнев – это эмоция агрессивного характера, направление в отношении одушевленного или неодушевленного предмета с целью его разрушения, подавления или подчинения. Данная отрицательная эмоция не может длиться долго. Однако она полностью охватывает сознание человека, подчиняя его себе:

  • Мышцы лица и тела напрягаются.
  • Кулаки и зубы сжимаются.
  • Лицо горит.
  • Тело напрягается, как струна.
  • Внутри все кипит.

В любой момент человек может взорваться, а ощущения, которые он переживает, похожи на «закипающий чайник», который уже свистит и готов загореться.

Гнев – один из способов общения людей. Будучи недовольными собственной жизнью, люди выплескивают его на всех, кто только их чем-либо заденет. Естественно, что ответной реакцией будет такой же гнев или даже больше, поскольку задеты чувства уже других людей. Получается замкнутый круг, когда одни выплескивают гнев из-за собственного недовольства на тех, кто отвечает таким же гневом, чем вызывают недовольство первых.

Гнев стал нормой современного общества. Однако это не изменяет того факта, что гнев излучает негативную энергию и приводит к различного рода расстройствам. Несмотря на всю опасность и нежелательность общения посредством гнева, люди продолжают выражать его при любой возможности. И во всем этом сумбуре очень важно умело использовать то чувство, которое обычно разрушает человека и его жизнь. Важно научиться понимать природу гнева и уметь им управлять себе во благо.

Причины гнева

Когда вы наблюдаете гневное поведение другого человека, возникает естественный вопрос: «Почему ты гневаешься?». Каковы причины гнева, которое настолько охватывает человека, что он перестает рассуждать, думать и сохранять спокойствие?

Гнев относят к отрицательным эмоциям, поскольку в условиях современного мира данное выражение чувств является неприемлемым. Однако гнев является природным, естественным чувством, которое направлено на выживание живого существа. Если бы человек не гневался, тогда он не мог бы защитить себя, свое имущество или родню.

Однако со временем общественные устои изменились, были придуманы правила и рамки, которые теперь сдерживают людей в их естественных проявлениях. Гнев невозможно искоренить из человека, поскольку продолжает сохранять его жизнь, целостность и права. Однако общество не приемлет выражение гнева, поскольку оно зачастую связано с совершением плохих поступков, которые ущемляют права и свободы окружающих.

Психологи выделяют главную причину гнева – это агрессию, которая возникает на внешний раздражитель. Иногда гнев может провоцироваться страхом и другими негативными эмоциями. Организм начинает вырабатывать большое количество энергии, учащается пульс, бледнеет или краснеет кожа. Все это является естественными проявлениями гнева.

Привести в состояние гнева и злости может все что угодно:

  • Получение плохой оценки в школе.
  • Критика близкого человека.
  • Отвержение чувств и отказ в создании любовных отношений.
  • Задержка зарплаты.
  • Увольнение.
  • Агрессивное отношение окружающих.
  • Ущемление свободы человека и пр.

К гневу люди относятся отрицательно, поскольку под его влиянием человек редко контролирует свои поступки. А в состоянии злости можно совершать только плохие поступки – причинять вред или совершать насилие. В культурном обществе данное поведение ущемляет права и свободы окружающих, поэтому постоянно происходит пропаганда того, что гневом следует управлять.

Частой причиной гнева называют фрустрацию – когда человек не может достичь своих целей по причине внешних обстоятельств или помех, которые причиняет другой индивид. Фрустрация – это неудача, разочарование, отсутствие цели. Человек в данной ситуации гневается на тех людей или обстоятельства, которые стали препятствиями в достижении желаемого.

Нередко гнев направляется на то, чтобы устранить эти препятствия. Это может быть как словесное, так и физическое воздействие.

Еще одной причиной гнева может стать ситуация, когда человек поддается моральному давлению. Данное явление является распространенным в современном обществе. Как еще можно выразить свой гнев в культурном обществе, где за любое физическое насилие идет наказание? Только словами в виде критики и недовольства. Люди уже научились искусно оперировать словами и так давить на окружающих, что у тех возникает естественное чувство гнева, когда их свобода, права и собственное достоинство подавляются.

В возникновении гнева нередко играет важную роль привязанность к тому человеку, который обижает. Если близкий человек отказывает, оскорбляет, демонстрирует неуважение к чувствам партнера, тогда возникает внутреннее негодование, обида, злость. Чем больше от другого человека ожидается, тем сильнее становится гнев, когда ожидания не оправдываются.

Сильный гнев приводит к нервному истощению. Поэтому в первую очередь с гневом следует научиться справляться самому человеку, который его испытывает.

Управление гневом

Современное общество устроено так, что приемлемыми проявлениями людей являются уважение, добродушие, спокойствие и т. д. Такое чувство, как гнев, относится к ряду тех проявлений, которые следует подавлять. Вот почему активно идет разработка методов управления собственным гневом.

К сожалению, управлять гневом пока у людей не получается, что вполне естественно:

  1. Невозможно подавить то, что дается человеку от природы. Бороться с гневом – все равно что бороться с собственным аппетитом. Рано или поздно человек не выдержит и сорвется.
  2. Невозможно избавиться от того, что подчиняет себе человека. Пока индивид находится в состоянии гнева, он полностью отдается собственным ощущениям.
  3. Невозможно бороться с тем, что кажется правильным. Ни один человек не откажется от того, что кажется ему правильным. Только по окончании действия гнева он может увидеть отрицательные стороны своих поступков.

Управление гневом является возможным только в том случае, когда сам человек в состоянии злости не желает поддаваться собственным эмоциям и не считает верным совершать плохие поступки. В данном случае можно воспользоваться всеми упражнениями, которые предлагают психологи.

Отрицательная эмоция появляется в ситуации, когда кажется, что происходит что-то неправильное и следует это исправить. На этапе начального появления эмоции человек встает перед неосознанным выбором: успокоиться и пойти на спад либо поддаться гневу и дойти до состояния ярости. Именно в этот момент можно управлять гневом, пока он не поглотил человека.

Если же индивид поддается собственному гневу, то он переживает и совершает множество поступков:

  • Сдавливаются нервы, возникает чувство нехватки воздуха.
  • Возникает желание драться, крушить, ломать, прыгать, бежать и т. д.
  • Возникает всплеск недовольства и негодования.
  • Голос становится осипшим и сдавленным.

Обществом осуждаются именно поступки, которые человек совершает в состоянии аффекта. Ведь под влиянием гнева он совершает разрушительные поступки. Вот почему рекомендуется подальше отдалиться от агрессивного или злого человека, пока он не выплеснет всех своих эмоций.

Гнев иногда делят по половому различию:

  • Мужская агрессия воспринимается как проявление силы.
  • Женская агрессия считается проявлением слабости и иррациональности.

Хотя речь идет об одних и тех же причинах и проявлениях гнева. Только в обществе одному полу разрешается его проявление, а другому запрещается.

