Нарисовать национальный костюм дагестана ребенку. Презентация "национальные костюмы дагестана"

Зажигательная лезгинка - танец известный всем. А что мы знаем о самих лезгинах, их национальной одежде и традициях?

Лезгины - народность, населяющая территории Южного Кавказа, Азербайджана, Дагестана. Они имеют собственные самобытные традиции, обычаи и культуру, отличные от соседних народов. Национальный костюм, это не просто одежда, а материальное воплощение культурных ценностей, где каждый элемент имеет собственный смысл и значение.

История

Основными тенденциями в костюме являются детали, общие для народов Кавказа и Азербайджана:

  • Бушлаты и белые рубахи у мужчин;
  • Длинные платья свободного кроя у женщин;
  • Многослойность наряда и головных уборов.

Изначально, национальный костюм Лезгинских женщин состоял из длинной рубахи и шаровар, которые кокетливо выглядывали из-под подола. Рубаха имела длинные рукава и воротник-стойку и подпоясывалась на талии.

В XIX веке в гардеробе появляются платья. Юные девушки носили яркие цвета, а более зрелые предпочитали тёмные.

На формирование мужского традиционного наряда оказали влияние быт и образ жизни лезгинов. В большинстве своём, мужчины занимались скотоводством, земледелием и охотой. Это и отразилось в одежде: длинный бушлат из плотной ткани, удобная обувь и папаха, защищающая голову от холодных горных ветров.

Мужские и женские национальные костюмы сегодня

Несмотря на прошедшие века, традиции национального костюма живы в семьях лезгинов. Наряды одевают на праздники и торжества, а каноны их изготовления передаются из поколения в поколение.

Женский костюм

Лезгинки носили булушки - традиционные платья свободного кроя с широкими рукавами. Их расшивали яркими узорами, бусами и монетками. Считалось, что это отгоняет злых духов. На голову надевали чепец-чутху, под которым прятали волосы. Сверху одевались расшитые платки. Под платьем обязательны штаны-шаровары, даже если их и не видно под юбкой.

На ногах одеваются вязаные носки, поверх которых носят обувь из тонкой сыромятной кожи. Так ноги защищаются от холода и сырости. Разумеется, национальная женская одежда - это феерия цвета: зелёные, жёлтые, оранжевые и синие цвета в сочетании с блеском и звоном многочисленных украшений.

Мужской костюм

Мужчины-лезгины одевались более скромно, в традиционные кавказские бешметы - специальные суконные кафтаны тёмных тонов. На груди размещали специальные пеналы с порохом для удобства зарядки ружей на скаку. Одежда мужчин имела свободный крой в плечах, чтобы не мешать в схватке. Под кафтан одевали белую рубаху и плотные суконные шаровары.

Зимой дополнительно одевали папаху из овечьего меха. Нарядные праздничные костюмы украшаются тесьмой, из которой выполняют узоры на груди и спине. Праздничная одежда-черкеска, одевалась лишь на большие торжества, призвана была показать статус и достаток мужчины. Кроме того дополнялся наряд расшитым поясом с кинжалом в узорчатых ножнах

Из каких материалов шьют, особенности

Современный женский костюм лезгинки изготавливают из тонких, струящихся тканей: шёлка, атласа, шифона. Для мужского же традиционно используют чёрное, красное или белое сукно, или костюмную ткань. Танцевальные, сценические наряды делают из более эластичных материалов, чтобы не стеснять движения танцора.


Сейчас лезгинки всё чаще выбирают наряды приталенные, подчёркивающие фигуру, оставляя более свободные платья традиционного кроя пожилым. При этом головной убор остаётся неизменным атрибутом лезгинок, как представительниц мусульманских народов Кавказа.

По этнической пестроте Дагестан представляет собой исключительное явление даже на фоне многонационального Кавказа. И столь же богат и самобытен костюм разных народностей, населяющих нашу республику. Еще совсем недавно, костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

Их передают из поколения в поколение как произведения искусства и фамильные ценности. Рассказать и показать нашим читателям, какую красивую одежду носили предки, мы попросили Диану Гамзатову, начальника экспозиционного отдела Музея-заповедника Этнографического комплекса «Дагестанский аул», который является подразделением Министерства культуры РД. Следует отметить, что Минкультуры в этом году отмечает свой 60-летний юбилей, в его функции входит также развитие и пропаганда именно национальной культуры, в том числе в последнее время особое внимание уделяется материальному наследию народов Дагестана, к которому относится и национальная одежда.
Мужской костюм
У всех народов Дагестана мужской национальный костюм практически одинаков и схож с одеяниями других народов Кавказа – Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Состоял он из рубашки кавказского типа, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями, раньше под черкеску надевали бешмет. Длина черкеска могла быть разной – до щиколоток или до колена, рукава расширялись книзу. Колпачки газырей могли быть из серебра или из слоновой кости, раньше они имели утилитарное значение, в каждом газыре была порция пороха на один выстрел. Поверх папахи в непогоду надевали башлык, он украшался золотыми галунами. Обувью мужчинам служили мягкие сафьяновые сапоги – ичиги, состоящие из двух элементов. Черкеска подпоясывалась узким кавказским ременным поясом с серебряным набором, с кинжалом, иногда и пистолетом. На Кавказе папаха – это честь и достоинство мужчины, и сбить или снять ее считалось большим оскорблением. Папаху знатные люди шили из каракуля, а остальные из овчины, таким образом, по папахе можно было определить социальный статус ее хозяина. В непогоду в качестве верхней одежды носили бурку – оригинальное изобретение наших народов. Особенно ценились андийские бурки, их войлок был с изнанки гладкий, снаружи – с длинными прядями, по которым стекала вода. В холод в бурке было тепло, в жару – прохладно, в ней можно было ночевать прямо на земле.
Женская одежда
Женскую одежду народов Дагестана характеризует многообразие материалов, форм покроя, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.
Декор и цветовая гамма одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые – из более ярких тканей или с рисунком.
Нагорный Дагестан
Основу наряда жительниц Нагорного Дагестана – аварок, даргинок, лачек – составляло длинное и широкое платье-рубаха туникообразного покроя. Оно могло быть прямое или трапециевидное с втачными рукавами, обязательно с ластовицей контрастного цвета подмышками, которые выполняли обереговые функции. Поверх надевали кушак или пояс, молодые девушки носили кушаки ярких расцветок, а замужние несколько скромнее.
Рубаха служила основным видом платья, в нем горянка могла быть дома, работать в поле и даже находиться в общественных местах. Штаны шили из ситца, бязи, сатина. Они были, как правило, темного цвета, с широким или узким шагом, по низу украшались каймой. Платья подтыкали с боков в штаны или под специально завязанный пояс, так что оно укорачивалось почти да колен. Чухта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз. Шили ее из пестрых и гладких тканей. Поверх носили покрывало – кIаз. Чохто у разных народов носили по-разному.
В чохто аварок – гидатлинок, багулалок, андиек – налобная богато украшенная часть была видна из-под покрывала. По нему можно было определить социальный статус женщины. У багулалки к чохто прикреплялись височные парные кольца – одно витое и одно цельное, и поверх него покрывала не носили. Если у женщины умирал сын, то она снимала одно кольцо – и всем было понятно, что она в трауре. Головной убор андийки представлял собой коронообразный чепец, набитый шерстью или ватой. Такой головной убор не позволял делать женщине резких движений, придавая плавность походке, и надевался только по праздникам. Скорее всего, эта форма головного убора дошла к нам из глубокой древности, она напоминает коровьи рога – символ плодородия. Поверх него надевали покрывало. А, к примеру, кубачинки и акушинки прятали свое чохто под покрывалом полностью, хотя и украшено оно было богато, их прятали от посторонних глаз, видимо, потому, что этому придавался сакральный смысл. У кубачинок покрывало было богато украшено золотой и серебряной нитью, у незамужних девушек рисунок был мелкий, у молодых женщин – крупнее, а пожилые носили покрывала без вышивки. Особенно тщательно вышивалась кайма покрывала, ее могли заменить привозной узорной каймой.
Позже даргинки начали шить платье на кокетке. Снизу платье украшали цветной вставкой, рукава на манжетке. Край подола для прочности нередко обшивался шнуром или тесьмой, особенно ценились офицерские галуны. Характерными для даргинок являлись большая красочность, наличие в верхней одежде приталенных форм, нарядность общего вида усиливалась многочисленными украшениями.
Характнерным платьем лачки было платье-бузма. Молодых лачки предпочитали одежду ярких расцветок, пожилые – темных. Нательной одеждой женщин, нередко заменяющей верхнюю, было длинное платье – рубаха, как у всех горянок, туникообразного покроя, а также длинные узкие штаны. В некоторых села, граничащих с Аварией, лачки рубаху по талии подтыкали в штаны. Особую прелесть и своеобразие придавали костюму серебряные украшения, которые пришивались к платью и к головному убору.
Обувь могла быть кожаная, взаная, но непременно с загнутым носиком, так как это было более практично в горах – носок не оббивался. Одновременно это было еще и очень красиво.
Южный Дагестан
В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюма. Отрезные по талии наряды шили все народы Южного Дагестана, основное отличие их – многослойность. Платье-валчаг было распашным, снизу одевалось другое платье, шелковое прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами. Зачастую вместе верхнего платья носили кафтанчики-архалуки. Отличительной особенностью женского костюма было то, что он был богато украшен ювелирными изделиями с крупными орнаментами, в украшениях использовались и монеты царской чеканки. Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов – красного, желтого, зеленого, фиолетового. Платки тоже были шелковые, газовые. На головных уборах также было много украшений.
Кумычки и чеченки
В Дагестане платье-къабалай носили кумычки и чеченки-аккинки, по всему остальному Кавказу оно было распространено намного шире – у черкесов, осетин и др. Шилось оно распашным, с отрезной талией, с плотно облегающим талию лифом, с широкой длинной юбкой, пришитой к лифу по линии талии легкими складками и сборкой. В то же время къабалай имело и ряд отличительных черт, делающих его более нарядным – так этот наряд отличали двойные застежки, на талии носили серебряный филигранный пояс. Къабалай шилось с двойными рукавами: нижние – узкие, по руке на манжете, и верхние – широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу. На голове кумычки носили кружевные платки-тастары и шелковые гюльменди. Платок набрасывали на голову, оставляя концы его свободно висящими спереди. Затем правый, а за ним и левый конец забрасывали на левое плечо. Носили, откинув концы на правое плечо.
Как вариант къабалай появилось платье-бузма, у которого не было парных застежек, оно могло быть прямого кроя или отрезным, а верхний рукав шился не откидным, а расширенным книзу, иногда более коротким, чем нижний. Это платье носили и основном лачки, аварки и даргинки.
Ногайки
Ногайцы сохранили самобытность среднеазиатского костюма. Отличительной особенностью являются украшения из серебра с крупным орнаментом, характерным для Средней Азии. Ногайки носили стеганый кафтан-бешмет, молодые девушки носили красиво украшенные тюбетейки, а взрослые женщины – платки. Зимой надевали шапку из выдры, похожую на казахский головной убор.
Казачки
Казачки носили юбку с воланом, блузку с баской и воротником-стойкой, на голове – белый платок, наряд дополнял шерстяная павлово-посадская шаль. Существовал и еще один вариант женской одежды терских казаков, более близкий кавказским народам, – это распашное платье, похожее на къабалай. Из украшений носили коралловые бусы, тем самым привив любовь к кораллам практически всем дагестанским женщинам. В экспозиции Музея-заповедника «Дагестанский аул» представлены костюмы практических всех народов Дагестана, и каждый желающий, посетив выставочные залы, сможет оценить красоту и изящество одежды наших предков.

