Методическая разработка «Музыкально-ритмические движения в детском саду. Проект для дошкольников «Правила дорожного движения Оборудование в детском саду для лазания, перелезания, подлезания, проползания

Обучение дошкольников правилам дорожного движения. Работа с родителями по правилам дорожного движения

Знакомство ребёнка с дорожно-транспортной средой имеет свои особенности. Для этого ему важен личный опыт, испытание на себе этой среды, как он испытывал огонь свечи или горячую пищу. Однако последствия ДТП нельзя испытать на себе лично, оно не адекватно лёгкому ожогу. Поэтому личный опыт должен быть заменён опытом, накопленным обществом, путём проведения превентивных мер по предварительному обучению детей безопасному поведению на дороге.
Слово «общество» употреблено в этом вопросе не случайно. Обеспечение безопасного поведения ребёнка на дороге должно быть частью государственной программы обеспечения безопасного движения на дороге всех людей. Каждый родитель заботиться о своём ребёнке, а государство (общество)заботится обо всех детях. Обществом является всё : папы, мамы, бабушки, дедушки, взрослые, водители, средства массовой информации, специальные журналы и газеты, отчёты, справочники и руководства для разработки мер по безопасности движения, тематические конгрессы и конференции, месячники безопасности дорожного движения, специальные учебные заведения.
Первым учителем , который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное - он должен привить устойчивые навыки безопасного поведения ребёнка в любой дорожной ситуации.
Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасное™ на дорогах. Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они описаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Воспитатели дошкольных учреждений по тому воздействию, которое они ока-зывают на ребенка, идут следом за родителями. Порой они дома что-то делают или не делают именно потому, что так сказала их любимая воспитательница. Их авторитет порой ставится выше, чем авторитет родителей. Именно это воспитатели должны максимально использовать и учитывать, когда они ведут работу но воспитанию у ребенка навыков безопасного поведения на дороге.
Навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, по¬
могут ему несколько позже приобрести знания.

Навык - это способность ребенка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания, путем многократного повторения.
Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в отдельных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки могут складываться как в результате своих наблюдений и опытов, гак и в результате воспитания других лиц. Они могут иметь как положительное отношение к модели своего поведения, так и отрицательное.
Модель поведения ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств слева и справа, в отсутствии ограждения дороги и разделительной полосы, а затем переходить проезжую часть. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становится привычкой переходить проезжую часть в любом месте как при наличии транспортных средств слева и справа, так и при наличии ограждений проезжей части и газонов на ее разделительной полосе.
Знания - это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге. Нужный для ребенка объем знаний предусмотрен действующими программами для дошкольных и общеобразовательных учреждений и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, ребенок не может безопасно ходить по дороге. Для этого ему нужно владеть специальными навыками и положительными привычками, которые" он может получить только у своего первого воспитателя или родителя, способных,используя свои знания, дать эти навыки и привычки.
Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет.
Все навыки и привычки, а затем и знания, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослых, а положительные привычки в первую очередь под влиянием воспитателей, учителей, грамотных и серьезных родителей, для которых безопасность ребенка не безразлична.
Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой и родители не в состоянии развить мыслительный навык. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге. Они помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, избежать возникновения ДТП.
Пешеход, а следовательно и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходными с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций-ассоциаций, тем большую безопасность он способен себе обеспечить. * Однако стандартных ситуаций очень много, и на их систематизацию в памяти уходит несколько лет. Знакомство ребенка с дорожной ситуацией, с транспортом как элементами окружающей его среды имеют свою специфику. Он не может ее«попробовать», а для него важен личный опыт. ДТП нельзя смоделировать с участием ребенка. Однако очень важно заранее обучить ребенка безопасному поведению на дороге. Здесь личный опыт должен быть заменен опытом, накопленным обществом. Развитию таких мыслительных навыков способствует внедренное в дошкольных учреждениях ситуационное обучение, овладев которым, только воспитатель способен выработать у ребенка мыслительный навык.
Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения -приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.
Дети в процессе учебы должны наблюдать за реальной обстановкой на дороге или воспроизводимой на макете. В Финляндии, Швеции и других странах есть специальные автобусы, на которых дети выезжают на дорогу и вместе с воспитателем анализируют дорожную обстановку.
В наших условиях при выходе на дорогу или при занятиях на макете под руководством воспитателя дети учатся узнавать опасную ситуацию, ее основные признаки, объяснять наиболее вероятное развитие ситуации, вырабатывать решения, предупреждающие ДТП.
Для анализа опасной ситуации воспитатель использует разнообразные технические средства: макеты, альбомы, слайды, кинофильмы, видеомагнитофоны. Наибольший эффект дает ситуационное обучение, когда оно проводится параллельно с изучением Правил дорожного движения.
Правила являются нормативным (юридическим) актом, который устанавливает, что пешеход должен или чего не должен делать на дороге. На вопрос, как действовать пешеходу, чтобы выполнять требования правил, там ответа чаще всего нет. К тому же даже хорошие знания правил не спасают пешехода от возможных грубых ошибок, что подтверждает статистика ДТП!
Задача любого воспитателя - дать ребенку необходимые навыки безопасного поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях, позволить ему увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать ее.
Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге -главная задача воспитателя. При этом только он имеет возможность действовать следующими приемами:
- использовать свой и родительский авторитет и нежелание ребенка
огорчить их своим поведением;