Гнев быстро возникает и так же быстро проходит. Отношение к нему у общества основывается исключительно на тех поступках, которые человек в состоянии злости совершает. Если они несут разрушение и боль окружающим, тогда гнев был плохим. Если же человек совершил благородный поступок, тогда люди его хвалят.

Гнев проявляется у всех людей. Однако с целью контролирования его выражения придумываются различные манипулятивные лозунги. К примеру, считается, что человек взрослеет, когда он научается управлять гневом. Другими словами, обществу выгодно, чтобы люди стремились сдерживать свою естественную эмоцию, которая нарушает покой граждан.

Как справиться с гневом?

Нужно ли учиться управлять своим гневом? На данный вопрос должен ответить каждый сам себе. Стоит отметить лишь одно преимущество, которое получает человек, когда он научается справляться с гневом, - он теперь может сам контролировать свои поступки в любой ситуации.

Чтобы справиться с гневом, необходимо останавливать его развитие на любом из этапов.

  1. Во-первых, можно остановить гнев еще на этапе появления ситуации, которая вызывает негативные эмоции. Можно прекратить разговор с человеком, который раздражает. Можно ненадолго выйти из помещения, где происходят неприятные события. Как только вы ощущаете, что начинаете агрессировать, следует отгородиться от негативной ситуации.
  2. Во-вторых, можно остановить гнев на этапе, когда он либо стихнет, либо начнет бушевать. Скажите сами себе, что вы не хотите злиться, и начните совершать все возможные поступки, которые помогут вам в этом.

Дополнительными техниками в устранении гнева могут стать:

  • Прослушивание спокойной музыки.
  • Восстановление дыхания.
  • Уединение с целью расслабления.
  • Расслабление всех мышц тела.
  • Обдумывание ситуации с целью ее решить, а не найти виноватых.
  • Медитация.
  • Мысленное перемещение в места, где приятно находиться.
  • Переключение внимания.

Приучите себя видеть в гневе не личное оскорбление, а естественную агрессивность и дикость людей. Люди не приучены управлять своим гневом, поэтому пользуются им, как маленькие дети, которые просто капризничают из-за того, что им что-то не понравилось.

Если вас что-то раздражает, не следует копить это в себе – скажите об этом не грубо и по-человечески. Ваша задача – не проглатывать собственную злость, чтобы быть культурными внешне. Вы должны научиться избавляться от заряда негативной энергии посредством спокойного проговаривания.

Как сделать свой гнев благородным?

  1. Признайте, что вы разозлились.
  2. Поймите свой гнев. Каковы причины его возникновения? Что вас разозлило?
  3. Используйте гнев себе во благо. Сосредоточьтесь на решении проблемы и используйте гнев как источник энергии для дальнейших действий.

Сделайте свой гнев помощником, который будет сопутствовать до тех пор, пока вы не решите возникшую проблему. Ведь во всей ситуации, когда вас что-то раздражает, важно то, что возникла просто какая-то проблема. И пока вы тратите свои силы и время на выражение недовольства в адрес другого человека, вы не решаете проблему. Вы пытаетесь кого-то обидеть, обвинить, унизить, но это никак не связано с той ситуацией, которая вас разозлила. Лучше направьте свой гнев в сторону того, чтобы решить проблему, а не просто оскорбить другого человека.

Итог

Говоря об управлении гневом, люди нередко указывают на то, что необходимо его подавлять. Однако ученые говорят об обратном: итогом подавленных эмоций могут стать психосоматические болезни, связанные с сердечно-сосудистой системой. Инфаркты и инсульты часто связывают с невыраженными отрицательными эмоциями.

В то же время существует мнение, что гнев нельзя выражать каждый раз, как только он появился. Поскольку у человека развивается привычка не сдерживать своих эмоций, а свободно их изливать на окружающих. В свою очередь агрессивный человек начинает получать удовольствие от страданий окружающих, что в будущем заставляет его провоцировать или искать ситуации, когда он снова может быть агрессивным.

Что делать с собственными эмоциями, в любом случае решать каждому человеку. Однако следует понимать, что постоянное переживание негативных эмоций приводит к серьезным заболеваниям, которые могут сказаться на продолжительности жизни.

Всем известно как страшен человек находящийся в состоянии гнева, так что такое гнев и все что вы хотели знать о гневе, рассмотрим в этой статье. Гнев - это короткая вспышка агрессии, направленная на устранение источника его раздражения. В первую очередь гнев - это эмоциональное состояние направленное вовне, а не конкретное действие.

Такое эмоциональное состояние может подтолкнуть человека к различным видам действия, например для того чтобы наказать обидчика. Держа гнев внутри себя, люди часто обращают его против себя. В зависимости от индивидуальных особенностей человека и от ситуации люди испытывают гнев по - разному.

Виды гнева на примерах:

1. Непосредственный гнев.

Наталья 29 лет (экономист) жаловалась, что ее муж сильно вспыльчив. Он выражал свой гнев в виде ругательств и угроз, она боялась его гнева, опасаясь за свою безопасность. Чтобы защитить саму себя она так же начинала кричать, что только усиливало гнев мужа. Впоследствии Елена поняла, что такое состояние ее мужа достаточно безопасно, если не оказывать ему активного сопротивления Она научилась не отвечать гневом на агрессию мужа, осознав, что это всего лишь эмоции. В результате проявление гнева у мужа стали реже. Ситуация окончательно разрешилась тогда, когда оба поняли, что гнев - это эмоциональная разрядка.


Совет: не нужно отрицать гнев, при этом не забывайте, несите за него ответственность и старайтесь не испытывать безмерное чувство вины, оно только усилит гнев.

2. Смещенный гнев.

Такой гнев проявляется в виде смещение своей ярости с обидевшего человека на предметы неодушевленного характера. Битье посуды, сломанные ручки или мобильный телефон, который разбивался в дребезги о стену, так происходило у Светланы 35 лет (менеджер). Все потому что она боялась причинить вред другому человеку. Когда Светлана осознала, что небольшой материальный ущерб - это цена за спокойное состояние ее близких и деловых партнеров. Со временем она смогла перейти от активных действий к воображаемым, что избавило ее от финансовых утрат.

Совет: встретившись с человеком, который бьет посуду либо разбивает свой мобильный, помните, что таким образом он защищает окружение от собственного гнева. Если в очередной раз вы что - то разбили, проанализируйте, что символизировало данное действие и в следующий раз попробуйте акт биение предметов вообразить, например, рисуя, что либо.

3. Отсроченный гнев.

Василий, 40 лет (предприниматель) стал жертвой такого гнева. Женившись, впоследствии он выяснил, что супруга гневается не в тот момент, когда проблема возникла, а после когда находится в безопасности, например, дома. Она боялась, что из-за своего гнева она будет наказана. В последствии Александр поговорил с женой в спокойной обстановки и выяснил, что у нее есть конфликты с начальством, а на нем она просто отыгрывалась, так как из - за боязни быть уволенной сдерживала свои эмоции на работе. Супруги стали обсуждать и предавать анализу произошедшие на работе конфликты, что значительно уменьшило вспышки гнева и улучшило их семейную жизнь.