Дагестан насчитывает 72 народности. Представители каждой из них имеют свой собственный национальный костюм, который сложился исторически. На сегодняшний день нередки случаи, когда искусно изготовленные национальные убранства надевают старейшины на торжественные мероприятия. Их носят даже официальные лица.

Национальный костюм Дагестана, благодаря своей красоте и исторической значимости, ценится как старшими, так и молодыми людьми. Они бережно хранятся и передаются по наследству из поколения в поколение.

История костюма

Национальный костюм Дагестана отшлифовывался в течение многих столетий, согласовывались все элементы, все лишнее отсекалось, сохранилось лишь самое доступное, понятное и дорогое людям, которые вкладывали в убранство свое понятие о красоте.

В XIX веке излюбленной и распространенной формой одежды среди женщин были рубахи, похожие на туники. Для девушек они служили и платьем, скрывающим строение фигуры и придающим эффект монументальности. При этом нарядные убранства в крое ничем не отличались от повседневных. Назначение костюмов выражалось с помощью цвета и фактуры ткани.

В XIX-XX веках женщины из богатых семей также носили и отрезные платья, многие фото национального костюма Дагестана являются тому подтверждением. Их шили из дорогих тканей и надевали по торжественному случаю. Подобное убранство могла позволить себе лишь зажиточная женщина, поскольку расход ткани на его изготовление идет немалый.

Помимо этого, в XIX веке широкое распространение получил бешмет - верхняя одежда, похожая на кафтан со стоячим воротом, который постепенно завоевал популярность и любовь среди жителей Дагестана. Позже именно приталенные бешметы стали заменой платью-рубашке. Линия талии служила главной опорной линией, а силуэт выделяли складки и сборки, расположенные ниже пояса. Встречались укороченные и стеганые бешметы на подкладке

Значение деталей

Национальные костюмы были такими разнообразными, что по отдельным деталям одежды определяли, к какой именно национальности принадлежит человек. Также убранство могло рассказать о статусе, возрасте и материальном положении своего хозяина. Но в большей степени это относится к женским нарядам, поскольку мужские были более сдержанны и монотонны. Они лишь отличались некоторыми деталями и узорами.

Хотя у каждой были собственные традиции, язык и особенности в убранстве, однако объединяло их также немало базовых вещей: чухта, платок, рубаха в виде туники, а также бешмет. И если есть вопросы, связанные с тем, как нарисовать национальный костюм Дагестана или отобразить его на фото, тогда все эти предметы одежды должны быть на картинке. При этом отдельное внимание стоит уделить вышивке и орнаментам, которые имели огромное значение в женских нарядах. Узоры (птицы, животные, деревья) зачастую имели сакральное значение, оберегая своих обладателей. Убранство для торжеств украшали вышивкой из серебра, золота и драгоценных камней. Особое место в женских нарядах занимали украшения в виде браслетов, колец и металлических поясов.

О чем говорит цвет

Расцветка национальных дагестанских костюмов также имеет свою символику. Хотя убранства и кажутся слишком яркими, однако доминирующими цветами являются белый, красный и черный. Зачастую белый цвет можно увидеть на праздничных и свадебных нарядах. Красный символизировал благополучие и достаток, а черный говорил о мистике и олицетворял защиту предков. Пожилые женщины чаще всего выбирали одежду в темных тонах, молодые незамужние девушки предпочитали яркие элементы красного, оранжевого, синего или зеленого цвета.

Мужской костюм

Костюмы схожи между собой и практически не отличаются от мужских костюмов других народов Кавказа. Национальное убранство состоит из рубахи, штанов, которые шьют из плотной ткани серого или черного цвета, и черкески (затянутого на талии длинного узкого кафтана без ворота с клинообразным вырезом). Верхняя одежда подобного плана может быть разной длины, а рукава расширены книзу. На поясе черкески раньше мужчины носили пистолет или кинжал.

Мужской национальный костюм Дагестана имеет важную отличительную черту - папаху, которая является символом достоинства и чести. Сбить эту высокую меховую шапку с головы кавказского мужчины значило нанести ему оскорбление, а вот подарок дагестанцу в виде папахи был символом уважения и дружбы.

Мужчины из простого народа носили головные уборы из овчины, а вот представители знати предпочитали папахи из каракуля. Задумываясь, как нарисовать национальный костюм народов Дагестана, не нужно забывать о таких деталях, ведь для них подобные вещи имели огромное значение. Из обуви мужчины предпочитали мягкие сапоги из сафьяна под названием ичиги, они состояли из двух элементов.

Женский костюм

Национальный костюм Дагестана женский имеет различные вариации исполнения. Убранства отличаются разнообразной цветовой гаммой, отделкой, кроем и украшениями. Женская одежда намного больше, чем мужская, сохранила свою самобытность и отражает этнические особенности, обычаи и нравы. Национальный костюм Дагестана, рисунок которого представлен выше, является истинным тому доказательством.

Дагестанская женская одежда разнообразна по используемым материалам, цвету, форме, декору и художественной композиции. Эти характеристики могут указывать на социальное положение обладательницы, возраст и благосостояние.

