Как мотивировать ребенка на занятия плаванием. Как воспитать в ребенке желание заниматься спортом: советы чемпионки

Физкультура необходима детям для физического развития, крепкого иммунитета, поддержания здорового веса. Спорт укрепляет мышцы, кости, делает ребенка выносливым, сильным, ловким и целеустремленным. Многие родители стараются отдать свое чадо в спортивную секцию. Ребенок сначала с удовольствием ходит на занятия, но со временем его интерес к тренировкам падает. По мнению психологов, детской мотивации хватает максимум на полгода. Что должны сделать родители, чтобы спорт всегда был в удовольствие?

Задача родителей - помочь ребенку выбрать спорт, который ему нравится. Вы можете горячо любить футбол или шахматы, но если ваш сын, затаив дыхание, смотрит фильмы с восточными единоборствами, отдайте его в секцию каратэ. Или дочь - активная и спортивная девочка, любит прыгать и бегать, не нужно навязывать ей бальные танцы, попробуйте спортивную гимнастику или лёгкую атлетику. Все просто, но порой родители ставят свои интересы выше интересов ребенка. Нужно быть готовым к тому, что придется сменить несколько секций, чтобы найти подходящий вид спорта.

Родителям следует учитывать материальный аспект. Спорт должен отвечать финансовым возможностям семьи, чтобы в случае снижения дохода или повышения расходов тренировки, ребенок не бросал занятия. Учитывайте оплату занятий, необходимый спортивный инвентарь, соревновательные взносы, тренировочную и соревновательную форму.

В спортивной секции общение происходит между тренером и подопечным, и между подопечными. Если ребенок уважает своего наставника, а тренер хорошо знаком с особенностями детской психологии - это половина успеха (калоризатор). Вторая половина зависит от отношений внутри коллектива. Когда ребенку удается найти друзей, на тренировки он ходит с большей охотой. Его влечет уже не только спорт, но и общение с ровесниками. Задача тренера - сформировать безопасную и дружелюбную атмосферу внутри коллектива.

Во многих секциях необязательно покупать абонемент на весь месяц - можно прийти на пробное занятие. Отведите ребенка, а он поделится с вами впечатлениями от тренировки.

Поддержка родителей заключается не только в том, чтобы отвозить на тренировки и хвалить за успехи. Родители должны поддерживать интерес ребенка - расспрашивать о том, как проходят занятия, интересоваться этим видом спорта, водить на соревнования, показывать фильмы и телепередачи. Главное, избегать чрезмерного давления. Интерес должен быть обоюдным и естественным.

Если ребенок найдет кумира из числа выдающихся спортсменов, это усилит его мотивацию. Следите за новинками кинематографа. Вдруг в кинотеатрах показывают фильм про выдающегося хоккеиста, а ваш сын как раз ходит в секцию хоккея. Увидеть на большом экране свою мечту - это нечто!

Участие в соревнованиях - хороший способ мотивировать и дисциплинировать. Родители должны подготовить ребенка к участию ради победы. Объяснить, что на соревнованиях необходимо выкладываться на максимум (calorizator). В случае поражения поддержать, объяснив, что провалы были у всех выдающихся спортсменов. Проигрыш - не повод бросать тренировки, он дает возможность оглянуться назад и отточить свое мастерство.

Когда у ребенка перед глазами уверенные, мотивированные на успех, активные и спортивные родители, его мотивация в разы возрастает. Все дети следуют примеру родителей. Хотите мотивировать ребенка на спорт? Вставайте с дивана, в , или , внедряйте здоровые пищевые привычки, больше . Помните, что мотивация дает настроение, а дисциплина формирует привычку. Если что-то начали делать, делайте это регулярно.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 151

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Мотивация детей к занятиям спортом

Разработал: педагог дополнительного образования

Бубенцов Юрий Александрович

Санкт-Петербург

2017

Пре6дназначена для педагогов и воспитанников занимающихся в спортивных объединениях дополнительного образования.