Совет: почувствовав гнев, постарайтесь выяснить, что стало его причиной, что в действительности вывело вас из себя и вам воспрепятствовало отреагировать на него сразу.


4. Месть.

Валентина 34 года (бухгалтер) мучилась угрызениями совести от своей мстительности. Воспитание ей не позволяло бурно реагировать на обиду, а близких людей не хотелось обременять своими проблемами. Вымещение гнева на неодушевленных предметах не приносила положительного результата. И единственным способом обрести спокойствие стала месть. Однако когда месть была выполнена, Валентина начинала чувствовать чувство вины. В дальнейшем она научилась, месть представлять в воображении не причиняя вред другому человеку.

Совет: если у вас появилось жгучее желание отомстить кому - то, вообразите себе это, в основном мысленные расправы освобождают от чувства гнева.


5. Когда гнев обращается на себя.

Когда Екатерину 35 лет (экономист) кто- то обижал, вместо того, чтобы дать отпор она обращала свою злость на себя, наказывая и обвиняя себя в произошедшем. При этом гнев, не имел выхода и впоследствии принимал форму депрессии. Екатерине стало гораздо лучше, когда она разрешила себе проявлять хотя бы частично свой гнев вовне.

Совет: научитесь выражать чувство гнева, часто отсутствие какой - либо реакции не дает понять другим людям, что человек чувствует в действительности и что ему не нравится.

6. Торможение гнева.

Екатерина 50 лет (бухгалтер) проявляла свой гнев в виде самоизоляции. Наиболее разрушительная форма. Столкнувшись с чьей - либо агрессией она незамедлительно прекращала свое общение, думая, что абсолютно спокойна возникший гнев так и оставался неосознанным. Екатерина попросту тормозила свою ярость. Поскольку гнев не проявлялся и не был осознан, он стал выходить в виде головных болей и телесных недомоганий. Впоследствии Екатерина научилась понимать собственные чувства в момент, когда происходил конфликт - это значительно уменьшило боли в голове и спине, а после нахождения формы для выражения своих эмоций вовне они почти исчезли.

Совет: знайте, что присутствие гнева - это нормально, а его нужно выражать в умеренном количестве.

Гнев: все, что вы хотели знать о гневе мы постарались рассмотреть напримере, какие виды бывают и как лучше с ними бороться.

Гнев, злость, раздражение – это негативные эмоции, которые могут ухудшить отношения с людьми, да и жизнь в целом. Они плохо поддаются контролю. Порой ими оправдывают свое поведение и слова. Но это негативная аффективная реакция человека – то есть то, что длится недолго, но протекает очень бурно (здесь имеются ввиду эмоции). Чем сильнее гнев, тем более сильной будет его реакция. В таком состоянии у человека часто краснеет лицо, и он готов буквально разнести все вокруг или как минимум, источник раздражения.

В порыве злости часто люди совершают необдуманные поступки, за которые им потом приходится расплачиваться в буквальном смысле – деньгами или же разбираться с обидой близких людей или окружающих. Гнев и излишняя гневливость чаще всего играет отрицательную роль в жизни человека. Поэтому так важно научиться с ним бороться.

Гнев – это эмоция. Поэтому, не совсем верно говорить о том, как побороть гнев или перестать злиться. Скорее, как научиться контролировать свои эмоции в целом. Придется бороться не только с гневом в частности, а скорее с самим собой в проявлении своих эмоций. Обретя контроль над своим состоянием, сразу станет намного легче жить, будет проще выстраивать отношения с людьми и можно избежать множества ошибок, которые бывают из-за несдержанности.

Как контролировать гнев?

Прежде всего, нужно уяснить для себя, что если приступы злости повторяются часто (больше одного раза в две недели), то это нехороший признак. Он может свидетельствовать о наличии нарушений психики различного характера, начиная от стресса, невроза и заканчивая психическими заболеваниями. Если вы решили бороться с гневом, то это уже хорошо. Это означает, что вы признали у себя проблему. Сделали один из самых трудных шагов в изменении себя, решили бороться со своим характером.

Коротко можно выделить основные предпосылки возникновения гнева:

  • Стресс, психологическое напряжение, страх. Эти факторы могут быть в комплексе, а могут выступать и отдельными причинами. Когда человеку страшно, у него мобилизуются все его внутренние резервы, гнев будет как способ защиты от угрожающей ситуации.
  • Как приемлемая форма поведения. Почти у каждого есть в окружении люди, которые без зазрения совести кричат на окружающих, хамят или даже вступают в драку по малейшему поводу. В этом случае, злость выступает как доза адреналина и способ получения удовольствия – человеку нравится убеждаться, что он гораздо сильнее других, это доставляет ему садистское удовольствие.
  • Как способ выразить излишнее напряжение. Есть люди, которые долго никак не показывают своих негативных эмоций. Внутри растет напряжение. Наступает момент, когда человек за один раз все «выплескивает» наружу.

Если понять, что именно чаще всего вызывает раздражение и почему оно возникает у конкретного человека на конкретные ситуации, то станет проще контролировать свою излишнюю гневливость и раздражительность. Нужно более разумно подойти к этой проблеме, с минимум эмоций и субъективных переживаний. Только факты. Можно заранее готовить себя к тому, что может возникнуть раздражение.

Может ли гнев быть нормой?

Он может быть вариантом нормального, адекватного ситуации поведения. В случае, если человек проявляет его при опасности (мнимой или действительной) или он возникает разово, от излишнего эмоционального напряжения. Излишняя гневливость не может быть нормальной в обывательском смысле. Постоянное раздражение – это всегда плохо. Искать причины нужно прежде всего внутри себя. Внешние факторы - чаще всего не причины, а только предрасполагающие к гневу явления. Внутренние факторы - усталость, стресс, разочарование, страх также могут быть располагающими факторами к проявлению злобности. Как справиться с раздражительностью и гневом в этом случае? Подумать о себе, о своем состоянии. Почаще отдыхать и расслабляться. Иногда полезно отпустить ситуацию. Все может разрешиться само собой.

Гнев - нормальная реакция человека на неудовлетворение потребностей, если он выражается в социально-приемлемых формах и не ущемляет ничьих прав. Злость приходит в моменты, когда невозможно что-то получить или чего-то добиться. Иногда бывает целесообразнее снизить свои требования к окружающим, а свои потребности попытаться удовлетворить приемлемыми способами и усмирить эмоции.

Причины гнева

Психология рассматривает реакции гнева с разных точек зрения. Некоторые авторы в психологии считают, что если человек сможет контролировать свои эмоции, то он сможет решить многие проблемы развития своей личности. Некоторые же, наоборот, считают, что раз эмоции - это кратковременные реакции, то и тщательного анализа они не требуют. Возможно, если гневливость и злость подчинить разуму, жить на самом деле станет легче. Это, с одной стороны.