Традиционные головные уборы

Исторически сложилось так, что головной убор является неотъемлемым атрибутом национального костюма дагестанских женщин. Разнообразные формы и яркие украшения делают его одним из самых интересных элементов убранства, которое указывает на этническую принадлежность и на ее аул. Разнообразие головных уборов горянок отмечали многие путешественники, писатели и ученые. Их можно разделить на три большие группы:

Обувь

Дагестанская обувь отличается большим разнообразием фасонов и материалов, используемых для изготовления. Ее шили из кожи, войлока или шерсти. Огромным разнообразием отличается вязаная и войлочная обувь. Изделия из кожи имеют меньше характерных черт и особенностей. Это обуславливалось тем, что с кожей работали только мужчины, которые в большей степени были связаны с внешним миром и соответственно они подвергались значительному культурному влиянию со стороны.

Большое распространение получила комбинированная обувь. Женщины отдавали свое предпочтение кожаной обуви со вставками из войлока, бархата, сукна или парчи. Вставки ткали золотом и вышивали на них всевозможные традиционные узоры шелковыми нитями.

Нагорный Дагестан

Жительницы нагорного Дагестана - аварки, лачки, даргинки - носили длинные платья-рубахи широкого кроя. Поверх надевали пояс-кушак, молодые девушки выбирали для него более яркие цвета, а вот замужние женщины носили пояса более сдержанных оттенков.

Своеобразные платья по бокам женщины заправляли в штаны, сшитые из сатина, ситца или бязи. Платья подворачивались почти вдвое и доходили до колен. Помимо этого они носили специальную шапку - чухту. Она плотно прилегала ко лбу и ниспадала сзади. Сверху надевалось специальное покрывало. Что касалось обуви, то девушки Нагорного Дагестана носили кожаные башмаки с вязаными вставками и загнутыми носами. Это было не только красиво, но и практично. Подобные туфли носились долго и не сбивались о камни.

Южный Дагестан

Национальный костюм Дагестана представительниц отличался яркостью и дороговизной. Главной особенностью убранств являлась многослойность. Девушки надевали шелковые прямые платья, поверх них носились распашные платья-валчаги.

Еще одной отличительной характеристикой нарядов являлось изобилие украшений. Одежду декорировали серебряными и золотыми монетами, драгоценными камнями и вышивкой. В выборе цветов приоритет отдавали красному, желтому, фиолетовому и зеленому цветам. Голову покрывали кружевными платками.

Кумычки, чеченки и ногайки

У чеченок и кумычек традиционными считались распашные платья с широкими длинными юбками. Их украшали искусно изготовленными поясами и двойными застежками. Из головных уборов девушки предпочитали кружевные платочки.

Ногайские костюмы сильно походили на среднеазиатскую одежду. Убранство отличалось наличием крупных орнаментов и украшений из серебра. Женщины отдавали предпочтение стеганным кафтанам-бешметам. На голове молодые девушки носили красивые тюбетейки, а женщины старшего возраста - платки.

Национальный костюм Дагестана является ярким проявлением культуры этого народа. Независимо от отличий, которые связаны с историей различных этносов, но все же в художественном плане всем нарядам присущи одинаковые характерные черты. Возникновение этой одежды своими корнями уходит в глубокое прошлое, когда ее предназначением было абстрагирование своего обладателя от собственного индивидуального начала. Одежда в первую очередь демонстрировала причастность человека к определенному коллективу или жизненной ситуации, в которой он оказался.

Детали очень важны

Традиционная одежда дагестанских народов настолько разнообразна, что по деталям костюма можно было определить не только к какой национальности принадлежит человек, но и даже к какому аулу. Более того, наряд мог говорить о возрасте, статусе и материальном состоянии его обладателя. Впрочем, это относится по большей части к женским нарядам, нежели к мужским , которые были значительно более монотонны, и отличались от других традиционных одеяний народов Кавказа лишь отдельными деталями, орнаментом и прочими тонкостями. Кроме того, именно традиционный женский дагестанский наряд сохранил свою архаичность и самобытность.

Дагестан - это больше 70 народностей - аварцы, андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багуалы, тиндинцы, хваршины, зунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины и многие другие. У каждого из них свой язык, культура, традиции и оригинальные костюмы. Впрочем, несмотря на то, что каждый народ имел собственные особенности в одежде, их объединяло немало базовых вещей, таких как, например, туникообразная рубаха, платок , чухта, чалма, а также длинный бешмет, который также был чрезвычайно популярен у многих дагестанских национальностей. Огромное значение в нарядах женщин имел орнамент и вышивка. Узоры носили чаще всего обереговое, сакральное значение, либо служили простым украшением, изображая деревья, ветви, листья, птиц, животных и прочее. Праздничные богатые наряды обильно расшивались серебром, золотом, драгоценными камнями или жемчугом. Женские костюмы у многих дагестанских народов нередко изобиловали различными украшениями - браслетами , кольцами , металлическими поясами, монетами, бляхами и т. д.

О цвете

Цвета традиционных дагестанских нарядов также носили символическое, ритуальное значение. Несмотря на кажущуюся пестроту, в одежде доминировали белый, чёрный и красный. Белый цвет чаще всего использовался в праздничных, как правило, свадебных одеждах. Причём, как у женщин, так и у мужчин. Красный имел значение достатка и благополучия, а чёрный имел своего рода магический смысл, символизировал связь с предками и защиту. Многие народы Дагестана отдавали предпочтение чёрному цвету, как основному. Женщины, в особенности пожилые, носили одежды тёмных тонов. Молодые, незамужние девушки могли носить яркие элементы одежды - красные, зеленые, оранжевые, синие и т. д.

У всех немного своё

Важное объединяющее начало во всех дагестанских костюмах - многослойность. Один только головной убор женщины мог состоять из нескольких частей, не считая украшений, которые составляли важную часть всего образа.

Так, у одного из наиболее многочисленных коренных народов Дагестана - аварцев, женский наряд был довольно сложным по своей конструкции. Почти каждая деталь одежды имела определённый смысл. Родоплеменные различия аварцев, особенности их формиррования на территории Дагестана оказали влияние на возникновение большого числа вариантов женского костюма. Хунзахские аварки, например, не носили массивных головных уборов или множества украшений на них. Их костюмы были довольно лёгкими и удобными. В то время как другие аварки носили тяжелые кушаки, которые опоясывали платья женщин. Длина этих поясов могла доходить до 3 метров. Женщины в большинстве своём носили платья, шитые по фигуре с широкими рукавами и узкими нарукавниками. В нарядном костюме аварок на головной убор под платок надевалась особая пластинка-налобник со свисающими серебряными монетами. Некоторые аварки, особенно из селения Анди, носили удивительные седлообразные чепцы, которые набивались овечьей или козьей шерстью - эта традиция сохранилась у аварцев с глубокой древности.


Народности Аварцы Аварцы Агулы Азербайджанцы Андийцы Арчинцы Ахвахцы Бегуалы Бежтинцы Ботлихцы Гинухцы Годоберинцы Гунзибцы Даргинцы Дидойцы Кайтаги Каратинцы Кубачинцы Кумыки Лакцы Лезгины Ногайцы Русские Рутульцы Табасаранцы Таты Тиндийцы Хваршинцы Цахуры Чамалалы Чеченцы


Особенности традиционной одежды народов Дагестана Традиционная одежда народов Дагестана имеет длительную историю и характеризуется разнообразием исторически сложившихся форм. Женская одежда народов Дагестана представляет собой наиболее сложную часть материальной культуры. Ее характеризует многообразие материалов, форм покроев, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, отражала этнические особенности, нравы и обычаи народов. Так же некоторые особенности декора и цветовой гаммы одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые – из более ярких тканей или с рисунком, зачастую дополнявшуюся некоторыми деталями в зависимости от региона проживания. Костюм горянки комплектовался из обязательных составляющих - нижнее платье-рубаха, штаны, верхнее платье, головной убор (чохто и покрывало или платок) и обувь (кожаная, вязаная и войлочная). Одежда шилась из привозных и домотканых тканей, дополнявшихся декором (аппликации, вышивка, декоративные обстрочки и т.д.) в рамках каждой этнической группы.