Показать возможные последствия лично для ребенка;
- использовать игровую ситуацию для введения ребенка в роль культурного пешехода с положительными привычками;
- активизировать его творческую саморегуляцию;
- развивать его мыслительные (умственные) навыки.
К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:
- «Это нужно для меня»;
- «Это нужно для сохранения авторитета мамы, папы,
воспитателя»;
- «Я буду хорошим пешеходом»;
- «Я буду хорошим примером для других».
Как видим, у дошкольника есть потенциальные возможности усвоить новые правила дорожного движения и уменьшить вероятность попадания его в ДТ11. Использовать эти возможности - задача воспитателя.
Проблема обеспечения безопасности детей на дорогах чрезвычайно важна и очень многообразна. Задача обучения воспитателем детей далеко не однозначна и не проста. Она включает в себя:
- знание психофизиологических и возрастных особенностей детей.
- знание собственно предмета «Правила дорожного движения» и понимание его не только охранительной, но и нравственной сущности
- педагогическое умение привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
Я целенаправленно организовала свою работу по выполнению этих рекомендаций. И уже через год ощутила положительные результаты, убедилась, что изучение правил дорожного движения доступно детям дошкольного возраста.
Мной составлен перспективный план по обучению детей всех возрастных групп правилам дорожного движения, разработаны памятки, состоящие из двух разделов: 1) Что должны знать воспитатели; 2) Что должны знать родители
Перспективный план и памятка позволили правильно, в соответствии с «Программой» отобрать материал для работы с детьми.
Раз в два года с помощью работников ГИБДД мы проводим семинар, на котором воспитатели слушают выступления из опыта работы, получают рекомендации по использованию новых диафильмов, художественной и методической литературы.
В моей работе стали системой совместные встречи коллективов дошкольного учреждения и школы с сотрудниками ГИБДД. На них сотрудники ГИБДД рассказывают о дорожных происшествиях, их причинах, рекомендуют педагогам, на что следует обратить особое внимание в своей деятельности, а воспитатели и учителя рассказываю! о состоянии обучения детей правилам дорожного движения.
Для обучения детей правилам дорожного движения необходимы специальные пособия. Создавали мы их постепенно. Вначале сшили костюмы, нагрудники с изображением различного вида транспорта, сделали светофоры для занятий и игр, приобрели жезлы регулировщика. Изготовили небольшой макет части города для упражнений детей в правильном переходе улицы. Для занятий приобрели разные виды грузовых и легковых автомобилей, фургоны, автобусы и другие виды транспорта. Укреплена материальная база. На территории сада оборудовали автогородок. Отвели специальное помещение, где размещены дидактические и настольные игры, атрибуты к сюжетно- ролевым играм, макеты города.
Взяв за основу специальную методическую детскую литературу я разработала конспекты, беседы о правилах дорожного движения. Большое внимание уделяю составлению логических задач, подборке дидактических nip. Разработала карточки оборудования занятий по обучению детей правилам дорожного движения.
Обучение детей правилам дорожного движения проводятся с первой младшей группы . Дети этого возраста учатся различать грузовые и легковые автомобили, называть части автомобиля; у них формируются пространственные ориентировки, умения различать красный и зелёный цвета. Всё обучение детей проводится в игровой форме. Так, при проведении дидактической игры «Красный - зелёный» воспитатель говорит детям: «Ты, Алёша, вместе со своим другом Мишуткой идёшь в гости к бабушке. Когда я покажу зелёный кружок, вы с Мишей идите, когда я покажу красный кружок - стойте». Такая игра, по с разными игрушками проводилась с детьми несколько раз. Дети хорошо научились различать красный и зелёный цвета. Потом им объяснили, почему при зелёном цвете светофора надо идти, а при красном стоять.
Во второй младшей группе, опираясь на знания, полученные детьми в первой младшей группе, продолжаю работу по формированию у детей пространственной ориентировки, учу их различать грузовые и легковые машины, закрепляю умение называть части автомобиля.
Дети на прогулках наблюдают за различными видами транспорта, в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации с изображением машин называют их.
Используя игры с не сложными правилами и сюжетом, закрепляю у ребят умение различать красный, зелёный и жёлтый цвета, учу ориентироваться в пространстве, знать понятия «далеко, близко, вверху. внизу, слева на право, справа на лево».
В игровых ситуациях учу детей правильно входить в автобус к выходить из пего. В качестве транспорта использую модели «автобуса» Много внимания уделяю индивидуальной работе с детьми: рассматриваем картинки, игрушки, изображающие автобусы, машины, светофор. В беседах с детьми выясняем, на каком транспорте они ездили, в какую дверь входили и выходили, что говорил водитель.
Знания, приобретённые детьми в младших группах, расширяются и углубляются в последующих. Гак, в средней группе дошкольники должны были знать где могут ходить люди и где ездить машины. Почему? В этой группе детям впервые объясняли для чего нужен светофор. Они рассматривали игрушку - светофор, иллюстрации с изображением светофора. Во время прогулки ходили к ближайшему перекрёстку, наблюдали за работой светофора, рассказывали о назначении его световых сигналов (зелёный разрешает ехать автомашинам и идти пешеходам, красный запрещает, а жёлтый предупреждает о томя, что сигнал сейчас переменится). Дети видели, как с помощью светофора регулируется движение машин, людей. Полученные знания закреплялись в дидактических играх и упражнениях, а также на занятиях. Например, на занятиях физкультурой дети играли в игру «Найди свой цвет» с использованием цветных флажков, светофоров с одним зажженным световым сигналом.
Дорожное движение требует от человека большого внимания, поэтому значительное место в играх я уделяю его развитию у детей, задавая им вопросы тина: «Что изменилось?», «Кто позвал?», «Кто ушёл?», «Сделай, как было» и др.
Дети средней группы впервые встречаются с сотрудниками ГИБДД , которые в доступной форме рассказывают им о том, как строго они следят за тем, чтобы водители и пешеходы выполняли правила дорожного движения. Дети рассматривают их машину, узнают о назначении цветового сигнала фонаря па крыше машины.
Из года в год знания, приобретённые детьми расширяются. В старшей группе ребята знакомятся с такими понятиями, как переход, проезжая часть дороги, дорожные знаки. Для этого использую целевые прогулки, экскурсии, беседы, игры, логические задачи, чтение художественной литературы.
Много внимания уделйю ознакомлению детей с дорожными знаками. Некоторые ребята, родители которых имеют автомашины, довольно хорошо знают назначение тех или иных дорожных знаков и охотно помогают усвоить их другим. Мы начинали работу с ознакомления дошкольников с предупреждающими знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Животные на дороге», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»; Затем запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Въезд запрещён». Во время игр е «транспортом» дети узнают предписывающие знаки: «Круговое движение», «Движение только прямо», а также указательные: «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пешеходный переход». Обращаю внимание на то, что знак «Пешеходный переход» есть в предупреждающих и указательных знаках, но назначение его разное. Предупреждающий знак предназначен для водителей: «Будьте осторожны, впереди пешеходный переход, уменьшите скорость, следите за дорогой», а указательный знак помогает пешеходам: «Не переходите дорогу в не положенном месте, рядом пешеходный переход». Внешне эти знаки разные, одинаков лишь рисунок.
В старшей группе знакомлю детей с работой регулировщика. В нашем городе на сверх основных перекрёстках установлены светофоры, поэтому видеть работу регулировщика невозможно. Снова обратились в ГИБДД с просьбой показать работу регулировщика специально для ребят, рассказать, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик сто;/:v в центре, какое движение жезлом он делает, чтобы разрешить движение или запретить его. Чтобы закрепить и расширить знания детей о работе регулировщика, показали два диафильма «А ты знаешь?» и «о профессии регулировщика», читали главы из книги Б.Житкова «Что я видел» и С. Михалкова «Дядя Стёпа милиционер».
Дети получили чёткое представление о том, что правила предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизней и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их: ходить только по правой стороне, иначе натолкнёшься на встречного пешехода, помешаешь его передвижению; переходить дорогу только гам, где имеется пешеходный переход, при двустороннем движении транспорта переходить дорогу посмотрев сначала на лево, а дойдя до середины дороги - на права, ожидать транспорт только на специальной остановке.
Свои знания о правилах дорожного движения дети отражают в рисунках, играх. Изображая дома, дорогу, они рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. Во время игр ребята не только закрепляют правила дорожного движения, но и учатся культуре поведения в общественном транспорте: уплатить за проезд, не садиться, если стоит взрослый и т.д. Для закрепления знаний детей правил дорожного движения провожу викторины, в которых использую логические задачи. Например: «Петя и Коля бегут по тротуару, на встречу им идёт женщина с сумкой. Ребята не заметили женщину, столкнулись с ней, женщина выронила сумку. Петя с Колей подняли её и отдали женщине. Почему дети столкнулись с женщиной? Что они сделали неправильно? Что правильно? Что должны были сделать ещё?»
В подготовительной к школе группе проводится работа по закреплению знаний детей правил дорожного движения, полученных в предыдущих группах (дети решают логические задачи, выполняют игры упражнения). На территории детского сада имеется автогородок, где наши дети имеют возможность ежедневно упражняться в выполнении правил дорожного движения в соответствии с поставленными дорожными знаками. Площадка, оборудованная действующим светофором, дорожными знаками, детским транспортом, различными постройками, привлекает детей, позволяет играть почти всей группой: водителям надо отремонтировать машины на станции технического обслуживания, заправить их бензином, заехать в пункты медицинской помощи, питания - везде их ждут. Любимая роль детей в этой игре сотрудник ГИБДД, который следит за движением машин и пешеходов на дороге.
Я разъясняю дошкольникам, как важно не только знать, но и следовать правилам дорожного движения им, как будущим школьникам, Скоро они самостоятельно, без родителей, должны будут ходить по улицам города в школу. После беседы проводим обучающую игру «Мы идём в школу». Игая, дети упражняются в переходе дороги гам, где нет светофора, используя «остановки безопасности». Работу проводимую по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения, связываю с развитием речи. В подготовительной к школе группе в течении года несколько раз планирую занятия, на которых дети составляют рассказы на темы: «Светофор», «Как «Москвич» заблудился», «Алёшина дорога в школу» и др. рассказы детей построены на знании правил дорожного движения.
Осуществлять обучение детей правилам дорожного движения нам помогают родители.