Но с другой, человек не может быть роботом. Мало того, эмоции помогают понять другого человека. Гнев, как и любая другая эмоция, может играть как отрицательную роль в жизни человека, так и положительную. Зачастую он выступает как защитная реакция. Или, когда человек занимает оборонительную позицию. Когда он уже мало думает, как контролировать свой гнев или раздражительность. Его мысли заняты защитой от окружающих или внешних обстоятельств. Особенно, это касается детей.

Злость может быть сигналом для окружающих, типа – опасно приближаться. На самом деле, функций может быть множество. Но для самого человека проявления злобы и раздражительность оказывают скорее негативное влияние на общее состояние. Злость истощает психику, делает ее более уязвимой. Еще поэтому так важно знать, как обуздать свой гнев и злобность. Человек начинает злиться и раздражаться, когда что-то идет совсем не так, как он задумал или хотел.

Основная причина – это неспособность (нежелание) себя сдерживать в конкретный момент. Не те обстоятельства, которые в данный момент вызывают раздражение, а именно неспособность человека на конкретные обстоятельства не злиться и не гневаться.

Как избавиться от гнева?

Сразу стоит отметить, что бороться нужно не с разовыми проявлениями, нужно разобраться с внутренними причинами злости и попытаться устранить их. Если вы заметили, что приступы злости стали возникать сравнительно недавно, то это явный признак внутреннего напряжения. Нужно работать с ним. Разберитесь в себе, для начала. Почему вы так бурно выражаете свои отрицательные эмоции. Как побороть злость? Сразу отметим, что окончательно от этого освободиться нереально. Людям нельзя постоянно держать себя в жестких рамках. Негативные эмоции порой нужно проявлять.

Если же гнев – для вас норма, то есть это постоянный ваш спутник, и все знакомые уже привыкли, что в случае чего вы рвете и мечете, то тут уже труднее. Гнев превратился в черту характера, и придется бороться не с гневом, а со своей злобностью.

В случае, когда гнев - это только разовый способ «сбросить» напряжение, он возникает редко, то особого повода для беспокойства нет. Если, конечно, от этого люди не страдают слишком сильно.

Способы борьбы с гневом :

  • Открытое вербальное выражение. Примеры: «Я сейчас такой злой, готов всех прибить», «Меня ужасно злит эта ситуация, я уже не знаю, как на это повлиять», «Меня раздражает, когда люди так поступают. Почему они так делают?». Ничего страшного, даже если эти фразы будут звучать на повышенных тонах. Главное, не переборщить.
  • Физические нагрузки. В случае, когда вы чувствуете, что гнев потихоньку овладевает вами, постарайтесь найти способ для интенсивной, кратковременной физической нагрузки – приседания, отжимания, бег, поднятие и перетаскивание тяжелых предметов. Достаточно 3-5 минут, гнев отступит. Подойдет даже быстрая ходьба. После этого вы сможете более цивилизованно выразить свое негодование.
  • Аутотренинг (внутренняя тренировка). Специальная дыхательная гимнастика или хотя бы просто глубокие вдохи и выдохи. Счет про себя, а если есть возможность, то вслух будет еще лучшим способом. Не обязательно порядковый. Нужно «загрузить» мозг любыми математическими операциями, пусть даже и сложными. Это будет только плюсом и поможет сдержаться.
  • Можно пойти поесть или выпить чаю. Еда оказывает успокоительный эффект. Дает энергию. А вкусная еда может снять раздражение. Шоколад, пирожные, конфеты. Сладкое дарит хорошее настроение. Пусть и на время. Но этого времени будет достаточно, чтобы негатив ушел. Трудно быть злым все время.

Только нужно помнить, что эти способы могут помогать, если нет серьезных внутренних проблем. Тревоги, страхи, волнения только провоцируют вспышки гнева и агрессии. Наивно было бы думать, что с приступами гнева можно справиться легко и просто. Этот процесс может растянуться на долгие месяцы. Все трудности надо преодолевать постепенно. Особенно, если это стало стилем поведения. Тогда неконтролируемые вспышки гнева уже превращаются в хамство и несдержанность, в неумение владеть собой.

Гнев, злость. Что такое гнев? Чем отличается гнев от злости? Почему мы злимся? Влияние гнева на организм.

Что такое злость, гнев и ярость?

Гнев, злость – это негативные эмоции, которые оказывают разрушающее воздействие на наш организм. Кроме того, эти эмоции широко порицаются обществом, думаю, вы не раз слышали: “злиться вредно”, “злиться на других плохо”, а в детстве взрослые нам часто говорили “не злись!”, то есть фактически запрещали переживать эти эмоции.

Во многих семьях детская агрессия подавляется со стороны родителей, в результате чего она трансформируется в злость, а детский гнев не каждый родитель может спокойно перенести, так как пока нас не научили подавлять “запрещенные” эмоции, мы выражаем их во всей полноте. Давайте рассмотрим, что же такое гнев, каковы его причины и как он влияет на наш организм.

Существует 3 вида эмоций, связанных с выбросом скопившейся энергии (часто подавленной агрессии): злость, гнев и ярость, которые различаются друг от друга степенью интенсивности, проявлениями в теле человека и его поведении. Злость часто употребляется как синоним гнева, хотя на мой взгляд, она менее интенсивна, и если рассматривать указанные ранее 3 эмоции на континууме, то злость – это своего рода первый этап. Если вы осознанно или неосознанно подпитываете эту эмоцию другими сопутствующими эмоциями вроде раздражения, негодования, обиды, а также негативными мыслями, то вы скоро обнаружите себя разгневанным. Гнев в свою очередь нарастает и если он не подавляется, то трансформируется в ярость. Ярость уже гораздо сложнее контролировать, именно в ярости мы говорим слова и совершаем поступки, о которых позже часто сожалеем.

Каковы причины гнева?

Мы злимся по разным причинам, ниже я перечислю основные из них.

1. Неудовлетворенная потребность. Вы хотите отдохнуть и побыть в тишине, а соседи затеяли ремонт. Вам нужна поддержка супруга, а он не в настроении и не готов вам ее предоставить. Собрались поработать дома, а близкие вас постоянно отвлекают. Вы долго готовили доклад или какой-то проект, а коллеги и начальник не оценили вашего труда, не дали вам долгожданное признание и похвалу.