Аварцы Мужская традиционная одежда аварцев большим разнообразием не отличалась. Она состояла в основном из длинной туникообразной рубахи, штанов с узкими штанинами на вздержке, овчинной папахи, чувяк из сыромятной кожи (в Тляратинском и Цумадинском районах была распространена вязаная обувь). Верхней одеждой был бешмет (гужгат), похожий по покрою на известную на Кавказе черкеску. Обязательный элемент мужской одежды - кинжал. Черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги распространились во второй половине XIX столетия и стали элементами парадной одежды и признаком состоятельности хозяина. С такой одеждой носили оружие и головки газырей в серебряной оправе, часто с позолотой, украшенные слоновой костью, гравировкой, чернью, пояс с набором серебряных пуговок, пластинок, подвесок. Зимой повсеместно надевали шубы, войлочные сапоги на толстой войлочной же подошве, шерстяные носки. Последние вязали в Аварии повсеместно. Во время дождя на плечи накидывали бурку, ее носили с собой чабаны и путники.черкескубурку список


Аварцы Шамильский район список Женская одежда аварцев отличалась большим разнообразием, почти каждое общество имело свои особенности. Одежда была по существу этническим признаком, различительным элементом. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, по виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из какого общества или селения та или иная женщина. Женский костюм менялся с переходом из одной возрастной группы в другую. Девушка надевала платье из цветной ткани (желтой, зеленой), пояс (кушак) красный, около 3 м длиной. Женщины старшего возраста предпочитали носить одежду однотонную и темных цветов. В прошлом имелась рубаха без грудного выреза и штаны, связанные из темных шерстяных ниток без швов. Иногда рубаха и штаны вязались вместе и получалось нечто похожее на комбинезон. Подобную одежду шили и из подстриженной овчины шерстью вовнутрь.


Головной убор и украшения аварцев Головной убор имел многочисленные варианты, создаваемые чохтой (чепец или капюшон с мешком для волос) и способом ношения покрывала. Покрывало носили так, чтобы видна была налобная часть чохты, сшитая из парчи, шелка и украшенная галунами, бисером, серебряной цепочкой, ажурными бляшками, кольцами. Традиция украшения чохты уходит в глубокую древность. Особое внимание уделяли височным украшениям. В обществе Карах к комбинированной из кожи и ткани чохте на висках прикреплялись серебряные кольца или крупные монеты. Нарядную чохту украшали еще толстой цепью, идущей вдоль лба от виска до виска. В Гидатлинском обществе на уровне висков пришивали филигранные круглые бляхи диаметром 8-10 см, в Келебском - бляхи из концентрических кругов, в Андалалском (Ругуджа, Чох) - вся налобная и височная часть были покрыты вышивкой, аппликацией, с концов свисали подвески в виде колокольчиков. По представлениям людей, кольца и бляхи служили не только украшением, но и оберегом. Наряду с многочисленными и разнообразными украшениями для головного убора женщины с нарядной одеждой надевали кольца, серьги, браслеты, пояса, нагрудники из монет, подвески. Украшения эти стоили дорого, камни привозились издалека, их покупали, но лучшие по художественному оформлению образцы изготавливались местными ювелирами на заказ. список Гунибский район, с Ругуджа Чохто, Советский район




Агулы Традиционная одежда у мужчин она состояла из нательной рубахи бергьам туникообразного покроя и штанов шалвар, поверх которых надевались бешмет валжаг и черкеска чохъай. Черкески и нарядные бешметы носили с дорогими покупными кожаными поясами с серебряным набором. Теплой одеждой были нагольные меховые шубы двух видов: кул - с обычными рукавами, слегка приталенная, с небольшим шалевым воротником, хIякул - шуба-накидка большого размера трапециевидной формы с длинными ложными рукавами и большим шалевым воротником- Принадлежностью одежды путника, чабана явилась бурка лит местной выделки или привозная. Головным убором служила папаха бармак двух видов: с высокой тульей и круглым верхом и с более высоким центром и покатыми краями - "чабанская папаха". список


Агулы Традиционный костюм агулки список Рабочей обувью были поршни из одного куска сыромятной кожи шумар, имевшие форму ботинок, ишаламар в форме низких чувяк со шнуровкой на носочной части. В быту носили мягкие сафьяновые чувякимяхсар с обувью без задника башмакъар, яхул калушар (лакские калоши) - кожаные чувяки с грубой подошвой. Элементом парадной одежды были хромовые сапоги чакмавур. Теплой обувью являлись вязаные сапоги гивянар с отогнутым назад носком, которые по характеру орнамента и его композиционному решению отличались от подобных же изделий у других народов Южного Дагестана.


Агулка Традиционной одеждой агульских женщин являлись платье-рубаха туникообразного покроя, штаны с неширокими штанинами, распашной валжаг с узким, облегающим фигуру лифом и широкой юбкой. С нарядным валжагом надевали серебряный пояс камар. Теплой плечевой одеждой была овчинная шуба кулв форме трапеции с узким шалевым воротником или без него, но с отделкой горловины кусочками сафьяна. Носили еще всевозможные безрукавки из овчины, а также матерчатые, подбитые ватой или шерстью. Обувь была вязаной, с отогнутым назад носком, а также кожаной типа чарыков - чурукъяр, яхул калушар. И женщины, и мужчины с кожаной обувью носили вязаные носки. список


Агулы Головной убор состоял из наволосника къуч и покрывала- полотнища к1ев (ашмагъ, майзар). Агулки, особенно молодые, носили серебряные украшения, которые, отличаясь разнообразием, имели вместе с тем особый агульский колорит. Обилием украшений отличалась свадебная одежда. Головной убор агулки список


Азербаджайджанцы список Традиционная одежда дагестанских азербайджанцев отражает этнокультурные связи с их соплеменниками из Кубы, Ширвана, Баку и с соседями: кумыками, кайтагцами, табасаранами и лезгинами. Мужскую нательную одежду составляли рубаха туникообразного покроя (кеннег) и штаны; поверх рубахи одевали бешмет, черкеску, бурку (в непогоду) и меховую нагольную шубу (зимой). Головным убором были овчинная папаха и суконный башлык, обувью служили чарыки, сафьяновые сапоги, башмаки, галоши, которые носили с шерстяными или хлопчатобумажными обмотками. Украшением костюма мужчин были пояса и оружие, изготовленные, как правило, в Кубачах: кинжал, реже - пистолет, шашка.


Азербаджанцы Женская одежда также состояла из нательной (широкая длинная рубаха и штаны) и верхней (длинное распашное платье с откидными рукавами - дон, украшенное галуном, ажурной тесьмой, подвесками). Распространенными головными уборами женщин были повязка - чутгу, поверх которой надевали будничные или праздничные платки (фте, шал, гюльменди); обувью служили однотонные и орнаментированные шерстяные носки, чувяки из черного или красного сафьяна, на которые надевали кожаные галоши или башмаки, расшитые дербентскими золотошвейками. Специфической чертой одежды азербайджанок являлось женское покрывало, которое закрывало фигуру. список


Украшения и обувь азербаджанок Большим разнообразием отличались женские украшения: серебряные серьги различных форм, кольца, браслеты, шейные и нагрудные ожерелья из ажурных пластинок (бугаз арты), кораллов, мелких монет, янтаря, сердолика, реже - жемчуга, золота, а также серебряные пояса к выходному костюму Женские сапоги,19 вЖенская обувь, 19в Женский пояс (серебро) Серьги(золото, эмаль) список


Андийцы Анди́йцы (андии, самоназвание андал, Гъагъодрал) народ на западе Дагестана. Исторические аулы расположены на южных отрогах Андийского хребта, по левым притокам Андийского Койсу. Этноним по крупному аулу Кванхидатли (Ботлихский район Дагестана). Одежда в основном общедагестанского типа. Мужчины носили туникообразные рубахи, узкие штаны, бешмет, черкеску, бурку, овчинные шубы и папахи. Обувь из сыромятной кожи, из хрома домашней выделки, войлока, деревянная. Женская одежда: овчинные шубы, платки и шали, чепец-накосник чухту, несколько разновидностей туникообразных отрезных и распашных платьев-рубах, узкие штаны; обувь преимущественно та же, что и у мужчин. Разнообразные серебряные украшения.ДагестанаАндийского КойсуКванхидатлиБотлихский район Дагестана Горец,с Анди список




Арчинцы Арчи (лакское), аршиштиб (самоназвание), рочисел (аварское), народ в России, коренное население Дагестана. Живут в бассейне реки Хатар. Численность свыше 1 тыс. человек. В переписях, начиная с 1939, включались в состав аварцев. Язык арчинский нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Распространены также аварский, лакский, русский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты. Одежа имеет много общего с одеждой аварцев. Из традиционных элементов костюма у мужчин сохраняются овчинные шубы- накидки и папахи, у женщин - головной убор с серебряными украшениями (чухта), головное покрывало, длинные прямые штаны и матерчатые пояса яркой расцветки. список