Пояснительная записка

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь
. ( Китайская пословица)

В последние годы вошла в моду идея здорового образа жизни. Существует специальная гимнастика для новорождённых, комплекс развивающих занятий в бассейне… Что уж говорить о детях постарше - для них представлен весь спектр спортивных занятий. При этом нередко приходится слышать жалобы родителей на ребёнка, который отказывается заниматься спортом. Чаще всего родители сами виноваты, делая выбор за малыша, исходя из своих соображений. Мальчик должен уметь постоять за себя, значит, должен посещать секцию рукопашного боя или каких-либо восточных единоборств. А что, если мальчик хочет заниматься бальными танцами? И здесь существенное значение имеет желание самого ребёнка заниматься спортом, его мотивация. Мотивы занятия спортом могут быть различны. Прежде всего, необходимо понять, для чего понадобятся занятия спортом: просто для здоровья, для занятости и разнообразия или спорт может стать профессиональным полем деятельности для вашего ребёнка.

Цель: Понять, что такое мотивация, и какую роль она играет в занятиях спортом.

Задачи: используя мотивацию решить развивающие, обучающие и воспитательные задачи, становления гармонично развитой личности и успешного спортсмена.

Мотив - движущая сила человеческого поведения, его деятельности.

Мотивация - побуждение к ; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением , определяющий его направленность, организованность, и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Внешняя мотивация - мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жёсткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами. На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема низкой психологической мотивации российских спортсменов, о чём можно судить по результатам спортивной деятельности наших команд в некоторых видах спорта, таких как футбол, хоккей и другие.

Среди основных мотивов занятия спортом выделяют следующие (по Е.П. Ильину):

    Стремление к самосовершенствованию

А) Укрепление здоровья

Б) Улучшение телосложения

В) Развитие физических и волевых качеств

2) Стремление к самовыражению и самоутверждению

А) Желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена

Б) Стремление к общественному признанию

В) Желание защищать честь команды, города, страны

Г) Желание быть привлекательным для противоположного пола

3) Социальные установки

А) Мода на спорт

В) Желание поддержать друга («за компанию»)

Г) Желание быть готовым к труду и армии

4) Удовлетворение духовных потребностей

А) Желание чувствовать себя членом спортивной команды

Б) Желание получать новые впечатления от поездок по городам и странам

В) Желание общаться со сверстниками

Основной психологической чертой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, вызываемое занятиями данным видом спорта и неотделимое от самой спортивной деятельности. Вместе с этим, мотивы имеют сложный по своей структуре характер и могут быть подразделены следующим образом.

Непосредственные мотивы спортивной деятельности:

1) Испытываемое спортсменом своеобразное чувство удовлетворения от проявления мышечной активности;

2) эстетическое наслаждение красотой, точностью, ловкостью своих движений;

3) стремление проявить себя смелым и решительным при выполнении трудных и опасных упражнений;

4) удовлетворение, вызываемое участием в соревновании, являющемся важнейшей и обязательной стороной спорта;

5) стремление добиться рекордных результатов, доказать своё спортивное мастерство, добиться победы, как бы трудна она ни была и др.

Опосредованные мотивы спортивной деятельности:

1) Стремление стать сильным, крепким, здоровым ("занимаюсь спортом, потому что он укрепляет здоровье и делает человека бодрым и энергичным");

2) стремление через спорт подготовить себя к практической деятельности ("занимаюсь спортом, так как хочу быть более сильным физически");

3) осознание общественной важности спортивной деятельности ("хочу завоёвывать мировые рекорды, защищать спортивное знамя своей страны").

Мотивы спортивной деятельности не только многообразны, они отличаются динамическим характером, закономерно сменяя друг друга в процессе длительных занятий спортом. А. Ц. Пуни на основании специального исследования мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих заниматься спортом.

Начальная стадия занятия спортом. В этот период имеют место первые попытки включиться в спортивную деятельность. Мотивы, побуждающие к этому, характеризуются:

а) диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают заниматься обычно не одним, а несколькими видами спорта, причём часто совсем не теми, в которых они в дальнейшем могут показать своё спортивное мастерство);

б) непосредственностью ("занимаюсь, потому что люблю физкультуру");

в) связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта ("живу в Феодоссии, как же я мог не плавать?"; "с малых лет ходил на лыжах, т.к. жил на Урале)

г) нередко включают в себя элементы долженствования ("надо было посещать уроки физической культуры").