2. Неудовлетворенные требования к миру или людям, в частности к себе. Когда кто-то действует не так, как “должен” был по вашему мнению, когда происходит что-то не так, как “должно” было, когда события или люди вокруг вас “несправедливы” по отношению к вам, или же когда у вас что-то не получается так, как вы бы того хотели, – все это выражение неосознанного требования. Ребенок не слушается вас (а должен!), вы торопитесь на работу, а прохожие будто “специально” идут медленно (а должны разбежаться в стороны и не мешать вам!), соседи который день что-то празднуют и мешают вам работать и отдыхать (а должны были соблюдать закон и учитывать интересы других!), супруг по какой-то причине не сделал то, что вы его просили (а должен был!). Каждый раз, когда вы выставляете какое-либо требование к миру, людям и себе самому – вы пытаетесь вернуть контроль. В основе зачастую лежит убеждение, что если не контролировать себя и других, произойдет что-то плохое.

3. Реакция на страх. Гнев – это также защитная реакция организма на какую-то угрожающую ситуацию, реальную или воображаемую. Есть инстинктивный защитный механизм “бей или беги”, который активизируется тогда, когда ваш мозг воспринимает ту или иную ситуацию как опасную для организма. Чтобы животное смогло атаковать в целях самозащиты, ему необходимо огромное количество энергии, то есть следует прийти в агрессивное состояние. У животного все происходит автоматически, однако человек может выбирать, что ему сейчас переживать и как реагировать на создавшиеся условия. Коллега сделал колкое замечание или отпустил неуместную шутку в ваш адрес, и вот вы уже на него злитесь и готовы “напасть” в ответ, или же “проглотить” эту негативную эмоцию, если вы привыкли избегать конфликтов. Никакой реальной угрозы вашей жизни нет, однако вы чувствуете, что под ударом находится ваша самооценка, авторитет и уважение коллег.

4. Неумение конструктивно защитить свои интересы, отстоять свои границы, выразить свою позицию. Часто мы используем энергию гнева для того, чтобы отказать кому-то или настоять на своем, потому что не можем это сделать в спокойном состоянии. Мы не умеем и кажется, что порой не способны постоять за себя, настоять на своем требовании или просьбе, сказать “нет” потому что не считаем, что имеем на это право, или что так себя вести некрасиво, неугодно, мы думаем, что можем обидеть другого человека своим отказом или мнением. Поэтому нам необходимо сначала разозлиться (как правило, это происходит неосознанно и мы понимаем, что разозлились, когда это проявилось в нашем поведении по отношению к другим) и таким образом дать себе право защищать себя и свои интересы. Ведь в данном случае вина ложиться частично на эмоции, с которыми мы не совладали (“это не я требую или отказываю, это мои эмоции заставляют меня так себя вести”).

5. Психоэмоциональное напряжение, или стресс. В жизни современного человека много стрессоров, поэтому можно смело сказать, что каждый из нас живет в постоянном стрессе, который отличается по своей интенсивности. Стресс – это психоэмоциональное напряжение, которому нужно давать выход. В противном случае оно накапливается и при падении “последней капли” вашего ангельского терпения вы вспыхиваете как спичка даже если повод несоразмерен вашей реакции. Допустим, вам предствит тяжелая неделя на работе, нужно вовремя закончить проект, сдать отчет или провести несколько важных встреч. К вечеру вы напряжены, раздражительны, но подавляете это состояние, отвлекаетесь, а утром все начинается заново. К концу такой недели, ваши “нервы” скорее всего будут на пределе, и любое неосторожное замечание вашей супруги может взорвать этой внутренний вулкан с накопленным и подавленным напряжением. Или же вы находитесь в декретном отпуске, занимаетесь ребенком, помощи от супруга нет, так как он проводит большую часть времени на работе, а тут еще малыш капризничает который день подряд. Если вы не снимаете напряжение, которое растет с каждым днем, не расслабляетесь, то через какое-то время заметите, что вас раздражает каждая мелочь, а любая невыполненная супругом просьба приводит чуть ли не в бешенство.

6. Подавленная агрессия требует выхода. Агрессия – это энергия, целью которой является воздействие на мир вокруг нас и людей в нем. Это наша активность, амбициозность, именно энергия агрессии движет нас вперед к нашим целям и помогает покорять новые вершины. Однако если мы регулярно подавляем эту энергию, вытесняем ее, не даем ей конструктивного выхода, то она быстро преобразуется в гнев и толкает нас на конфликт.

Как гнев влияет на наш организм?

Даниэль Гоулман в своей книге “Эмоциональный интеллект” отметил, что при определенных условиях “гнев равносилен самоубийству”. Чем чаще вы злитесь и чем сильнее приступы ярости, тем больше у вас шансов получить сердечный приступ в будущем. Кроме того, подавленный гнев, который вы пытаетесь контролировать и отказываетесь его выражать, приводит к сердечным заболеваниям, в частности к ишемической болезни сердца. Частый гнев и приступы ярости ослабляют нашу иммунную систему, нередко приводят к депрессии и уменьшают продолжительность жизни. Как справиться с гневом вы узнаете из статьи.

Если статья оказалась полезной для вас - поделитесь ею в соц сетях,
возможно для кого-то она будет вовремя и очень поможет!

Третья страсть – это гнев. Гнев – маска сумасшествия, пляска бесов, добровольная одержимость, зверские отношения людей друг с другом, драка дикарей. Гневливый похож на волка, который вцепился зубами в свою добычу и не отпускает ее, или на эпилептика, который упал на землю и корчится в конвульсиях. Когда гневливый не может сорвать свой гнев на других, то он мечется в своей комнате как зверь в клетке, ломает мебель, будто вещи провинились перед ним, бьет себя по голове и кусает руки до крови. В этом состоянии человек уверен, что он во всем прав и борется за то, чтобы установить справедливость. Но когда гнев проходит он видит свою душу, загрязненную бранными словами, как берег после отлива, где волны оставили мусор, вынесенный со дна моря. Нередко после припадка гнева у человека наступает стыд и раскаяние за то, что он причинил незаслуженные обиды и боль людям. Он старается загладить это, проявляя к ним особую ласковость, и становится мягким как щелк. Но это обманчивое состояние: через некоторое время вспышки гнева повторяются, иногда по самым неожиданным поводам. Гневливый похож на бомбу, которая может взорваться в каждое мгновение. Если даже гневливый прав, то его слова, напоенные злобой как ядом, не воспримет другой человек – он постарается защититься от них как черепаха, которая втягивает голову в панцирь: ведь человек, которого бьют во время драки, не думает, кто прав и кто виноват, а старается защититься от ударов. Не только внутреннее состояние разгневанного человека, но его внешний вид становится похожим на зверя. Если бы он в это время взглянул в зеркало, то не узнал бы самого себя в существе, у которого оскалены зубы как клыки, глаза мечут искры, лицо покраснело, будто залито багровой краской. Нередко человек корчится и делает странные движения, как трясется больной во время лихорадки.

Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.

Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.

Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.

Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми.

Гнев, соединенный с унынием, порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства.

Гнев, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность. Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос.