Ахвахцы Ахвахцы (самоназвание ашвадо) один из малочисленных народов Дагестана, исторически ассоциированный с аварцами. Традиционная одежда ахвахцев складывалась под воздействием географических, природно- климатических и хозяйственно-экономических условий и этнокультурных традиций. Одежда в общем была подогнанной по фигуре, не стесняющей движений, теплой, влагостойкой, способной защитить от жары и холода, простой в эксплуатации. У мужчин это главным образом шерстяные штаны, зауженные книзу и без ширинки, туникообразная рубаха, бешмет, безрукавки (войлочные и овчинные), куртки и пальто из войлока, черкеска, несколько разновидностей шуб, войлочная бурка, конусообразная или полусферическая овчинная папаха. На ногах носили чарыки (постолы) из одного куска сыромятной кожи, обувь типа кожаных галош и типа войлочных (или комбинированных, с кожаным низом) чувяк, башмаки без задника, сапоги с мягкой подошвой (с конца XIX - начала ХХ в. - с твердой подошвой и каблуком), а также ноговицы (кожаные, войлочные). На поясе носили кинжал (до ХХ в.). Голову мужчины брили, оставляли бороду и усы. Суконные ткани для одежды с XIX в. стали вытесняться привозными - фабрично- заводскими (ситец, сатин, полотно и др.). Женская одежда состояла из туникообразных и отрезных по талии рубах нескольких разновидностей, нарядных платьев типа "полуша" и "къабалай", безрукавок, платков и теплых шалей, чепца-накосника - чухту, узких и длинных штанов. Обувь женщин была та же, что и у мужчин, за исключением сапог и ноговиц. Костюм женщины дополняли бусы, серебряные кольца, перстни, серьги, браслеты, височные, налобные, нашейные, нагрудные украшения с полудрагоценными камнями (бирюза, коралл, жемчуг, сердолик, агат, гранат, янтарь и др.). Волосы заплетались в косы, женщины старшего поколения стригли волосы на затылке. список


Бегуалы Багулалы - один из небольших по численности народов Дагестана, входящий в аваро-андо- цезскую группу народов. Материалом для одежды служила продукция животноводства - шерсть, шкура, кожа. В конце XIX в. стали поступать различные материалы фабричного производства. Одежда делилась на мужскую и женскую, ритуальная по покрою мало чем отличалась от повседневной. По назначению одежда была повседневной и праздничной, нательной и верхней. К нательной одежде относились рубаха, штаны, а к верхней - бешмет,черкеска, брюки, овчинная шуба (нагольная). Рубаха являлась повседневной одеждой, и, чтобы она быстро не износилась, на спине ее пришивали подкладку. Штаны имели "широкий шаг". На голове носили косматую овчинную папаху конусообразного покроя. Обувью служили чарыки из сыромятной кожи собственного производства. Костюм женщины включал длинное черное платье-рубаху туникообразного покроя, штаны из темной ткани, доходящие до пят, темные покрывала, черное чухто с двумя парами серебряных височных колец, красный кушак. На ногах носили кожаные, войлочные сапожки, чарыки из сыромятной кожи, шерстяные носки с кожаной подошвой. Теплая одежда женщин почти не отличалась от мужской. Свадебная же одежда отличалась только дороговизной материала и обилием серебряных и медных украшений, пришиваемых на груди, голове. Украшением мужской одежды были кинжал и пояс с серебряной инкрустацией, а женской - серьги, кольца, браслеты и др. До 40-летнего возраста мужчины брили голову, оставляя бороду, усы. Женщины отпускали косы, ухаживали за волосами, чаще мыли голову теплой водой, добавив в нее курагу, золу и т.д.черкеска список


Бежтинцы Бежтинцы (капучинцы, самоназвание бежта, хьванал по главному селению Бежта - от бежкьа - "на загоне") один из цезских малочисленных народов андо-цезской группы в Дагестане. Исторически консолидировались с аварцами (общие генетические корни, общность исторических судеб, родственность языковых структур, наличие языка взаимообщения, схожесть элементов культуры и быта и др.). В письменных источниках и историко-этнографической литературе известны как капучинцы. Аварская группа народностей называет их «хьванал», то есть «лошадники».Бежтааварцами Даргинка, Усишинский район, село Гапшима список


Ботлихцы Ботлихцы (самоназвание буйхади) коренное население ЗападногоДагестана в Р оссии, большинство проживает в сёлах Ботлих, Миарсо, Анхо и Аши но Ботлихского района и в селении Батлахатли Цумадинского района. Много ботлихцев- переселенцев живут в Хасавюртовском, Бабаюртовском и Кизилюртовском районах. Ботлихцы-горожане живут в гг. Махачкала, Хасавюрт, Кизилюрт и Буйнакск. Численность около 6 тыс. человек. Относятся к андийским народам. Жители села Ботлих список


Гинухцы Гинухцы - один из малых народов Дагестана, исторически в значительной степени ассоциированный саварцами.аварцами Материал для одежды (сукно, войлок, шерстяные нитки, кожа, овчина) вырабатывался тут же, на месте, самими жителями. С XIX в., особенно со второй его половины, усиливается приток сравнительно дешевых фабричных тканей, главным образом из России, а также из Закавказья - ситца, сатина, полотна, бязи и др.; и многие виды традиционной одежды стали шить из этих материалов. В комплекс мужской одежды входила туникообразная рубаха и зауженные книзу штаны без ширинки и на вздержке. Верхняя плечевая одежда состояла из бешмета, черкески, бурки, длиннополых шуб из овчины нескольких разновидностей, войлочных курток и пальто, а также из матерчатых или овчинных безрукавок. На голову надевали овчинную полусферическую или в форме усеченного конуса папаху, а также ночную шапку-колпак из овчины, мехом вовнутрь. Главным видом обуви служили вязаные узорные шерстяные сапоги с сугубо местным цветным орнаментом, толстые шерстяные носки двух разновидностей, низкая обувь, скроенная из одного куска сыромятной кожи, обувь типа кожаных туфель с твердой подошвой, сапоги из местных сортов лайки с мягкой подошвой, войлочная обувь с кожаным низом, башмаки, ноговицы. Со второй половины XIX в. в быт прочно вошли кожаные сапоги с твердой подошвой и с каблуком по образцу обуви русских. На поясе носился узкий ремень с серебряным черненым набором, а также (до второй половины ХГХ в.) кинжал в кожаных (иногда серебряных) ножнах. Голова брилась наголо, оставлялись усы и борода. список


Гинухцы Женская одежда состояла из туникообразных платьев-рубах, отрезных по талии платьев, платьев, распахнутых до подола, и узких, длинных, доходящих до щиколоток, штанов на вздержке. Утеплялись женщины безрукавками и толстыми шалями, шуб и войлочной одежды они не носили. Платье-рубаха подпоясывалось широким и длинным матерчатым поясом- повязкой, с другими видами платьев могли носить украшенные серебром широкие или узкие пояса. Голову покрывали чепцом- накосником чухту, шерстяными и шелковыми платками, в том числе привезенными из далеких стран Востока. Обувь у женщин была тех же разновидностей, что и у мужчин, за исключением сапог и ноговиц. Украшениями женщинам служили бусы, а также серебряные украшения кубачинских, лакских или местных мастеров: кольца, перстни, браслеты, серьги, налобные, височные, нашейные, нагрудные украшения. список