Семья- это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего болылого человеческого общества.
Ф. Адлер

Родители должны дать ребёнку не только навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человек;! внешней среде, в том числе и в дорожно- транспортной среде, очень динамичной, в которой ситуации очень меняются.
Ребёнка нет дома, и у матери болит душа: всё ли благополучно? Только бы ничего не случилось! Эта извечная человеческая боязнь случая в наше время особенно обоснованна, потому что за последние годы количество несчастных случаев на дорогах, связанных с детским травматизмом, постоянно растёт. В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребёнком, научить считать или рисовать, но редко находят пять минут в день и даже в неделю, чтобы обучить ребёнка правилам безопасного поведения на дороге, уберечь его от несчастного случая.
Шведский родитель утверждает: «Если мой ребёнок не будет знать таблицы умножения, то вероятность того, что это приведёт к травме или гибели ребёнка, практически равна нулю. Но если он не будет знать правил безопасного поведения на дорогах, то вероятность того, что это приведёт к травме или гибели ребёнка, очень большая». В этой стране и других странах мира постоянно проводятся научные исследования по вопросам влияния обучения в семье и в школе на безопасное поведение ребёнка. Первый экзамен в своей жизни во многих странах Нвропы ребёнок сдаёт в первом классе по Правилам дорожного движения с вручением ему в торжественной обстановке удостоверения пешехода. Очевидно, поэтому в Финляндии, Швеции, Англии единицы погибших детей в год, а в нашей стране- тысячи. Не говорите, что это маленькие страны- у них количество автомобилей в десятки раз больше, чем в пашей.
Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестёр в воспитании ребёнка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка всё, что делают, особенно мама и папа,- правильно и лучше не бывает. Родители для ребёнка в возрасте от семи лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов своей семьи. Именно в возрасти до семи лет, когда родители ребёнка водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи (об этом папа или мама обязаны напоминать другим членам семьи) могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребёнком делают первый шаг на проезжую часть дороги.
Любой член семьи с ребёнком, которого он держит за руку, или ребёнок держится за их сумку, может перебегать проезжую часть в неположенном месте или на красный сигнал светофора. О том, что произошло нарушение правил, взрослый знает, а ребёнок или не знает, или предупреждает взрослого: «А нам воспитательница говорила, что по красному сигналу светофора переходить проезжую часть нельзя». В любом случае он в своём сознании эту дорожную ситуацию зафиксируем. Если можно с напой (мамой, дедушкой, бабушкой или старшим братом) значит, так можно вообще; если ничего не случилось при этом переходе, значит, ничего никогда не случится. И ещё хуже, если так сделали мама или папа- значит, так надо делать всегда. Все члены семьи этого ребёнка, помните! Вы закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге- основу возможной будущей трагедии.
Но своим психофизиологическим особенностям дошкольник сам, даже сознательно выполняя все правила для пешехода, ходить по дороге и переходить проезжую часть не может. Однако жизнь диктует свои правила, и родители, под давлением обстоятельств, вынуждены отпускать его одного. В этом случае один из членов семьи, держа ребёнка за руку, проходит весь маршрут и объясняет весь порядок его прохождения. Затем ребёнок должен взрослого члена семьи провести но маршруту в детский сад и обратно, а взрослые должны слушать ребёнка, который поясняет и указывает на то, как надо идти. После этого несколько раз ребёнок ходит сам, но под визуальным контролем взрослого. Ребёнок при этом не должен знать, что за ним ведётся контроль.
Все эти действия не дают абсолютно никаких гарантий, что всё будет хорошо, но такая целенаправленная деятельность родителей создаёт в них хоть какую-то уверенность в безопасности ребёнка. Кроме того, родитель может себе сказать: «Я сделал всё, чтобы мой ребёнок ходил самостоятельно».
Мною разработаны памятки для родителей по обучению детей безопасному поведению на дороге, их используют во всех возрастных группах нашего детского сада. Эти советы написаны для тех родителей, которые готовы преодолеть привычную недооценку угрозы детского травматизма, привычную веру в то, что с его ребёнком несчастного случая не произойдёт, и которые готовы выделить хоть немного времени для обучения своих детей безопасному поведению на дороге и для самостоятельного изучения правил.
Па общих и групповых родительских собраниях выступаю!" сотрудники ГИБДД, подчёркивая необходимость обучения детей правилам дорожного движения, а также ответственность родителей за сохранность жизни и здоровья детей. Дают советы и рекомендации.
Па консультациях я знакомлю родителей с содержанием работы по изучению дошкольников правилам дорожного движения, в панках-передвижках помещаю практические материалы: стихи, списки литературы. С помощью родителей изготовлены многие атрибуты: дорожные знаки, плоскостные фигуры, костюмы и др.
В результате проведённой работы родители не только следят за тем, чтобы их дети соблюдали правила дорожного движения, но и сами их выполняют.
Выпуская детей в школу, я знаю, что мои воспитанники умеют ориентироваться в окружающей обстановке. Результативность работы подтверждается тем, что за все годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения моими воспитанниками.

«Музыкально – ритмические движения в детском саду»

Мы работаем с детьми дошкольного возраста. А что больше всего любят делать дети? Конечно же, играть, петь рисовать и танцевать.

Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики , где изучение танца начинается с простых движений, зачастую занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. А, как мы знаем, музыка - искусство синтетическое, в ней оживает все. Движения, приобретают осязательную форму, становятся как бы слышимыми. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: "повтори за мной" и "поставь ногу сюда, а эту вот так", не всегда успешно. Сухой неоднократный повтор за музыкальным руководителем или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности, потому столько времени приходится тратить на постановку танца: некачественное и невыразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни зрителей. Как привить детям любовь к обучению музыкально-ритмическим движениям с младшего возраста? Конечно же, через игру , чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он не стеснялся сделать движение неправильно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз. Что понятно – то выполнимо! И если в музыкально – ритмических движениях игровые приемы не используются, тогда и ребенок теряется интерес к этому виду деятельности.

Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.
Основываясь на опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве. Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся так называемые
основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.
Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно - физическому. Музыкально-ритмические упражнения, помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.
Работа над музыкально – ритмическими движениями предполагает решение следующих
задач:

1. Развитие музыкальности:

    Развитие способности воспринимать музыку, понимать её характер.

    Развитие специальных музыкальных способностей музыкального слуха (мелодический, гармонический, тембровый), чувство ритма.

    Развитие музыкального кругозора и интереса к искусству звуков

    Развитие музыкальной памяти

2. Развитие двигательных качеств и умений

    Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя определённые виды движения (ходьба, бег, прыжковые движения, общеразвивающие упражнения, имитационные движения, плясовые движения)

    Развитие ловкости, точности, координации движений

    Формирование правильной осанки, красивой походки

3.Развитие умения ориентироваться в пространстве

    Самостоятельно находить свободное место в зале,

    перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом

    Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.

4. Развитие творческих способностей:

Воспитание потребности к самовыражению в движения под музыку:

    Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку

    Развитие творческого воображения и фантазии

    Развитие способности к импровизации в движении,

    Умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями.

5. Развитие и тренировка психических процессов

    Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике

    Развитие умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. развитие слухового внимания, способность координировать свои слуховые представления и двигательную реакцию.

    Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления

6.Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

    Воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать его в пластике.

    Формировать чувство такта и культурных привычек.


Осваивая эту форму музыкальной деятельности, следует учитывать следующие принципы:

Комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
-систематичность;
-постепенность;
-последовательность;
-повторность;

Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям:

    Начальный этап обучения

    Углубленное изучение

    Закрепление и совершенствование музыкально – ритмических движений .

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу. Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На такой групповой деятельности оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от звучания музыки и от того, насколько выразителен, артистичен педагога. В этом состоянии дети как бы автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют все до мелочей - мимику, тончайшие нюансы исполнения).

Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку. На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль. Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей .

Если следовать формуле, что « учиться нужно весело » , то лучшего материала для занятий с детьми как коммуникативные игры и сюжетные танцы ничего не придумаешь! Они не только просты, но и веселы, что обусловлено созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.
Особенности сюжетного танца и коммуникативных игр создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 221»

Комплекс занятий (непосредственной образовательной деятельности) по Безопасности дорожного движения (средний возраст)

Составил: Перегудова Л.И. Новокузнецкий городской округ 2017

Сентябрь: « Знакомство с проезжей частью».

Октябрь: « Рассматривание автомобиля, автобуса, трамвая»

Ноябрь: « Знакомьтесь, ребята, это светофор».

Декабрь: « Аппликация « Автобус».

Январь: « Пешеходный переход».

Февраль: «Кошкин дом. Какой бывает транспорт».

Март: «Я – пешеход».

Апрель: « Коллективная работа « Наш светофор».

Май: « Коллаж « Улицы моего города».

Дидактическое пособие для занятий по ПДД в детском саду можно приобрести в спеиализированном магазине — detsad-shop.ru

Знакомство с проезжей частью

Программное содержание: уточнять и расширять представления детей об окружающем пространстве; познакомить детей с понятиями «проезжая часть» и «тротуар» , учить их различать. Формировать представления о том, что автомобили движутся по проезжей части, а пешеходы – по тротуарам; дать элементарные знания о правилах поведения на улице.

Наглядные пособия: макет проезжей части с разметкой и тротуара с домами, деревьями; игрушки –автомобили, фигурки людей; Петрушка- персонаж, присутствующий на каждом занятии этого цикла.

Активизация словаря: тротуар, проезжая часть, пешеходы, транспортные средства.

Ход занятия:

1.​ В-ль: Ребята, сегодня к нам пришел Петрушка. Он очень хочет подружиться с вами. Давайте поздороваемся с ним.

(Здравствуй, Петрушка)

В-ль: Петрушка, ребята, так же как вы хочет посещать детский сад, играть в игрушки, ходить на прогулки, заниматься на занятиях и вместе с вами очень хочет начать изучать правила дорожного движения..

Посмотрите, ребята, что это такое?

(макет улицы)

В-ль: Правильно. Что есть на этой улице?

(дома, деревья, дорога)

В-ль: А вы знаете, ребята, оказывается, что дорога состоит из нескольких частей. Это тротуар и проезжая часть. Сегодня я вам расскажу, что это такое и для чего предназначено. Тротуар, ребята, это дорожка, по которой ходят пешеходы. Кто такие пешеходы?

(люди, которые передвигаются по дороге пешком)

В-ль: правильно, ребята. Тротуар предназначен только для пешеходов и отделен бордюром от проезжей части, по которой передвигаются транспортные средства. Каке транспортные средства вы знаете?

(автомобили, автобусы, трамваи и т.д)

В-ль: автомобили едут очень быстро и не могут остановиться мгновенно. Поэтому нужно быть очень осторожным и внимательным и обязательно соблюдать несколько элементарных правил безопасности:

— никогда не переходите проезжую часть без взрослого

— не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортным средством

В-ль: Запомнил, Петрушка? (качает головой). Вот какой рассеянный! А давайте еще раз повторим для Петрушки то,что сегодня узнали. Из каких частей состоит дорога?

(тротуар и проезжая часть)

В-ль: Кто передвигается по тротуару?

(пешеходы)

В-ль: Для чего предназначена проезжая часть?

(для движения автомобилей и других транспортных средств).

В-ль: Почему нужно всегда быть очень внимательным и осторожным при переходе проезжей части?

(т.к. транспортные средства движутся очень быстро и мгновенно остановиться не могут)

В-ль: Какие вы молодцы, ребята! Теперь-то уж Петрушка никогда не забудет, как нужно себя вести у проезжей части. А вечером, когда вы сегодня пойдете домой, покажите маме и папе тротуар и проезжую часть. Давайте попрощаемся с Петрушкой.

(До свидания, Петрушка!!)

«Рассматривание автобуса, автомобиля, трамвая».

Программное содержание: формировать представления о различных видах транспорта: легковой и грузовой автомобиль, автобус, трамвай; учить различать и называть части автомобиля (кабина, руль, колеса, кузов, окна).Активизировать в речи детей новые слова (кабина, руль, колесо, пассажир, водитель, салон, рельсы).Объяснить назначение различных видов транспортных средств.

Наглядные пособия: иллюстрации с изображением легкового и грузового автомобилей, автобуса, трамвая; Петрушка.

Активизация словаря: кабина, руль, колесо, кузов; пассажирский транспорт

Ход занятия:

1.​ В-ль: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Поздоровайтесь с Петрушкой.

(дети здороваются).

В-ль: А что такое интересное ты, Петрушка, нам принес? Что изображено на этих картинках?

(автобус, трамвай, легковой автомобиль, грузовой автомобиль)

В-ль: Как интересно! А знаешь ли ты, Петрушка, для чего предназначены эти транспортные средства? А вы знаете, ребята? Тогда я вам сейчас это расскажу. Мы сейчас рассмотрим эти картинки по очереди.