Гнев, соединенный с гордыней порождает ненависть к человечеству, фанатизм и беспощадность. Эти две страсти звучат в пафосе трибунов революций. Когда такие люди захватывают власть, то они становятся перманентными убийцами и маниакальными некроманами, особенно, если к этому еще прибавляется параноический страх за содеянные преступления. По преданию, таким страхом был обуреваем Каин после убийства Авеля. Он дрожал как лист и постоянно переходил с места на место, словно преследуемый невидимыми мстителями, как призраком убитого брата: то он прятался за стенами построенного им города, то блуждал в горах и скрывался в чащах лесов, пока не был убит случайной стрелой Ламеха, принявшего его за зверя.

Римский император Калигула – садист и параноик на троне римских цезарей – говорил, что жалеет о том, что у человечества нет единой шеи, чтобы отрубить ему голову одним ударом меча.

Ярость представляет собой высший накал гнева. Ярый означает «огненный». В состояние ярости у человека проявляется демонический импульс разрушения, более страшный, чем инстинкт зверя, почувствовавшего кровь. В этом состоянии он не жалеет ни своей, ни чужой жизни. Александр Македонский, названный Великим, за свою жизнь не проиграл ни одной битвы, но часто терпел поражения от собственного гнева. Однажды, в состоянии внезапной ярости, он убил своего лучшего друга, с которым был неразлучен как Ахилл с Патроклом, а затем сам ужаснулся своему поступку и горько оплакивал убитого.

Из других порождений гнева упомянем следующие страсти:

Злопамятство – окаменевший гнев; он таится в глубинах сердца и в любое время может вспыхнуть, как тлеющие под пеплом угли, если на них бросить хворост.

Мстительность – постоянное желание причинить зло своему обидчику. Подверженный этой страсти похож на ночного убийцу, который, спрятав нож в складках одежды, выслеживает жертву. Если в состоянии ярости человек бросается на врага, не таясь и не прячась, а лицом к лицу, то мститель обычно наносит удар в спину.

Зависть – это скорбь о чужой радости и радость о чужой скорби.

Ревность – следствие безумной привязанности к человеку и страх потерять предмет своей страстной любви. Это змея, живущая в сердце и постоянно кусающая его. Для ревнивого смерть лучше потери своего кумира.

Есть еще один вид гнева – холодное равнодушие, это огонь, превратившийся в лед. Христианам заповедано забывать обиды, а в этом случае человек старается забыть не обиду, а обидчика, изгнать его из своего сердца, вычеркнуть имя его из памяти. Это безразличие похоже на холод клинка, а не на христианское прощение, когда враг становится другом; оно скорее напоминает буддийское равнодушие и презрение стоиков, для которых мстить это унизить себя: мудрецу сравняться с невеждой, аристократу духа – с вонючим плебеем.

К греху гнева принадлежит также жестокое отношение к животным: желание мучить и причинять боль беззащитным существам. Например, ребенок отрывает голову у куклы, затем мучает кошку, бросает камнями в собаку, отрывает крылья у бабочек. Он начинает испытывать наслаждения, причиняя боль другим. Из таких людей часто вырастают маньяки и садисты, которые не только убивают, но подвергают пыткам свои жертвы.

Иногда жестокость и глухая ненависть к людям могут сочетаться, как ни странно, с сентиментальностью. Некоторые нацистские палачи, которые заживо сжигали людей в газовых камерах, возвращаясь домой после своей страшной работы, развлекались, играя на скрипке, и нежно ласкали своих детей.

Но, к сожалению, сочетание сентиментальности и жестокости характерно не только для этих профессиональных убийц. Всмотритесь в портрет Александра Блока. Его взгляд, отрешенный от мира, устремлен куда-то вдаль. В нем отражена не лазурь неба, о котором он так проникновенно писал, а метафизическая пустота. На его лице как неизгладимая печать – жестокая складка губ. Тогда начинаешь понимать, откуда обаяние его демонической лирики. Это странное сочетание: потухшие глаза умирающего голубя и губы Мефистофеля.

Возьмите портрет Брюсова, написанный Врубелем. Кажется, что темное пламя вырывается из груди и сочится из глаз этого князя декадентов, как бы обнажая даже и не звериную, а зверскую глубину или, точнее, изнанку его души.
Корифеи русской поэзии 20-го века: Брюсов, Блок, Андрей Белый, приветствовали революцию не только потому, что страшились расправы и чтобы выжить стали на колени перед победителем, но еще потому, что багряный отсвет революции уже давно горел в их душе, как искры ада. В революции они нашли свое, хотя «свое» оказалось веревкой виселицы. Блок открыто радовался кровавой оргии революции и призывал узурпаторов власти разрушать церкви и монастыри. Брюсов сочинял реквиемы на смерть Ленина, похожие на Интернационал. Пастернак написал поэму о лейтенанте Шмидте – офицере, изменившем своей присяге, а затем, в течение нескольких лет составлял «Лениниаду» (будучи полиглотом, по поручению советского правительства он выписывал из иностранной прессы все, что касалось Ленина). Сологуб – модный лирический поэт предреволюционных годов, в анонимном стихотворении призывал народ водрузить три виселицы: на одной повесить царя, а на других – царевен. Чем не образ екатеринбургской Голгофы? (Андрей Белый в своих воспоминаниях свидетельствует, что эта мерзкая анонимка принадлежала Сологубу).

Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя. Правда, сказанная с раздражением и злобой, звучит как ложь. Если человек сумел промолчать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не удалось обмануть его. Успокоившись, он найдет другие слова, чтобы сказать человеку то, что хотел.

Когда подступает гнев надо вспомнить о смерти и представить две могилы рядом друг с другом: в одной будешь лежать ты, в другой – твой обидчик; что осталось от тебя и от него? Кости и тлен. Глаза, которые смотрели дерзко, вытекли из орбит; сердце превратилось в горсть гноя, язык, говоривший злобно и гордо – изъеден червями. Подумай, что жизнь это только сон, который проходит бесследно, как тает весенний снег. Что значат все земные страсти перед тайной смерти и вечности.

Для борьбы с гневом необходима перемена нравственных ориентиров человека. Одной из причин гнева является разрыв между желанием и возможностью. Поэтому в борьбе с гневом надо рассмотреть наши желания и стремления – правильны ли они. Ложное желание, основанное на страсти, вызывает ложные представления. Человек попадает в область иллюзий, образами которой питаются ум и сердце. Неисполненное желание порождает протест, как волна, ударившаяся о камень – обратную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необходимо определить главную цель жизни и подчинить ей свои душевные силы. Для этого надо очищать ум от фантазий и воображений, которые порождают иллюзию мысли, а сердце – от гордости и притязаний на особое место в мире.

Итак, борьбу с гневом надо начать с исправлением мысленной силы – ума, затем – желательной силы (область эмоций), а потом – раздражительной силы (реактивной силы души).

Для борьбы с гневом, также как с другими страстями, необходима внутренняя молитва. Если невозможно отложить спор на время, когда полностью успокоится сердце, то надо положить себе правило: 33 раза сказать Иисусову молитву, прежде чем ответить человеку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих».