Годоберинцы Национальная одежда годоберинцев, как и хозяйство, жилище, имеет специфические особенности, хотя в целом по своему составу и форме она сходна с одеждой ботлихцев. Здесь обнаруживается удивительное разнообразие терминологии одежды, например, рубаха - хелу (ботл. жила, авар, горде). Материалом для изготовления одежды служили ткани местного производства (грубое домотканое сукно, льняное полотно, овчина, войлок, шкуры домашних животных) и привозные (ситец, шелк и др.).одеждой ботлихцев Национальный костюм годоберинцев состоял из туникообразной рубахи (хелу), штанов (барта), бешмета(тегела), черкески (чухъа), папахи (тIатIа), овчинных шуб разнообразной формы (хъабарча, зузу, сагула) и бурки. Мужскую одежду украшали пояса (къвали), газыри (расамади) и кинжалы (ханжал). Традиционная обувь была представлена несколькими типами, различавшимися как по крою, так и по материалу. Носили обувь из сыромяти буки или сафьяна лакай, из цельного куска кожи, кожаную обувь с пришитой твердой кожаной подошвой лъали, составную обувь на деревянной подошве пашмакь. Голенище (зангалал) для составной обуви делалось из мягкой кожи (бокус) или войлока. Для повседневного ношения шили сапогичакуме. Выходной обувью служили сафьяновые чувяки насси. К сафьяновым чувякам подшивалась подошва из более твердой кожи. Обувь из сафьяна сохранялась вплоть до 60-х годов XX столетия.черкескипоясагазыри В комплекс женской одежды входили платье-рубаха хелу, платье в талию тегела, штаны барта, головной убор букIуру кIаштIа (ботлих. кIамбалъи кIаштIа). Годоберинская кIаштIа украшалась серебряными монетами и по бокам имела крупные и тяжелые нашивные кольца. Именно эта особенность отличала данный головной убор от ботлихского. Пожилые женщины продолжали носить кIаштIа до конца 1950-х годов. На голову женщины набрасывали платок кIази. Обувью служили кожаные с войлочным голенищем сапоги с загнутым носком тахабалъи. В качестве свадебного наряда надевали безрукавку-жилет кереса. На передних полах безрукавки пришивали от 50 до 100 серебряных монет. Состоятельные женщины носили серебряные пояса, кольца, серьги, браслеты, колье. Свадебный наряд с украшениями передавался по наследству от матери к старшей дочери. Специфическая особенность годоберинской женской одежды - это пояс ракъичал, который носили старухи в знак траура. Широкое распространение в среде годоберинок в качестве дополнительной женской верхней одежды получили стеганые на шерсти безрукавки квахибли ивучIибудайи. список


Гунзибцы Гунзибцы - малочисленный народ в Дагестане. В значительной степени они ассоциированы с аварцами.аварцами Материал для одежды производился тут же, на местах: сукно, овчина, войлок, шкуры, сыромятная кожа и хром, шерстяные нитки. С XIX в., особенно со второй его половины, гунзибцы, как и к другие народы Дагестана, использовали появившиеся дешевые фабричные ткани: ситец, бязь, полотно, сатин и др. Нашли применение также привозные (из стран Востока, Закавказья, России) шелковые, бархатные, парчовые и другие дорогие и нарядные ткани, малые и большие платки. Мужская одежда была представлена овчинными папахами, несколькими разновидностями овчинных шуб, буркой, бешметом, черкеской, штанами без ширинки, на вздержке, с зауженными штанинами, рубахой туникообразной, без воротника, с подкладкой на спине, с длинными рукавами без манжет. Преобладающим видом обуви были шерстяные вязаные узорные сапоги со стеганой шерстяной подошвой и загнутыми концами носков. Кроме того, гунзибцы носили низкую обувь из сыромятной кожи, сшитую из одного куска, со швом спереди и у пятки, сапоги на мягкой подошве из кожи местной выработки; обувь типа туфель без каблуков и жесткой подошвой, комбинированную обувь с войлочным верхом и кожаным низом. На поясе мужчины носили кинжал. Женщины имели теплые шали, платки. С детского возраста и до старости под платком носили платок- накосник чухту. Верхней и одновременно нательной одеждой им служили рубахи (туникообразного покроя, отрезные по талии с различными комбинациями форм рукавов и воротов). Под рубаху надевали штаны, скроенные из двух полотнищ с большим клинообразным вырезом, на вздержке, со вставкой-ластовицей. Шуб и телогреек женщины не носили. Осенне-летней одеждой им служили также длинные, толстые шерстяные свитера. В любое время года, женщины преимущественно носили вязаные шерстяные сапоги. Они отличались от мужских более пестрой цветовой гаммой узорного орнамента (геометрический, частично растительный) и длиной: до колен и выше. Женщины имели и другие виды обуви, те же, что и у мужчин, за редким исключением. До конца XIX в. мужчины и женщины зимой иногда надевали овчинные штаны и рубахи с ворсом внутрь. Женщины носили серебряные кольца, браслеты, серьги, нашейные и нагрудные украшения. Это были ювелирные изделия кубачинских, лакских и аварских серебряников. С детства отпускали волосы, собирая в две косы, в пожилом возрасте женщины их подстригали.


Даргинцы Дарги́нцы (самоназвание: дарг. дарган, дарганти, даргва; аварск. даргиял, один из крупнейших народовДагестана (Росси я). в их состав входят субэтносы, кайтагцев и ку бачинцев. Говорят на даргинских языках. Относятся к кавкасионскому типу западный вариант балкано- кавказской расы европеоидной расы. Даргинка, усишинский р. список




Дидойцы Дидойцы (дидои), цезы, цунтинцы (самоназвания орлы, цIунтIал, дидо) цезский народ в России, один из коренных малочисленных народов юго- западного Дагестана, проживающий в Цунтинском районе республики. Проживают также в Грузии. Часть исследователей считает дидойцев субэтнической группойаварцев. Говорят на цезском (дидойском) языке. Распространены также русский, аварский и чеченский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие мусульмане-сунниты. Традиционная одежда общедагестанского типа, у мужчин: рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные шерстяные сапоги, обувь из сыромятной кожи, хрома, войлока, дерева и др. Голову брили, носили усы и бороду. Женская одежда: туникообразные платья-рубахи, штаны, чепец-накосник, шерстяные и шёлковые платки, шали, та же обувь, что и у мужчин. До первых десятилетий XX века мужчины и женщины зимой иногда носили штаны и рубахи из овчины мехом вовнутрь. Женские украшения из серебра: серьги, кольца, браслеты, налобные, нагрудные и др.бурка список


Кайтаги Национальный костюм кайтага состоял из туникообразной рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинных шуб, бурки, овчинной папахи (у наиболее зажиточных - шапки из каракуля). Во время полевых работ и пастьбы скота кайтаги носили и войлочные шляпы. Наиболее распространенной обувью были остроносые чарыки из сыромятной кожи крупного рогатого скота къачалайла типри кавцла типри. Их надевали поверх шерстяных чулок и обмоток. Носили кайтаги и войлочные чарыки, сапоги варгьила типри и узкие сапогимачайти из козьей шкуры. Поверх последних надевали калоши гьаркган калуш (табасаранские калоши). Значительное распространение получила обувь, называвшаяся хъамхIят типри (башмакъи) - башмаки. В Нижнем Кайтаге мужчины носили и легкую сафьяновую обувь масхIу (чувяки). Иногда последние делали с ноговицами, украшенными фигурной строчкой, иногда и на более пр очной подошве. Состоятельные кайтаги поверх масхIу надевали калуши или башмакъи. Почти такого же покроя одежду и обувь носили мальчики. Для детей младшего возраста шили стеганые телогрейки. Обычно костюм мальчиков обильно украшался. Украшениями для мужского костюма служили серебряный пояс, кинжал, кремневый пистолет со сплошь обложенной черненым серебром ручкой, шашка и т.д. Нарядные черкески обшивали позументом. Традиционный женский костюм состоял из нательной одежды: штаны двух видов (широкие и узкие), туникообразные рубахи ярких тонов (красного, желтого, зеленого, оранжевого). В отличие от других кавказских народов, рубаха делалась несколько более узкой. Из верхней одежды были распространенывалжaгъ (архалук), платье типа кумыкского полуша (вид нераспашного платья) и бузма гойлек (платье-рубаха с отрезной талией). Состоятельные женщины носили нарядные платья къабалай (покрой его близок к покрою распашного платья). В холодное время года женщины носили овчинные шубы. Главными элементами головного убора кайтачек были чухта и большое покрывало ашмаг. В ряде обществ носили разнообразные платки. После присоединения к России в Кайтаг стали поступать дешевые фабричные платки из городов России. Женская обувь мало чем отличалась от мужской. Женщины из состоятельных семей носили чувяки из желтого или красного сафьяна, украшенные золотой или серебряной тесьмой. Украшения кайтачки предпочитали серебряные, украшали одежду вышивкой, плетением, тесьмой, узорной строчкой, золотым шитьем.