Оказывается, все транспортные средства, которые передвигаются по проезжей части отличаются не только по внешнему виду но и по своему назначению. Есть легковые автомобили, предназначенные для перевозки небольшого количества людей (1-5) . Посмотрите, из каких частей состоит легковой автомобиль. У него есть руль, чтобы управлять автомобилем; колеса, на которых автомобиль передвигается по проезжей части; салон, где находятся водитель и пассажиры; окна- чтобы смотреть на улицу. Легковой автомобиль предназначен для перевозки небольшого количества людей. Это пассажирское траспортное средство.

А вот это – грузовой автомобиль. Посмотрите, из чего он состоит?

(руль, окна, колеса, кузов..)

В-ль: Молодцы. Но грузовой автомобиль отличается от легкового. У грузового автомобиля есть кабина- место для водителя и кузов- приспособление для перевозки грузов. Грузовой автомобиль предназначен для перевозки различных грузов- это грузовое транспортное средство.

А это что?

(автобус)

Рассмотрите автобус внимательно. Из чего он состоит?

(салон, колеса, окно, руль, кабина…)

А знаете, почему у автобуса такой большой салон? Потому что автобус предназначен для перевозки большого количества людей.

А это, ребята, трамвай. Посмотрите и скажите, для чего предназначен трамвай?

(для перевозки большого количества людей)

В-ль: Как догадались?

(у него большой салон)

В-ль: К каким траспортным средствам относятся автобус и трамвай?

(пассажирские транспортные средства)

В-ль: Вот видите,ребята, сколько различных транспортных средств передвигается по проезжей части и у каждого свое предназначение, которое мы можем определить по внешнему виду.

«Знакомтесь, ребята, это светофор».

Программное содержание: формировать у детей представление о светофоре и его назначении(регулировка движения транспортных средств и пешеходов на проезжей части). Познакомить с видами и сигналами светофора. Рассказать, что транспортный светофор имеет 3 цветовых сигнала, которые определяют действия участников движения; светофор для пешеходов имеет 2 сигнала. Учить понимать значение красного, желтого и зеленого сигналов светофора; правильно понимать сигналы пешеходного светофора (зеленый шагающий человечек и стоящий человечек красного цвета). Вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге (переходить проезжую часть можно только на разрешающий сигнал пешеходного сигнал светофора.)

Наглядность: макеты транспортного и пешеходного светофоров.

Ход занятия:

1.​ В-ль: Сегодня, ребята, вы вместе с Петрушкой научитесть правильно, а значит и безопасно переходить проезжую часть. Оказывается, у нас есть помощники, которые всегда нам подскажут, где правильно и безопасно перейти. Один из таких помощников- это светофор. (показать макеты светофоров).

В-ль: Вы все видели их у проезжей части. А кто знает, для чего нужен светофор?

(ответы детей)

В-ль: Светофор, ребята, регулирует движение транспортных средств и пешеходов на проезжей части. Поэтому есть два светофора- для транспортных средств и для пешеходов. Вам, чтобы обезопасить себя, нужно знать оба эти светофора. Транспортный светофор регулирует движение только транспортных средств и делает это с помощью трех сигналов. Это три круглых окошечка разного цвета. Какие это цвета?

(красный, желтый и зеленый)

В-ль: Когда на таком светофоре горит красный сигнал- это значит, что движение траспорта запрещено. Желтый сигнал просит нас быть внимательными и приготовиться. Зеленый- разрешает движение автомобилям и другим траспортным средствам.

(демонстрация пешеходного светофора)

В-ль: Предназначенный для пешеходов светофор выглядит несколько иначе. Посмотрите и скажите, чем он отличается от транспортного?

(имеет два сигнала)

В-ль: Молодцы! На пешеходном светофоре только два сигнала. Это зеленый шагающий человечек и стоящий красный. Как вы думаете, что означают эти сигналы?

(шагающий зеленый человечек разрешает движение, а стоящий стоящий красный- запрещает).

В-ль? Чем похожи эти сигналы на сигналы транспортного светофора?

(зеленый цвет разрешает движение, красный- запрещает)

В-ль: Давайте поиграем в игру «Светофор». Я буду поочередно показывать вам разные сигналы светофора, а вы будете выполнять такие команды: шагающий зеленый человечек – шагаем на месте, красный стоящий человечек- стоим, руки на поясе., Если я покажу вам сигналы транспортного светофора что будете делать?

В-ль: Почему?

(транспортный светофор регулирует движение только траспортных средств)

(играем 3-4 раза).

В-ль: Умнички! Так для чего нам на проезжей части нужен светофор?

(регулирует движение и помогает безопасно перейти проезжую часть, если следовать его командам).

В-ль: Запомните это хорошо и никогда не забывайте.

Аппликация « Автобус».

Программное содержание: закреплять название деталей автобуса (кузов, колеса, окна).Упражнять в изображении предмета из готовых форм путем наклеивания; ориентировании на листе бумаги. Закреплять навыки выполнения аппликации.

Наглядные пособия: образец, иллюстрация с изображением автобуса; индивидуальные наборы с заготовленными деталями на каждого ребенка для выполнения аппликации

Ход занятия:

В-ль: Ребята, сегодня наш друг Петрушка отправляется в гости к лесным зверятам. А давайте мы сделаем подарки для маленьких бельчат, волчат и зайчат. Я предлагаю подарить им яркие веселые автобусы, чтобы в следующий раз они все вместе могли приехать к нам в гости.

В-ль: Посмотрите, ребята, какой замечательный автобус у нас с вами получится. Из каких частей он состоит?

(кузов, окна, дверь, колеса)

В-ль: К какому виду транспортных средств относится автобус?

(пассажирское транспортное средство)

В-ль: Почему?

(он предназначен для перевозки большого количества пассажиров)

В-ль: Молодцы! Для работы нам понадобится: половина альбомного листа, кузов, 2 окошка, 2 колеса и дверь; клей-карандаш и клеенка.

Сначала мы приклеиваем в центр листа кузов. Колеса приклеиваем к нижнему краю кузова. В центре кузова расположим дверь. И в последнюю очередь приклеиваем окна.

(дети выполняют аппликацию).

В-ль: Поднимите, ребята, свои листочки. Посмотри, Петрушка, какой замечательный автобусный парк у нас получился. Сколько ярких и красивых автобусов мы подарим малышам – зверятам.

«Пешеходный переход».

Программное содержание: познакомить детей с дорожной разметкой «зебра», знаком « пешеходный переход»; продолжать вырабатывать навык безопасного поведения на проезжей части переходить только по « зебре» и только на разрешающий сигнал светофора.

Наглядные пособия: макет проезжей части, знак Пешеходный переход

Ход занятия:

В-ль: Сегодня, ребята, мы с вами научимся правильно, безопасно переходить проезжую часть. Вы уже знаете, кто помогает нам в этом?

(светофор).

В-ль:Какой светофор регулирует движение пешеходов?

(пешеходный с двумя сигналами)

В-ль: На какой сигнал светофора можно переходить проезжую часть?

(только на разрешающий сигнал- шагающий зеленый человечек)

В-ль: Молодцы! Правильно! Но оказывается, что на проезжей части есть еще подсказки, которые помогут вам безопасно перейти на другую сторону проезжей части. Это, ребята, дорожная разметка для пешеходов. Видите эти белые полоски? Это и есть пешеходный переход, именно по нему можно пересечь проезжую часть. Его еще называют « зеброй».Как вы думаете, почему?

(полоски похожи на окраску шкуры зебры).