Существуют два вида гнева: естественный и греховный. Естественный гнев является необходимым свойством человеческой души, защищающим ее от вторжения невидимых духовных змей – как иммунная система защищает организм человека от болезнетворных начал. Это гнев против демона и греха. Он является стражем души; без него невозможна чистота сердца, стяжание благодати и любовь к Богу. О таком гневе написано в Библии: «Гневайтесь и не согрешайте».

Без гнева невозможно очищать душу от страстей и изгонять нечистые помысли во время молитвы. Без святого гнева сама любовь деградирует в равнодушие и попущение греху. Многие объясняют свое безразличие снисходительностью и милосердием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе существует прием: обращать силу противника против него самого. В духовной борьбе надо научиться обращать святой гнев против страстного, извращенного гнева. Великое искусство гневаться на гнев. Вначале это покажется парадоксальным: как можно огнем тушить огонь, ветром останавливать ветер и рекой преграждать поток другой реки? Но упражнения в этом искусстве и опыт – научат, что надо делать. Нужно гневаться на гнев, как на позорное состояние богоподобной души.

При этом обнажается причина греха, которая ранее было скрыта от человека. Если можно употребить такое сравнение, то гнев, подчиненный разуму, подобен прирученному льву, который защищает своего хозяина от хищных зверей.

В настоящее время стали распространяться восточные учения, где борьба со страстями, в том числе с гневом, основана на порочных антропологических предпосылок, а именно, что само тело человека будто является злом и поэтому эмоциональную сферу следует не очищать от страстей, а уничтожать. При уничтожении естественного гнева наступает состояние эмоционального безразличия, притупляется отвращение к греху и постепенно стирается граница между добром и злом.

Борьба с гневом является в тоже время пробуждением, освобождением и восстановлением естественного гнева в его в прежних законных границах. Это необходимо для исцеления и возрождения всей тримерии человека. Человек, овладевший искусством гневаться на гнев, сможет подавлять вспышки этой страсти вначале, как тушат водой загорающийся огонь.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что есть люди от природы незлобивые и гневливые, но он больше ублажает вторых, если они через труды и подвиги победили свою страсть.

Паисий Святогорец

Как преодолеть гнев

— Геронда, я хочу освободиться от гнева Вижу, насколько неуместен для монаха гнев.

— Гнев, чистый гнев — это сила души. Если человеку от природы кроткому это свойство его характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого. Если он не будет пользоваться этой силой правильно, то ей воспользуется диавол. Если человек по природе мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай дело сделано. Поэтому высот в духовной жизни достигают люди, в которых есть искра сумасбродства

— Значит, геронда, мне нужно было бы гневаться на диавола, а не на сестёр.

— Видишь ли, вначале человек гневается на других, потом, если будет подвизаться, станет гневаться на тангалашку, а в конце приходит к тому, что гневается только на своего ветхого человека, на свои страсти. Потому старайся гневаться только на тангалашку и на свои страсти, а не на сестёр.

— Геронда, мои гнев и упрямство — это детские страсти?

— Нет, дорогая! Понятно, если маленький ребёнок злится, стучит ножками и кричит «не хочу, не буду!» Но с возрастом он должен от этого избавиться, сохранить только детскую простоту, непосредственность, а не свои детские глупости. Видишь, некоторые потом до чего доходят! Бьются в гневе головой о стенку — хорошо, что Бог так устроил, что у людей крепкая голова, поэтому с ними ничего не случается! Другие рвут на себе одежду! Был человек, который каждый день в гневе рвал на себе рубашку. Рвал на кусочки, чтобы не срываться на других.

— Получается, что гнев — это вымещение злобы?

— Да, но не лучше ли вымещать злобу на своём ветхом человеке, чем на других?

Почему мы гневаемся

— Мне кажется, что я не гневаюсь, а просто раздражаюсь.

— Это как? Если раздражаешься, то должна посмотреть, нет ли в тебе страсти гнева. Одно дело, если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может ответить: «Да отстань ты!» — хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только «здравствуй». Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться.

— Когда у меня нет мира с собой, то меня раздражает любая мелочь.

— Если у тебя нет мира с самой собой — значит, у тебя духовное недомогание и неудивительно, что ты так реагируешь. Если человек болен, он иногда устаёт даже от звуков речи. То же самое, когда он в плохой духовной форме, у него нет трезвения, терпения, снисходительности.

— Геронда, почему я гневаюсь по малейшему поводу?

— Гневаешься, потому что думаешь, что всегда виноваты другие. В тебе гнев происходит от того, что ты принимаешь относительно других помыслы, приходящие слева. Если будешь принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что тебе сказали и как сказали. Будешь принимать ответственность на себя и не будешь гневаться.

— Но, геронда, я не могу поверить, что всегда виновата именно я.

— Похоже, что в тебе есть скрытая гордость. Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе самооправдание, гордость, нетерпение, наглость.

— Геронда, почему сегодня люди так легко раздражаются?

— Сейчас и мухи раздражаются! У них упрямство, настойчивость! Раньше, если ты муху отгонял, она улетала. Теперь упорно сидит… Но правда и то, что сегодня и некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным

— Почему теперь, когда живу в монастыре, не гневаюсь, а в миру сильно гневалась?

— Часто из-за внешних причин человек испытывает недовольство и срывается, потому что не испытывает удовлетворения от того, что делает и хочет чего-то другого. Но такое раздражение как внешняя пыль, оно исчезает, когда человек находит то, к чему стремится.

«Гневайтеся, и не согрешайте»‘(Пс.4,5)

— Геронда, негодование происходит от эгоизма?

— Не всегда Есть и праведный, священный гнев. Пророк Моисей скрижали с заповедями держал в руках, но, когда увидел, что израильтяне приносят жертву золотому тельцу, в священном гневе бросил их на землю и разбил (См.Исх.32,1-24). Прежде чем подняться на гору Хорив13, где он должен был получить заповеди, Моисей сказал израильтянам, что они должны делать до его возвращения. К тому же они и сами видели молнии и слышали гром на вершине Хори-ва, но, так как Моисей долго не возвращался, они стали искать себе бога Пошли к Аарону и сказали ему. «Мы не знаем, что случилось с Моисеем Кто нас теперь поведёт? Сделай нам богов, чтобы они вели нас». Аарон сначала не соглашался, но потом уступил. Люди взялись за работу. Построили печь, побросали в неё всё золото, которое им дали египтяне перед исходом из Египта, и сделали целого золотого тельца. Водрузили его на большой камень и стали пить и веселиться. «Он поведёт нас», — говорили люди. Тогда Бог сказал Моисею: «Иди скорее вниз, потому что народ изменил Мне». Спускаясь с Синая, Моисей услышал крики. Иисус Навин, который ждал его внизу, говорит «Что случилось? Пришли иноплеменники!» «Это не боевые крики, это веселье», — ответил ему Моисей. Они подошли ближе, увидели, как люди веселятся, потому что золотой телец поведёт их в Землю обетованную! Видишь, телец-то был золотой!… Вознегодовал Моисей, бросил на землю и разбил скрижали с заповедями.