Стадия специализации в избранном виде спорта .

а) Пробуждение и развитие специального интереса к определённому виду спорта;

б) проявление способностей к этому виду спорта и стремление к их развитию;

в) эмоционально насыщенное переживание спортивного успеха и стремление к его закреплению;

г) расширение специальных знаний, совершенствование спортивной техники приобретение боле высокой степени тренированности.

Эти новые по своему качеству мотивы характеризуются рядом особенностей. Они связываются со спортивной специализацией (спортсмен становится гимнастом, боксёром, лыжником, пловцом и т.п.) и с приобретением спортивной квалификации 3-го, 2-го, 1-го разрядов. Вместе с тем, мотивы становятся более опосредованными, переносятся с самой спортивной деятельности на её результат, выражаются в стремлении к определённому спортивному успеху, рекорду.

Стадия спортивного мастерства. На этой стадии мотивами спортивной деятельности являются:

а) Стремление поддержать своё спортивное мастерство на высоком уровне и добиться ещё больших успехов в спортивной борьбе, которая делается всё более острой и трудной;

б) стремление служить своими спортивными достижениями как примером для подражания молодым спортсменам;

в) стремление содействовать развитию данного вида спорта, обогащению и совершенствованию его техники и тактики, потребность передать свой опыт молодым спортсменам.

Мотивы спортивной деятельности на этой стадии характеризуются ярко выраженной социальной направленностью.

Мотивация в спортивной деятельности выполняет следующие функции:

является пусковым механизмом деятельности;

поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности:

регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Поэтому оптимальный уровень мотивации к занятиям спортом необходимо поддерживать и своевременно повышать.

Тренерам чаще всего приходится работать с детьми, у которых уже сформирована мотивация к занятиям спортом и достижению успеха. Т.е. дети пришли в спортивную секцию с уже имеющимися, пусть и различными мотивами. Задача тренера и родителей – сохранить и повысить имеющийся уровень мотивации. Например, у мальчика, родители которого (особенно отец) всегда ставили перед ним чёткие и легко достижимые цели и оказывали ему при этом помощь, скорее всего, будет низкий уровень мотивации к достижению успеха, т.к. личная потребность ребёнка в этом не актуализируется. У ребенка, которого никогда не хвалили и не поощряли за достигнутый успех, также будут низкие потребности в достижении. С другой стороны, если родители ставили перед ребёнком трудные, но достижимые задачи и предоставляли ему самому добиваться успеха, а затем хвалили, - скорее всего, будет сформирована высокая потребность в достижении успеха, которая положительно отразится на его отношении к занятиям спортом. Родители ребёнка, обладающего высоким уровнем мотивации в достижении, должны вести себя иначе, чем с ребёнком, у которого низкая потребность в достижении успеха. В последнем случае ребёнка необходимо перевоспитывать, поощрять за успех, поддерживать эмоционально и показать ему, что высокого результата можно добиться собственными усилиями без помощи посторонних. С ребёнком, у которого благодаря ранним достижениям и самостоятельности, сформировался целеустремлённый характер, следует работать по-другому. Иногда ему надо оказать поддержку после проигрыша или помочь снять опасения и тревогу в ситуациях, когда он может потерпеть неудачу.

Работа по повышению мотивации должна проводиться непрерывно. Также можно выделить набор необходимых действий по повышению мотивации, которые должны осуществляться либо тренером, либо спортивным психологом в команде для достижения наилучшего эффекта.

В самом начале работы тренера с командой необходимо выявить мотивацию каждого из спортсменов. Особенно в детской спортивной команде первоначальная мотивация всех спортсменов может быть различной, могут не совпадать цели, могут быть разные амбиции и тяга к победам. В ситуации разной мотивации очень сложно организовать команды и заставить её двигаться синхронно к единой цели. Именно для этого тренер совместно с психологом должны исследовать каждого члена команды. Может быть использовано: тестирование, личные беседы, наблюдение за поведением спортсмена, беседы с родителями (отношение к детской спортивной команде), беседы с другими спортсменами.