Каратинцы Каратинцы - один из малочисленных народов Дагестана, исторически вошедший в определенной степени в ассоциацию с аварцами. Народная одежда каратинцев в целом мало чем отличалась от одежды других горцев Дагестана. Мужская одежда состояла из туникообразной рубахи, узких и длинных штанов без карманов и ширинки, бешмета, черкески, войлочной наплечной длинной и короткой одежды с рукавами, бурки, безрукавок (матерчатой или овчинной), овчинных шуб нескольких разновидностей и овчинных же конусообразных или полусферических папах (Шиллинг, С). На ногах носили обувь из сыромятной кожи, из местных сортов сафьяна, войлочную, деревянную, вязаные шерстяные носки, ноговицы. Одежда подпоясываласьузким кавказским ремешком, на котором сбоку носили кинжал. Голову мужчины брили наголо, оставляли усы и бороду. Женщины носили туникообразные платья-рубахи нескольких разновидностей, отрезные по талии, а также распашные платья. Платья-рубахи подпоясывались длинной матерчатой повязкой-поясом. Голову покрывали чепцом-накосником чухту, головными покрывалами, шерстяными и шелковыми платками разных размеров. Носили они также узкие и длинные штаны на вздержке. Утеплялись женщины меховыми шубами, платками-шалями, безрукавками. Они носили ту же обувь, что и мужчины, за исключением сапог и ноговиц. Костюм дополнялся бусами, серебряными кольцами, перстнями, браслетами, серьгами, налобными, височными, нашейными, нагрудными украшениями. Выполненные в технике литья, ковки, гравировки, филиграни, зерни, черни и т.п., они приобретались у кубачинских или казикумухских (лакских) мастеров. Камни в украшениях были разнообразны: сердолик, аметист, агат, бирюза, коралл, яшма, янтарь. Иногда применялась и слоновая кость.узким кавказским ремешком Материал для одежды был местный: сукно, сыромятная кожа и сафьян, овчина, войлок, шерстяная пряжа. Нарядные шелковые платки и дорогие ткани (парча, бархат, шелк) приобретались в Закавказье, России, частично (персидского, турецкого, афганского, арабского и другого производства) у заезжих купцов. Со второй половины - конца XIX в. зачастую на шитье одежды шли привозные дешевые фабричные ткани, поступавшие из России и Закавказья (полотно, бязь, ситец, сатин и др.).


Кубачинцы В одежде кубачинцев национальные особенности более всего сохранялись в женском костюме, состоящем из платья туникообразного покроя, парчовой шубы с короткими рукавами (ныне вышла из употребления), трех типов головного убора: чухты - квадратной повязки с нашитыми разноцветными лоскутами, каза - белой, обычно вышитой полотенцеобразной накидки- повязки, кате - шерстяного платка- накидки, а также белых войлочных сапог (ныне вышли из употребления) и вязаных узорчатых шерстяных носков. Во время свадеб кубачинки носят платья из восточной парчи, вышитые золотыми и серебряными нитями казы, различные украшения - серебряные цепочки на чухте, крупные золотые перстни с бирюзой и жемчугом, массивные серебряные браслеты с зернью и инкрустациями драгоценными камнями, нагрудные подвески, отделанные зернью, жемчугом и самоцветами. список


Кубачинцы Мужская одежда однотипна с одеждой представителей других народов Дагестана: это туникообразная рубаха, прямые штаны, бешмет и черкеска, сафьяновые или войлочные сапоги, овчинные меховые шубы и папахи, а также серебряный наборный пояс, кинжал, газыри к черкеске. Ныне традиционная мужская одежда вытеснена общеевропейской одеждой городского типа. список


Кумыки Национальный костюм: мужской рубаха, штаны, бешмет (къаптал), черкеска (чепкен), шуба (тон), бурка (ямучу), папаха (папах, бёрк), кожаная обувь; женский платье-рубаха, штаны (шалбар), различные платья (полша, арсар, къабалай), платки, чуткъу, кожаные чувяки, башмаки, галоши без задника. Костюм, особенно женский, дополнялся разнообразными украшениями. список


Лакцы Селение Балхар. Женский костюм состоит из широкой головной накидки, которая закрывает чохто, своего рода мешок с открытым основанием, куда убраны волосы, и широкого платья, доходящего до щиколоток.Особую прелесть и своеобразие придают костюму серебряные украшения, которые украшают и платье и головной убор. Мужской традиционный костюм состоит из черкески, папахи, шаровар, рубашки и кожаных сапог - ичигов. список


Лакцы Мужская традиционная одежда туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, женская туникообразное платье и штаны, имеет локальные варианты. В конце XIX века появились платья распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные шубы. Обувь кожаная и войлочная. Головные уборы наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин традиционные головные уборы (село Вихли), длинные штаны. список


Лезгины Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов - красного, желтого, зеленого, голубого, а так же белого цветов. Черное обычно носили в период траура, а так же глубокие старухи; кроме того, будничная одежда так же нередко была темного цвета. В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюмаПовседневный женский костюм состоял из длинного ситцевого платья - рубахи переем, бегьрем либо туникообразного покроя, либо отрезного по линии талии, с широкой юбкой, длинных ситцевых штанов вахчаг, верхнего распашного платья, мешкообразного головного убора шуткъу и большого квадратного платка из шерсти, шелка. Основным видом обуви лезгинок были богато орнаментированные шерстяные вязаные носки и чулки кемечар, которые женщины в домашних условиях носили без верхней обуви, подшив для практичности сафьяном. список


Ногайцы Ногайский национальный женский костюм включает платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), платки, косынки и разнообразные виды украшений. Мужской национальный костюм носят лишь лица старшего поколения – штаны традиционного покроя, бешмет, подпоясанный узким ремешком, кожаные чулки с калошами. Молодые люди предпочитают одежду городского покроя. список


Русские (казаки) Наиболее распространенной женской одеждой являлисьсарафан и понева. Вместе с ними носился часто шугай - женская короткая одежда со сборками сзади, из шелка, парчи, реже - бархата, обязательно на подкладке. Сарафаны и поневы были в основном однотипны, но могли шиться из разного материала: из тонкого сукна, ситца, сатина, бязи и др. Во второй половине XIX в. они повсеместно начали вытесняться юбками и кофтами самых различных модификаций: из домотканых и фабричных дешевых и дорогих, местных и привозных тканей; юбки ниже колен, юбки до пят, с клиньями, вставками и без них и др.; кофты с большим вырезом, на пуговицах, с малым вырезом, без выреза, с вышивкой и без нее, с узкими и широкими рукавами и пр.сарафанпонева Мужская одежда состояла из штанов, рубахи, кожаной обуви (очень редко - лаптей), верхней плечевой одежды, шапки. Штаны носились неширокие, с двумя ромбовидными вставками между штанинами, без карманов и ширинки, на вздержке. Носились и другого вида штаны - с трапециевидной вставкой, на поясе, с пуговицами. Штаны с широким шагом, шаровары, или чаги, вдвое шире обычных, со вставкой из четырех трапециевидных клиньев между размахом штанин (в комбинации - шестиугольник), носились иногда среди казачества, изредка - в среде крестьян. Туникообразные рубахи, с длинными рукавами без манжет, длиной ниже колен, носимые навыпуск, постепенно к началу-середине XIX в. повсеместно оказались заменены более короткими (выше колен) рубахами с прямыми и косыми вставками и ромбовидными ластовицами, иногда с рукавами на манжетах, с воротником-стойкой. список


Рутульцы Традиционная одежда однотипна с одеждой других народов лезгинской группы. Одежда мужчин: туникообразного покроя рубаха (ухун) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами (баду), слегка приталенный бешмет (архалук) и черкеска северо-кавказского типа с газырями. Головной убор папаха из длинноворсной овчины (бармак), обувь вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные постолы (келамбы). Верхняя одежда распашной длинный халат валжаг; в пограничных с Азербайджаном селениях короткая, до бёдер, распашная кофта и длинная широкая юбка. Головной убор мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником платок. Обувь вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В женской одежде значительное место занимали серебряные украшения. список


Табасаранцы Традиционный мужской костюм общедагестанского типа - нательная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи; обувь - низкая кожаная - дирихи (типа постолов) с суконными или войлочными ноговицами, вязаными шерстяными носками, мягкие кожаные сапоги, башмаки без задников на деревянной подошве. Украшением мужской одежды были пояс с металлическими пряжками, подвесками, пластинками, оружие (кинжал) и газыри. Традиционный женский костюм - туникообразное платье, шаровары, головной убор - чухта и платки, пояс (целиком серебряный либо позолоченный; из плотного материала с серебряной пряжкой впереди); нагрудное украшение из серебряных монет, налобное украшение, нашивное украшение -передник, обшитый монетами; кольца, серьги, браслеты. Украшениями служили серебряные застежки, нашивные подвески, монеты, пластинки. Обувь - кожаные чувяки и шерстяные носки джорабы с цветным орнаментом. список