Человек духовный может рассердиться, вознегодовать, закричать, но по серьёзному духовному поводу. Внутри у него нет зла, и другим он зла не причиняет. «Гневайтеся и не согрешайте» — не так ли говорит ли пророк Давид?

«Уготовихся и не смутихся» (Пс.118,60)

— Геронда, как же мне преодолеть гнев?

— Задача в том, чтобы не доходить до гнева. Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает.

— А как не доходить до гнева?

— Необходимо бодрствование. Следи за собой и сдерживай свой гнев, чтобы страсть не пустила в тебе корни. А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить её топором, она постоянно будет давать новые побеги. Помни сказанное пророком Давидом: «Уготовихся и не смутихся». Знаешь, как один монах поступал? Выходя из кельи, он крестился и говорил: «Боже мой, сохрани меня от искушений». Он был готов к встрече с искушением. Словно стоял на страже. Смотрел, с какой стороны придёт искушение, чтобы защититься от него. Если какой-нибудь брат делал ему что-то плохое, он был готов и отвечал ему кротостью и смирением. То же делай и ты.

— Геронда, иногда, когда бывает искушение, я себе говорю: «Промолчу», но под конец не выдерживаю, срываюсь.

— Что значит срываюсь? А сорванное потом куда девается? Сгорает? Похоже, в тебе мало смирения, поэтому ты доходишь до определённого предела, а потом срываешься. Нужно ещё чуть-чуть смирения. Прежде чем заговорить, прочитай два-три раза молитву Иисусову, для просвещения. Одна женщина, когда сердилась, сначала читала «Верую» и потом открывала рот. Мирские люди, а, видишь, как подвизаются!

— Что делать, если мне не нравится манера поведения одной из сестёр?

— Относись к сестре по-доброму. Постарайся оправдывать её с любовью. Это поможет тебе приобрести естественным образом постоянное хорошее духовное расположение. И когда к тебе придёт страсть гнева, то найдёт твоё сердце занятым любовью и, не имея места, где остановиться, уйдёт.

Смирением и молчанием мы побеждаем гнев

— Геронда, как человек может победить гнев?

— Смирением и молчанием мы побеждаем гнев. Почему мы называем змею мудрой? Хотя у неё есть сильное оружие, яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать небольшой шум, она сразу уползает: не идёт напролом, уступает место нашему гневу. Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека. Однажды кот Дикас у меня в келье собирался придушить лягушонка. Лягушонок сидел без движения, и Дикас оставил его в покое и ушёл. Лягушонок своим молчанием и смирением… победил кота Но стоило бы ему хоть немного пошевелиться, Дикас схватил бы его, стал бы бросать и бить как бубен.

— Когда у нас с сестрой бывают разногласия и каждая стоит на своём, то мы заходим в тупик, и под конец я раздражаюсь.

— Видишь ли, одна из двух должна смириться и уступить, иначе никак. Если два человека хотят пронести в маленькую дверь длинную доску, кто-то из них должен зайти первым, другой за ним по-другому они не смогут её занести. Когда каждый стоит на своём, это всё равно, что бить камень о камень — только искры летят!- Жители фарасы, когда кто-то стоял на своём, говорили: «Пусть твой козёл будет козочкой, а мой козлёнком», и так избегали ссоры. Во всяком случае, тот, кто уступает, оказывается в выигрыше, потому что чем-то жертвует, и это приносит ему радость и мир.

— А если человек внешне ведёт себя правильно и уступает, а в душе возмущается?

— Это значит, что в нём ещё жив ветхий человек, и он с ним борется.

— Но почему, геронда хотя он и правильно себя ведёт, но внутреннего мира не имеет?

— Как же у него будет мир? Чтобы у человека был мир, он должен и внутренне быть правильно сориентирован. Тогда уходит гнев, беспокойство, и в человека входит мир Божий. А когда приходит душевный покой, то уничтожает чад гнева душевные очи очищаются, и человек начинает видеть ясно. Поэтому Христос именно о «миротворцах» говорит, что они «сынове Божий нарекутся» (Мф.5,9)

Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 5. Москва, 2009 г.

Молитва от гнева аввы Дорофея

Боже милосердый и человеколюбивый! По неизреченной твоей благости сотворивый нас из ничего, для наслаждения Твоими благами, и кровию Единородного Сына Твоего, спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей! Приди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети возмущению сердец наших, чтобы Ты не лишился в один час нас обоих, чад Своих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: «коя польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во истление», и: «аминь глаголю вам, не вем вас», потому что светильники наши погасли от недостатка елея. Аминь.

главной причиной гнева и раздражительности называл гордость.

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости».

Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично:

«Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».

Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду:

«Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься».

Гнев губит здоровье и сокращает жизнь

Предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал:

«От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания».

Старец Антоний называл раздражительность смертной отравой, которая губит здоровье и сокращает жизнь:

«В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает».

Как исцелиться от гнева и раздражительности

учил удерживать себя от раздражения, чтобы не потерять душевный мир:

«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».

Старец писал о раздражительности:

«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».

Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:

«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».

Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем – путем смирения и самоукорения:

«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением».

Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:

«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.

Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».

Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:

«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»

А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:

«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».

Если мы кого-то обидели

Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:

«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».

Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:

«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».

Если обидели нас

Старец Макарий пояснял, что даже несправедливый наш обидчик все же не смог бы нас обидеть и оскорбить без попущения Божия, потому и следует считать его орудием Промысла Божия:

«Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорблением, а считать его орудием Промысла Божия, посланным нам показать наше устроение».

«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению».

Об обидчиках, о тех, кто несправедливо оскорбляет, преподобный Иосиф писал:

«Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

Старец считал полезным подвергаться обидам, «когда нас толкают»:

«А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».

Иногда после нанесенной нам обиды мы долго не можем прийти в себя, обрести душевный мир. Душа изнемогает от бессмысленных воспоминаний, ум вхолостую снова и снова прокручивает неприятную ситуацию. Преподобный Амвросий в таких ситуациях советовал:

«Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? То скажи своему помыслу: теперь поздно говорить – опоздала».

«Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».

Чтобы научиться переносить обиды терпеливо, преподобный Амвросий советовал вспоминать свои собственные неправые дела:

«Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может, ты теперь невинен, то прежде много грешил – и тем убедишься, что достоин наказания».

Одна сестра спросила у старца Амвросия:

– Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями. Батюшка, научите меня терпению.

На что старец ответил:

– Учись и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей. Будь сама справедлива и не обижай никого.

Если помириться не получается

Иногда мы желаем мира, но примирения не происходит. Старец Иларион наставлял в таком случае:

«…ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».

Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:

«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением и благодарением за все Господа удобнее спасешься».

Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.