В-ль: Рядом с этой разметкой всегда устанавливают вот такой дорожный знак.

(демонстрируется знак «Пешеходный переход»).

В-ль: Он обозначает, что в этом месте можно безопасно перейти проезжую часть.

Посмотрите на наш макет. Покажите разметку «зебра» и знак « Пешеходный переход».

(дети выполняют задание).

В-ль: Молодцы! А теперь давайте расставим фигурки пешеходов, которые переходят проезжую часть.

(дети расставляют).

В-ль: Молодцы! Вы замечательно справились! Теперь вы и другим сможете рассказать, как нужно правильно, а значит и безопасно переходить проезжую часть. Как?

(по пешеходному переходу и только на разрешающий сигнал светофора).

Молодцы, ребята!

« Кошкин дом. »

Программное содержание: познакомить детей с видами спецтранспорта. Формировать представление о назначении спецтранспорта (пожарный автомобиль едет тушить пожар, автомобиль скорой помощи- на помощь к заболевшему). Закреплять знания о спецслужбах и их назначении, запоминать номера экстренного вызова 02, 01, 03.

Наглядные пособия: набор кукол и декораций для сказки « Кошкин дом»; игрушки или иллюстрации автомобилей специального назначения- скорая, пожарная, полиция.

Предварительная работа: чтение и показ сказки « Кошкин дом», беседа о профессиях пожарного, полицейского, врача.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, сегодня Петрушка принес нам с вами телеграмму, её прислали котята из сказки « Кошкин дом». Давайте поскорее откроем её и прочтем, что же случилось. (воспитатель открывает телеграмму и читает)

В-ль: Вот что здесь написано: «Тили-бом, тили –бом, загорелся кошкин дом! Кошка выскочила, лапку вывихнула…..Помогите нам, ребята! Нужно пожар потушить, кошке лапку полечить, хулиганов изловить, которые кошкин дом подожгли». Нужно помочь, ребята…Что же делать, как же быть? Как пожар нам потушить?

(нужно вызвать пожарных, чтобы они потушили пожар по телефону 01).

В-ль: Конечно, правильно, ребята. А вы знаете, у пожарных есть свой специальный автомобиль, на котором они выезжают на пожар, вот такой. Он так и называется- пожарный автомобиль.

В-ль: Посмотрите, какая он яркий, красный. А еще у него включается громкая сирена, чтобы другие водители пропускали его на дороге, когда пожарные едут тушить пожар. Ну с пожаром, вроде, разобрались. Пиши, Петрушка ответную телегамму, что нужно вызвать пожарных по телефону 01. Что же там еще случилось-то у них, ребята?

(кошка вывихнула лапку)

В-ль: Точно! Как же быть? Что нужно сделать, ребята?

(по телефону 03 вызвать скорую помощь, чтобы приехал врач и помог кошке)

В-ль: Какие вы, ребята, молодцы! Понял, Петрушка, как нужно действовать? А на чем приедет врач? А врач приедет на специальном автомобиле, который называется « Скорая помощь». Посмотрите на него внимательно.

(демонстрация модели автомобиля или её иллюстрации).

В-ль: Видите, на всех автомобилях скорой помощи нарисован красный крест- это знак медицины. И так же, как у пожарного автомобиля, у «Скорой помощи» тоже есть звуковая сирена, которую слышат другие водители и пропускают скорую на дороге. Тогда скорая помощь без задержек приезжает

к больному, и врач оказывает ему необходимую медицинскую помощь. Так что пиши, Петрушка,- « Вызовите кошке скорую помощь». Ну как, все вопросы решили, Петрушка? Как не все? А что же еще осталось? Ребята, о чем еще просили котята?

(помочь им разыскать и задержать хулиганов, которые подожгли кошкин дом).

В-ль: Куда же теперь нам обратиться, ребята? Кто может нам помочь?

(нужно обратиться в полицию, позвонить по номеру 02)

В-ль: Конечно! Молодцы, ребята! Ведь полицейские следят за порядком и ловят преступников и хулиганов. А знаете, ребята, у полицейских тоже есть свой специальный автомобиль. Вот такой. (демонстрация модели автомобиля или её иллюстрации). Видите, на нём изображена символика полиции. Такой автомобиль ни с каким другим не перепутаешь. Пиши, Петрушка, пусть вызывают полицию по телефону 02. Написал? Теперь отправим телеграмму котятам, ты отнеси её на почту. А мы с ребятами повторим, с какими видами спецтранспорта мы сегодня познакомились?

(пожарный автомобиль, автомобиль скорой помощи и полицейский автомобиль)

В-ль: Замечательно. А расскажите мне, в каких случаях эти служебные автомобили нужно вызывать? Когда они приезжают?

(пожарная- тушить пожар, скорая помощь- едет к больному, а полиция- искать или задерживать преступников)

В-ль: Какие вы, ребята, молодцы! Запомните номера телефона спецслужб. Вы всегда можете им позвонить и они помогут, если случится беда. Пожарная служба- 01, скорая- 03, полиция- 02.

«Я — пешеход».

Программное содержание: учить правилам поведения на проезжей части(быть внимательным, остановиться и посмотреть по сторонам, прежде чем переходить; крепко держать взрослого за руку, переходить проезжую часть только по « зебре» и только на разрешающий сигнал светофора).

Наглядность: Медаль на каждого ребенка « Я- пешеход».

Ход занятия:

1.​ В-ль: Сегодня, ребята, наш Петрушка отправляется в гости к куклам. По дороге ему предстоит перейти проезжую часть. Давайте –ка проверим, а запомнил ли наш Петрушка правила безопасного поведения. Скажи нам, Петрушка, что нужно сделать прежде, чем начать переходить проезжую часть? Не знаешь? Может ребята тебе подскажут?

(Нужно остановиться и внимательно посмотреть по сторонам)

В-ль: Конечно. А скажи-ка нам, Петрушка, а в каком месте можно переходить проезжую часть?

(Петрушка отвечает, что в любом и на любой сигнал светофора)

В-ль: Правильно, ребята? Конечно нет!! Так переходить проезжую часть ни в коем случае нельзя. А как нужно?

(нужно переходить проезжую часть только по « зебере» и только на разрешающий сигнал светофора- зеленый шагающий человечек)

В-ль: А почему нужно обязательно соблюдать эти правила?

(потому что автомобиль едет очень быстро и сразу остановиться не сможет)

В-ль: Ну и как же нам тебя отпускать одного? Ты же все правила, которые мы учили, позабыл. Если тебе очень нужно, то попроси взрослого проводить тебя, маму или папу. А когда будешь переходить проезжую часть, взрослого держи за руку очень крепко. Понял, Петрушка?

В-ль: А мы с ребятами еще раз повторим для тебя правила безопасного перехода проезжей части. Что нужно сделать прежде, чем начать переходить дорогу?

(нужно внимательно посмотреть по сторонам)

В-ль: А в каком месте и на какой сигнал светофора можно переходить?

(только по пешеходному переходу и на разрешающий сигнал светофора- шагающий зеленый человечек)

В-ль: Какие вы молодцы! За то,что вы отлично знаете правила поведения пешехода на дороге, я сегодня награждаю всех вас Особым знаком- знаком « Я –пешеход».