В результате тестирования тренер увидит ситуацию с мотивацией в команде и сможет выработать ряд действий, направленных на формирование необходимой мотивации каждого из спортсменов. С этого момента начнётся второй этап работы над мотивацией команды – этап формирования или корректировки мотивации.

На этом этапе тренеру необходимо сформировать или скорректировать у каждого члена команды:

    Потребности в достижении успеха

    Общекомандные цели

    Интерес к спорту и к игре

Не следует удивляться возможным изменениям в мотивации спортсмена от сезона к сезону и даже в недельном цикле. Новые события, люди и новый жизненный опыт могут повлиять на отношение спортсмена к команде, тренеру и занятиям спортом. Так что тренеру необходимо постоянно следить за состоянием мотивации спортсменов, особенно в период соревнований. Поддержание мотивации требует постоянного влияния на потребности спортсмена, корректировки целей, влияния на интерес и другие составляющие мотивационной сферы.

Выводы: Таким образом, мотивация спортсмена в значительной степени определяет уровень его специальной подготовки, которая является одной из основных составляющих его спортивных успехов. Дело в том, что сила и устойчивость мотивации во многом определяется возможностями субъекта удовлетворить себя в конкретном виде спортивной деятельности, а уровень специальных знаний, умений и навыков детерминирует возможности спортсмена. Поэтому понятно, что в спортивных достижениях мотивация играет важную роль, а знание особенностей мотивационной сферы личности спортсмена позволяет целенаправленно готовить его к достижению высоких спортивных результатов.

Список использованной литературы:

1. Общая и спортивная психология под ред. Г. Д. Бабушкина, Омск: СибГУФК, 2004-400с.

2. Попов, А.Л. Спортивная психология: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 152 с.

Мотивация, равно как и волевые качества, формируются продолжительное время. Проблемы их воспитания должны решаться еще на этапе начальной спортивной подготовки. По неофициальным данным, полученных в результате опроса практикующих детских тренеров, в первые два года спортивной подготовки до 40% юных спортсменов прекращают занятия по причинам личного характера, среди которых ведущее место занимает отсутствие (или снижение) мотивации к занятиям спортом.

На основе изучения работ отечественных и зарубежных психологов, в которых раскрываются общие вопросы мотивации и мотивационной сферы личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.) и вопросы мотивации спортивной деятельности (А. П. Нечаев, А. Ц. Пуни, Г. Д. Бабушкин), можно сделать вывод, что личностные качества, деятельность тренера имеют определяющее значение для формирования у детей устойчивой мотивации к занятиям спортом, особенно на этапе начальной подготовки.

Путь к эффективному обучению, результативной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе действий, можно разработать эффективную систему методов тренировочной деятельности.

Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям субъективный, личностный смысл. Спортсмены, занимаясь одним и тем же видом спорта, выполняя одинаковые по сложности и интенсивности тренировочные нагрузки, нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают различное значение своим нагрузкам.

Особенно важно уделять внимание формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом на начальной стадии спортивной подготовки, т. к. в этот период основными особенностями мотивации являются недостаточная осознанность потребностей, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость различных способов их удовлетворения . По многочисленным свидетельствам тренеров, именно в этот период наблюдается наибольшее количество случаев прекращения детьми регулярных тренировок по причине отсутствия мотивации к ним. Это определяет необходимость в особенном внимании тренеров к формированию мотивации занятий спортом у детей на начальном этапе подготовки.

По мнению А. Л. Попова в основе мотивов чаще всего лежит социально значимый опыт человека, привлекающий спортсмена возможностями проявления физической активности, коррекции психических или физических недостатков, общения с группой сверстников, познания своих возможностей, освоения «модного» вида спорта. Характерной особенностью мотивации этого периода является незначительная осознанность потребностей, лежащих в основе этих мотивов, великое разнообразие и нестойкость способов их удовлетворения, а также готовность к их быстрому изменению . По сути, все мотивы этой стадии направлены на определение того, является ли спортивная тренировка необходимой и желаемой для данного человека.