Тиндийцы Тиндинцы (тиндалы, богосцы) - коренное население северо-западной части Центрального Дагестана. Самоназвание их - "идери". Они относятся к андийской подгруппе аваро-андо- цезской группы народов Дагестана. Особенности ведения хозяйства позволяли тиндинцам изготовлять материал для одежды своими силами. В основном она шилась из суконных тканей и войлока, из овчины и кожи местного производства, вязалась из шерстяных ниток. Постепенно кустарные материалы начали вытесняться фабричными тканями, поступавшими главным образом из России. Значительное место в одежде тиндинцев стали занимать готовые изделия из стран Востока, Закавказья: шелковые платки, шали, среднеазиатские папахи, обувь, готовая мужская одежда, женское платье и др. Традиционная мужская одежда тиндинцев состояла из туникообразной рубахи, зауженных книзу штанов без карманов, на вздержке, бешмета, черкески, войлочных курток, овчинных шуб нескольких разновидностей, бурки, овчинной папахи и сыромятной кожаной обуви. Женщины носили широкие туникообразные черные платья-рубахи, узкие черные штаны, черную чухту, украшенную монетами и цепочками в лобно-теменной и височной части, на нижнем конце накосника и в средней его части. Пожилые женщины нашивали на чухту парные височные кольца, а сверху набрасывали головное покрывало. Платье тиндинки подпоясывали широкой и длинной (иногда до 3 м) кумачевой повязкой, а в траурные дни черной (Сергеева, c. 233). Современная одежда тиндинцев ничем не отличается от одежды горожан. Представители старшего поколения иногда носят папахи, сапоги с высокими голенищами, а пожилые женщины - чухту.черкески список


Хваршинцы Хваршины - небольшая по численности народность Дагестана, в значительной степени консолидировавшаяся с аварцами. Более специфична и оригинальна одежда хваршин. Мужской костюм состоял из рубахи (гуд), штанов, распашного бешмета, черкески, в зимнее время надевались разного вида и формы овчинные шубы (къочора, боко, кIалакIач), овчинные куртки (кIойту хабачи), иногда войлочные накидки (бутнус къочора);популярны были и андийские бурки. Головным убором служили белые или черные овчинные папахи нескольких фасонов: конусообразные, цилиндрические, а с начала XX в. в виде перевернутой трапеции с белым суконным дном. Наиболее распространенной обувью были шерстяные сапоги с войлочной простеганной подошвой и усеченным носком, украшенные мелким темным рисунком по белому полю; бытовали также войлочные сапоги (зунгеба), полуботы нескольких разновидностей из сыромятной кожи (хъурхель, насираба), чувяки (мугуры), кожаные полусапожки (уйлятIу), а также башмаки с деревянной подошвой с загнутым носком и кожаным верхом без задников (хъваркинеба). Украшением костюма служили кожаный ремень с медными, серебряными фигурками, на котором на правом боку висел пистолет (тапанча) и серебряная коробочка (гьутугъ) с нутряным жиром для смазывания рук, а на левом - кинжал. На большом пальце правой руки многие мужчины носили серебряную печатку, а на запястье правой руки обязательно (причем, мужчины, и женщины) -повязку из черного войлока шириной 2-3 см. Одним из основных элементов женского костюма было платье-рубаха туникообразного покроя, расширявшееся книзу за счет боковых клиньев, с прямыми вшивными рукавами без ластовиц и с вертикальным разрезом на груди. С конца XIX в. туникообразная рубаха стала и нательным бельем. Молодые женщины поверх белья надевали платье с кокеткой, а девушки - отрезное платье, присборенное или в складку. Обязательным для всех видов платья остался (у пожилых женщин и в наше время) красный трехметровый кушак, подпоясанный в два оборота, концы которого опускались спереди или сбоку. В качестве головного убора использовали чухту и платок-покрывало. Чухту представлял собой чепец, сшитый из однотонной яркой материи в сборочку, на лбу, с кожаной планочкой на темени для украшений - крученых височных несомкнутых колец. Удлиненная часть сзади не зашивалась, а просто свисала как фата.. Поверх чухту набрасывалось квадратное покрывало (4 х 4) из сукна (позже - из бязи). Женская обувь отличалась от мужской только декором и длиной голенищ. В конце XIX в. получили распространение сафьяновые сапожки с невысоким трапециевидным каблуком. Низ голенища отделывался цветной шелковой строчкой. Носок и задник украшали серебряными монетами. список


Цахурцы Традиционная одежда цахуров имеет много общего с одеждой народов Дагестана в покрое, однако отличается отделкой, цветом, способом ношения. Сказывается влияние азербайджанской культуры. Основным материалом для одежды была продукция скотоводства: шерсть, овчина, кожа. Мужская одежда: штаны, туникообразная рубаха, бешмет на подкладке (алхалыг), длинная распашная черкеска (чакъай),шуба-накидка с ложными рукавами, шуба с рукавами, бурка, войлочный плащ (у чабанов, пастухов), конусообразная островерхая шапка из овчины, каракулевая шапка, башлык. На ноги надевали вязаные носки, поршни-чарухи (кусок кожи, стянутый по форме ноги), сафьяновые сапоги и чувяки, вязаную шерстяную обувь с загнутым вверх носком. Непременный элемент одежды мужчин - кожаный пояс с кинжалом.одеждой народов Дагестаначеркескабуркакожаный пояс Цахурец список


Цахурка Женская одежда: штаны, туникообразная рубаха, широкая юбка, кофта на подкладке, бешметы разного покроя (алхалыг, катиба), передник-фартук. Головные уборы: чухта, платок. В способе ношения головного убора существовали возрастные различия. Теплой одеждой были безрукавки и овчинные шубы. На ноги надевали пестрые шерстяные носки, поршни, башмаки, сафьяновые чувяки, вязаные сапоги. В женской одежде широко использовались украшения: нарядный головной убор - капор (дугмаче), налобник, серебряные цепочки, трубочки, бляшки, нашитые монеты, вышивки, нагрудные подвески, пояс, браслеты, серьги. Современная одежда - главным образом городская, из традиционного костюма сохранились шубы, вязаная обувь и носки, каракулевые шапки. список


Чамалалы Чамалалы (самоназвание чама uгa - "сухая курага") - народность андийской подгруппы аваро-андо-цезской группы народностей Дагестана. Основной материал для одежды - продукция животноводства. Со второй половины XIX в. начали пользоваться и привозным покупным материалом, который приобретали на базарах в селениях и городах: Хунзахе, Ботлихе, Темир-Хан-Шуре, Урус-Мартане, Шатое, Шали, Дербенте, Астрахани и т.д. Мужская одежда состояла из нижней рубахи, штанов, бешмета, черкески, шубы, куртки-безрукавки, куртки с рукавами, бурки, овчинной папахи, обуви из сыромятной кожи и войлока, вязанных шерстяных носков. Атрибутами традиционной женской одежды были нательная рубаха, платье темной расцветки, штаны, различные шубы; головным убором служили чухта, платки.черкески С одеждой носили также различные украшения. У мужчин это был кинжал, серебряные или узкие медные пояса, газыри на черкеске. Женскими украшениями служили различные серебряные монеты, кольца, серьги- подвески, серебряные и медные цепочки, подвески, бусы из полудрагоценных камней, вышивки из цветных тканей (аппликации), широкие пояса из тканей ярких цветов, браслеты из стали, меди, серебра. Эти украшения выполняли эстетические и религиозно-магические функции. список


Чеченцы Традиционная одежда чеченцев имела много общего с общекавказским костюмом и отражала этнокультурные связи с кумыками и другими народами Северного Кавказа. Мужскую одежду составляли туникообразная рубаха, суженные к низу штаны, цельнокроеный бешмет, черкеска. Последняя считалась праздничной одеждой. Зимней одеждой являлись овчинная шуба и бурка. Головными уборами мужчин (кюд)были высокие овчинные папахи, войлочные шляпы, обувью служили сапоги, сшитые из сукна, сафьяна, овчины. Костюм украшали пояс, кинжал. Основными частями женской одежды были широкая, длинная туникообразная рубаха и штаны, а также бешмет и праздничное распашное платье гIабали с нагрудником и поясом. Головные уборы (кюртхтиллар) отличались разнообразием, большие и малые платки (докътуркул зимгатуркул), шелковые платки (гюлъмелъди), (бой), под которые надевали чухту. Обувью служили чувяки и праздничные туфли с высокими носками, без задников, на твердой подошве, с каблуком. Большим разнообразием отличались женские украшения: серьги, кольца, браслеты, ожерелья. В женской одежде значительную роль играл цвет: молодые женщины предпочитали яркие, привлекательных тонов платья и легкие платки (в том числе с блестками); замужние - более скромные, а пожилые - серые и темные цвета одеждыкумыкамичеркеска список