(дети получают медали)

В-ль: А ты, Петрушка, когда запомнишь правила дорожного движения, тоже получишь такую медаль. А сейчас отправляйся в гости, но помни все правила, которые мы сегодня тебе рассказали.

«Коллективная работа «Наш светофор».

Программное содержание: повторить и закрепить предназначение светофора, виды светофоров и значения их сигналов. Учить работать вместе, сообща. Закреплять навыки безопасного поведения на дороге.

Наглядные пособия: иллюстрация с изображением светофора.

Оборудование: заготовленные основы светофора (2 прямоугольные призмы); набор кругов для сигналов светофора; аппликации транспортного и пешеходного светофоров с синим, коричневым и желтым сигнальными окошечками., с окошечками синего шагающего человечка и стоящего зеленого.

Предварительная работа: чтение стихотворения « Светофор».

Ход занятия:

В-ль: Ребята, к нам в гости сегодня снова пришел Петрушка. Поздоровайтесь с ним.

В-ль: А что это у тебя, Петрушка? Ребята, что это такое?

(демонстрация светофор с неправильными цветовыми окошками)

В-ль: Ребята, напомните, пожалуйста, для чего нужен светофор?

(он регулирует движение транспортных средств и пешеходов на дороге).

В-ль: Ребята, посмотрите, правильно ли Петрушка сделал светофоры?

В-ль: Почему неправильно?

(перепутал сигналы)

В-ль: А какие цвета у сигналов транспортного светофора?

(красный, желтый и зеленый).

В-ль: Что они означают?

(красный- запрещает движение, желтый- внимание, зеленый- разрешает движение транспортных средств).

В-ль: А у пешеходного светофора?

(зеленый шагающий человечек и стоящий красный)

В-ль: Что они означают?

(зеленый шагающий человечек — разрешает движение пешеходов, а красный стоящий- запрещает)

В-ль: Молодцы, ребята!!! А ты, Петрушка, не огорчайся. Сейчас мы все вместе изготовим правильные светофоры. У меня есть вот такие заготовки для светофоров. Нам с вами остается только приклеить ему глазки- сигналы.

(вместе с детьми приклеиваются заготовленные круги).

В-ль: Посмотрите, какой замечательные светофоры у нас получились!! Давайте поставим их в нашем уголке дорожного движения. А ты, Петрушка, запомни, какие у светофора есть сигналы и что они означают..

« Коллаж «Улицы моего города».

Программное содержание: обощить и закрепить знания детей о безопасности при переходе проезжей части, полученные в течении года; выявить уровень усвоенности материала. Продолжать работу по формированию навыка безопасного поведения на проезжей части.

Предварительная работа: затонировать ватман.

Оборудование: Затонированный ватман; силуэты транспортных средств, деревьев, пешеходов, светофоров, знака « пешеходный переход», клей- карандаш (по количеству детей).

Ход занятия:

1.​ В-ль:Ребята, сегодня Петрушка приготовил для вас сюрприз. Это коллаж, картина, где на раскрашенном фоне приклеиваются силуэты различных предметов. Петрушка приготовил фон, а фигурки наклеить не успел. Давайте вместе закончим эту картину. Посмотрите,ребята, что же хотел изобразить Петрушка?

(улицу нашего города)

В-ль: А что нужно поместить на нашу улицу? Что должно на ней находиться?

(дома, деревья, тротуар, проезжая часть, пешеходы, транспортные средства)

В-ль: Давайте вспомним, какие бывают транспортные средства?

(грузовые, пассажирские, легковые)

В-ль: Молодцы! Покажите мне, где нужно расположить дома и деревья?

Давайте их приклеим.

(приклеить фигурки пешеходов дома и деревья)

В-ль: А куда мы можем приклеить фигурки пешеходов?

(на тротуар, т.к. люди передвигаются по тротуарам)

В-ль: А для чего предназначена проезжая часть?

(для движения транспортных средств)

В-ль: Значит, фигуры транспортных средств мы можем поместить на проезжую часть. Покажите мне её на нашей картине.

(1-2 ребенка показывают).

В-ль: Возьмите фигурки транспортных средств, назовите их и поместите их на проезжую часть.

(дети называют вид выбранного транспортного средства и приклеивают их силуэты на проезжую часть).

В-ль: Ребята, расскажите Петрушке, могут ли пешеходы перемещаться по проезжей части?

(да, когда переходят с одной стороны улицы на другую)

В-ль: Правильно! Но какое правило нужно обязательно выполнять для безопасного перехода проезжей части?

(переходить дорогу только по пешеходному переходу и только на разрешающий сигнал сигнал светофора)

В-ль: А что помогает нам узнать, где на дороге находится пешеходный переход?

(разметка «зебра» и знак « пешеходный переход»)

В-ль: Найдите на нашей картине разметку «зебра» и приклейте рядом знак « пешеходный переход» и фигурки пешеходов на разметку.

(дети приклеивают)

В-ль: Ребята,а Петрушка не понял, что такое « разрешающий сигнал светофора сигнал светофора». Расскажите, что такое светофор и для чего он нужен на проезжей части.

(светофор это прибор, который регулирует движение пешеходов и транспорта. Транспортный светофор имеет 3 сигнала, красный- стоять, желтый- приготовиться, зеленый — разрешает движение. Пешеходный светофор имеет два сигнала; зеленый шагающий человечек разрешает движение, красный стоящий- запрещает)

В-ль: Какие вы молодцы! Давайте поместим светофоры на наш коллаж.

(дети приклеивают).

В-ль: Посмотрите, ребята, какой замечательный коллаж у нас получился.

Поэтому мероприятия в детском саду по ПДД являются неотъемлемой частью образовательной программы. Педагоги дошкольного заведения могут самостоятельно придумать сценарий подобных праздников. А также мероприятия на тему ПДД в детском саду можно организовать на основании готовых идей. В любом случае в программу нужно включить все то, что должен знать ребенок той или иной возрастной категории.

Для чего проводить в детском саду мероприятия по ПДД?

Обычно педагоги и родители прекрасно понимают общую значимость такого мероприятия. Тем не менее, лучше изучить в деталях, какая польза от знаний ПДД будет для малышей:

  • Дети научатся правильно переходить дорогу.
  • В игровой форме поймут общие правила поведения на дороге, как пешеходов, так и водителей.
  • Узнают, в каких местах запрещено переходить дорогу.
  • Изучат некоторые дорожные знаки.

В целом, мероприятие в детском саду по ПДД очень полезно проводить для детишек разных возрастов. В игровой форме мальчишки и девчонки гораздо быстрее запомнят то, что им преподносят, нежели в виде банальной лекции.

Как привлечь детей к участию в мероприятии?

Конечно же, помимо ведущих должны принимать участие и сами детишки. Когда их много, сложностей в поиске активных участников не должно возникнуть. Ведь среди группы или нескольких групп детей обязательно найдутся те, которые с удовольствием помогут сделать праздник разнообразным, живым и веселым.

Если же детишки по какой-то причине будут отказываться от участия, то можно их мотивировать, пообещав призы в конце программы.