Дальнейшее развитие мотивов связано с устойчивостью занятий избранным видом спорта, достижением определенных успехов в нем, расширение специальных знаний и навыков. Для того чтобы предотвратить «отсев» занимающихся на начальной стадии спортивной подготовки, тренеру необходимо знать наиболее значимые для воспитанников факторы, служащие мотивом их спортивной деятельности.

Для выявления структуры мотивации детей к занятиям спортом и причин, по которым они начинают и прекращают занятия, был проведен констатирующий эксперимент среди учащихся 4-7 классов. Исследование включало в себя: беседу, анкетирование и обработку результатов. Школьникам была предложена анкета: один вариант для занимающихся спортом и другой вариант для тех, кто прекратил занятия, причем в вопросах закрытого типа разрешалось выбирать несколько вариантов ответа.

Проанализировав ответы респондентов, выяснилось следующее: основными причинами, по которым дети начинают заниматься спортом, являются:

  • А) потребность в двигательной активности (нравится бегать, прыгать, захотелось играть в футбол и т. д.)
  • Б) совет друзей
  • В) желание родителей.
Однако, среди мотивов, по которым дети продолжают заниматься спортом, такой фактор, как потребность в двигательной активности, переместился на 5 место. Кроме того, из содержания бесед следует, что дети не считают занятия спортом единственным способом удовлетворения этой потребности, среди предпочитаемых видов активного отдыха школьники назвали: побегаю на улице с друзьями, поиграю в футбол во дворе...

Основными мотивами занятий у детей являются:

  • А) общение с друзьями (хорошие отношения в коллективе) ;
  • Б) отношение к тренеру;
  • В) содержание тренировочной деятельности (нравится этот спорт, люблю соревнования, интересно и т. п.)
  • Г) внетренировочные факторы (экскурсии, праздники и т. д.) .
Внетренировочная досуговая деятельность занимает важное место в представлениях детей об «идеальной» жизни спортивного коллектива. Помимо этого, среди рекомендаций к способам разнообразия спортивной жизни было следующие: на занятиях не только тренироваться, но еще и играть, устраивать побольше соревнований.

От отношения юных спортсменов к тренеру существенно зависит, будут ли они дальше продолжать занятия спортом.

Среди характеристик, привлекающих детей в личности тренера, наиболее значимыми являются: доброта, понимание, внимание, вежливость. Большое значение имеют личные беседы с занимающимися. Также дети отмечают такие характеристики как активное участие в тренировочном процессе (он сам здорово показывает примеры, устраивает нам соревнования и т. п.) , организация досуговой деятельности (ходит с нами в походы, устраивает чаепития по праздникам и. т. д.) .

От вида спорта, которым занимаются (занимались) школьники, не зависят ни мотивы занятий, ни причины прекращения занятий, ни причины, по которым дети могли бы прекратить занятия спортом.
Из содержания проведенных после анкетирования бесед следовало, что досуговая деятельность как внетренировочный фактор используется тренерами явно недостаточно. Занимающиеся смогли привести в среднем 2-3 примера таких мероприятия. При этом сами походы, праздники, экскурсии являются для детей чрезвычайно яркими и значимыми событиями их спортивной жизни.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

  • А) чаще всего по собственному желанию прекращают занятия дети в первый год, что определяет особую важность закрепления у школьников мотивации к спортивной деятельности именно в этот период;
  • Б) основными мотивами занятий спортом (помимо интереса к самому виду спорта) у детей на этапе начальной подготовки являются: общение с товарищами, положительное отношение к тренеру, внетренировочные факторы;
  • В) чтобы общение для детей было значимым на мотивирующем уровне, необходим благоприятный психологический климат в коллективе. Отношение к тренеру определяется его личностными качествами (понимание, доброта) и поведением (вежливое обращение, поступки) ;
  • Г) в первые годы структура мотивации детей к занятиям спортом является универсальной для всех видов спорта (хотя для этого требуются дополнительные исследования) ;
Для формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом у детей на этапе начальной спортивной подготовки тренеру необходимо:
  • повышать эмоциональную насыщенность занятий, актуализировать положительные эмоции юных спортсменов. Радость и удовольствие - одни из наиболее значительных факторов привлечения детей в спорт и продолжения занятий;
  • активизировать досуговую деятельность учебно-тренировочной группы, организовывать тематические или спонтанные беседы, экскурсии, праздники и т. д.
  • заботиться о создании благоприятного психологического климата в коллективе путем создания атмосферы взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска, проявления терпимости к ошибкам и неудачам. Детям необходимо, чтобы каждый мог показать свои способности, ощутить собственную значимость, необходима публичная оценка достигнутого спортсменами успеха;
  • уделять внимание эффективному общению с детьми, развивать коммуникативные способности, проявлять доброту, внимание и уважение.
Насыщенность и информативность общения влияет на характер взаимоотношений тренера и обучающихся и, в конечном счете, на силу и устойчивость мотивации детей к занятиям спортом.


Литература

  1. Нечаев А. П., Психология физической культуры, М., 1960
  2. Общая и спортивная психология под ред. Г. Д. Бабушкина, Омск: СибГУФК, 2004
  3. Психология физического воспитания и спорта под ред. Т. Т. Джамчарова, А. Ц. Пуни, М.,1979
  4. Попов А. Л. Спортивная психология: учебное пособие для вузов, 2 изд., М., Московский психолого-социальный институт, 1999.

Спорт – это не только отличный способ провести время после школы или на выходных. Медики утверждают, что это путь к укреплению мышц и костей, хорошему сну и уменьшению риска возникновения целого ряда болезней, среди которых и диабет второго типа. Занятия спортом повышает самооценку и улучшает социальные навыки. Детский спорт – это не высокие результаты, а, прежде всего, удовольствие от игры, от физической активности, позитивный опыт и умение принимать решения.
Как привить ребенку любовь к спортивным занятиям?

Помогите ребенку выбрать спорт

Который подходит ему по возрасту, интересам и физическим возможностям. Спорт, который нравится вам больше, нежели ему, может вызвать полное неприятие и скуку. Также выберите спорт, который соответствует вашим финансовым возможностям и удобен для вас, чтобы в случае превышения бюджета или времени ребенку не пришлось его бросить.

Купите необходимый инвентарь

И форму! Чтобы ребенок мог заниматься в комфорте и без риска для здоровья.

Продемонстрируйте поддержку детских инициатив, отвозя ребенка на занятия и соревнования

Помогите ему выучить базовые правила и навыки данного спорта, объясните, что вам очень нравится видеть его соревнующимся. Спросите, насколько вовлеченным хотел бы вас видеть ребенок, чтоб не смущать его перед другими спортсменами.

Учите ребенка позитивным сторонам спортивных состязаний

Пусть он фокусируется на желании работать ради достижения цели и раскрытия своего потенциала, командном духе и т.д. Укрепляйте в занятиях спортом семейные ценности — такие, как прямоту, честность, стойкость, доброту. Объясните, что такое здоровая конкуренция, ведь понимание этого необходимо для получения удовольствия от спорта и сохранения интереса к нему.

Поддерживайте ребенка, когда он проигрывает

Дайте ребенку выразить свои чувства и эмоции, но в то же время укажите на его достижения во время соревнований. Напоминайте ему, что даже у великих спортсменов бывают неудачи. Прививайте ему уверенность в своих силах. Иногда это будет очень непросто, поскольку ребенок приобретает новые навыки и не всегда чувствует себя комфортно. Но стоит напоминать ему о том, что вы верите в него и его позитивные результаты.

Находите время потренироваться вместе

Если ваши навыки позволяют это делать. Также ходите вместе на профессиональные соревнования – пусть ребенок насладится профессиональными состязаниями, увидит, как работают спортсмены.

Подберите интересные книги и фильмы о данном виде спорта

И обсудите с ребенком.
И еще. Избегайте излишней рьяности в поддержке детских спортивных притязаний. Будьте примером, встречая любые результаты с достоинством и благодарностью как к тренерам, так и судьям, а также другим спортсменам и их родителям. Не дайте спорту полностью завладеть сознанием ребенка – соблюдайте здоровый баланс между школьными занятиями, спортом и неспортивными развлечениями. Разрешите ребенку бросить спортивные занятия, если он испытывает стресс, страх перед тренировками и состязаниями и говорит, что занимается только ради вашего удовольствия.