Сценарий мероприятия в детском саду по ПДД для самых маленьких

Ясли и младшие группы так же, как и взрослые, обязательно должны знать правила дорожного движения. Поэтому мероприятие по ПДД в детском саду следует делать насыщенным полезными знаниями и навыками. Самые маленькие мальчишки и девчонки не могут долго усидеть на месте. Поэтому мероприятие по ПДД в детском саду для ясельной и младшей группы стоит организовывать короткое, но наполненное полезными знаниями. Сценарий может быть следующим:

Выходит ведущий (Светофор) и говорит:

Ребята здравствуйте, надеюсь, что все вы меня хорошо знаете. Но все равно хочу вам напомнить о моей роли на дорогах.

Почему на светофоре зажигаются огни,

Красный - значит всем стоять,

Желтый - приготовиться,

А зеленый - значит в путь,

Ну и пусть меняются,

Ну и пусть меняет светофор цвета.

Знаете вы, как правильно переходить дорогу,

Но сегодня знания мы закрепим немного.

Тут выбегает мальчик, в то время как на светофоре горит красный свет, он перебегает дорогу. Бормочет при этом сам себе:

Ой, опаздываю, ой-ой-ой.

Перед ним резко останавливается машина (тоже переодетый человек). Из машины выходит водитель и говорит мальчику:

Что ж ты, мальчик нехороший,

Бежишь прямо под колеса.

Навсегда запомни ты,

Только на зеленый свет через дорогу иди.

Трасса это тебе не шутки,

Лучше подожди минутку.

Я учил про светофор в школе,

Но спешил я очень к Оле.

Светофор:

Надеюсь, ты понял, что лучше подождать,

Чтобы потом к врачам не попадать.

Мальчик грустный медленно перешел дорогу на зеленый цвет. Но он понял свою ошибку и больше никогда не будет так делать.

После этого детишек выстраивают в две шеренги напротив светофора. Каждый по очереди должен перейти дорогу, когда загорается зеленый цвет. На другом конце дороги должны ходить разные интересные зверушки, которые зазывают деток, но малышам обязательно надо перейти на другую сторону только на зеленый свет. Каждому участнику нужно в конце эстафеты вручить по конфетке на палочке в

Сценарий мероприятия для старших групп детского сада

В старших группах дети знают намного больше, чем в ясельных и средних. Тем не менее, предварительно нужно составить план мероприятия по ПДД в детском саду для выпускных групп, чтобы обучение в игровой форме принесло максимум пользы. Сценарий может быть следующим:

На сцену выходит ведущий (В) и человек в форме сотрудника ГИБДД.

В: Мы собрались здесь недаром,

Правила мы закрепим.

Поговорим об очень важном,

Повторим.

Мы вспомним то, о чем вы знали,

Веселые конкурсы устроим.

Сотрудник ГИБДД: Я приглашаю на сцену десять ребят, с которыми мы покажем всем зрителям важные правила дорожного движения и манеру поведения на дорогах.

Выходят желающие активно поучаствовать в мероприятии. Рассчитавшись на первый-второй, игроки делятся на две команды.

Предлагаю назвать одну команду «Зебры», а вторую «Светофор». Так нам будет легче болеть за участников и поддерживать их в конкурсах.

После этого ведущий подходит к одной команде, а переодетый сотрудник ГИБДД ко второй. Вместе с ребятами ведущие изучают девизы команд. Когда все слова запомнились, пришло время представиться.

Наша команда?!

Дети хором отвечают:

Наш девиз?!

Команде «Светофоров» шлем мы сейчас привет! На все вопросы ПДД дадим мы им ответ. Ведь, если ты знаешь правила движения - это очень большое достижение.

Переодетый сотрудник ГИБДД:

Наша команда?!

Светофор.

Сотрудник:

Наш девиз?!

Команда «Светофор» знает правила дорог. Мы дадим фору «Зебре», ведь в знаниях своих уверены.

Ну что же, я вижу, что обе команды готовы к игре. Поэтому, начинаем наше соревнование.

Первая эстафета.

Участники становятся в две шеренги в соответствии команд. Задание следующее:

Перед детьми экран, на котором в хаотичном порядке будут загораться цвета светофора. Когда загорается зеленый цвет, детям нужно стать в круги, в соответствии с командами, и ходить. Когда на экране загорается желтый свет, то надо быстро остановиться, при этом одну ногу поставить вперед, а вторую назад. Так стоять нужно до тех пор, пока не загорится следующий свет. Если на экране появился красный, все дети должны стать вплотную друг к другу с ровными ногами и руками.

Сразу видно, что в вы хорошо разбираетесь. Молодцы обе команды, вы показали класс. А как вы справитесь с другим заданием?

Эстафета вторая.

В этой игре самое важное - не раздумывая, в течение нескольких секунд давать ответы на вопросы. Вопросы могут быть следующими:

  • Сколько цветов в светофоре?
  • На какой цвет можно переходить дорогу?
  • Что обозначает желтый цвет светофора?
  • Опишите значение красного светофора?

Эти и другие вопросы можно задавать. Они не обязательно должны быть сложными, самое главное, закрепить знания цветов светофора.

Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А теперь предлагаю вам несколько активных конкурсов, в которых вы сможете размяться и повеселиться от души.

Первый конкурс.

Дети выбирают от своей команды одного человека, который будет водителем. Этот человек становится первым, остальные должны поместиться за ним. На пути масса преград, светофоры, дорожные знаки, ямы и лужи, которые водители должны преодолеть максимально быстро. Выигрывает команда, которая первой проходит испытания.

Второй конкурс.

Здесь каждый должен представить себя водителем автомобиля. Первым в шеренге игрокам выдается круг, который считается рулем. На пути установлены кегли, которые нужно обежать. Прошедший эстафету передает руль следующему участнику. Выигрывает команда, которая первой прошла все преграды.

Молодцы ребята, вы достойно прошли все испытания, и я вижу, что закрепили свои знания по правилам дорожного движения. Каждому из вас мы вручаем памятные призы: книгу с правилами дорожного движения, чтобы вы их не забыли, и сладкие презенты.

Конкурсы для закрепления знаний, полученных на мероприятии

Чтобы понять, насколько дети поняли переданную информацию, важно составить отчет мероприятий по ПДД в детском саду, а именно задать детям вопросы, чтобы понять, не напрасно ли организовывалось занятие. Вопросы с предлагаемыми ответами могут быть следующими:

1. Для чего нужны правила дорожного движения?

  • Для того чтобы их нарушать.
  • Чтобы на улице было о чем подумать.
  • Для того чтобы на дорогах было все в порядке.

2. Как называются дороги, которые предназначены для пешеходов?

  • Тротуары.
  • Трассы.
  • Магистрали.

3. Как называется наземный переход для пешеходов?

  • Гепард.
  • Тигр.
  • Зебра.

4. Назовите цвет светофора, который обозначает, что движение запрещено?

  • Фиолетовый.
  • Малиновый.
  • Красный.

5. Зеленый цвет на светофоре мигает. Что это значит?


Такие вопросы повеселят детей и помогут понять, насколько они освоили полученный материал.

Как закончить мероприятие?

Конечно же, стоит в прозе или рифмами поблагодарить всех тех, кто принимал участие в конкурсе. Также спасибо нужно сказать и благодарным зрителям за уделенное время и внимание. Слова благодарности станут отличной мотивацией для детей на будущее. В следующих конкурсах и мероприятиях мальчишки и девчонки обязательно захотят участвовать, ведь так приятно, когда твои старания не напрасны.