Логопедического занятия по формированию лексико грамматических. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка в старшей группе у детей с ОНР

Конспект логопедического занятия

Тема «Осень»

(фронтальное логопедическое занятие

по формированию лексико-грамматических средств языка для учащихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи )

Руденко Эльвира Владимировна,

учитель-логопед ГБОУ школы-интерната №2 г. Сочи

Образовательные цели:

Закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе;

Расширять и активизировать словарь;

Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать координацию движений с речью;

Развивать связную речь;

Развивать зрительное восприятие;

Развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

Воспитательные цели:

Формировать навыки самостоятельности, активности;

Формировать навыки сотрудничества.

Оборудование:

Раздаточный материал - картинки с осенними приметами;

Магнитная доска;

Рисунки с изображением листьев по количеству детей;

Карандаши по количеству детей;

Презентация;

Мешочек с овощами и фруктами;

Мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь! Сегодня у нас хорошее настроение! Наше занятие мы начнем с загадок. Слушайте внимательно.

Время года отгадай

Собирают урожай,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают.

(Осень)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто... (Листопад)

Гнёт к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер)

Что это за птица?

Черная, большая.

Над землёй повисла,

Солнце закрывая.

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю намочил.

( Дождь )

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит.

( Лужа )

Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать?

(Листопад, ветер, туча, дождь, лужа, осень).

Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? (Мы будем говорить об осени).

2. Введение в тему занятия. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?

Какой месяц наступит после него?

Какой месяц завершает осень?

Игра «Приметы осени»

А какие приметы осени вы знаете? Мы проверим, поиграем в игру «Приметы осени».

У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и узнает, какая примета осени изображена на ней.

Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

(Осенью становится холоднее. Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. Люди одеваются.

С полей и огородов убирают урожай овощей и фруктов.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края).

На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

Игра «Какая погода»

Осенью погода изменчивая. Подумайте, какая она бывает, поиграем в игру «Какая погода?» .

Если пошел дождь, значит погода какая? (Погода дождливая)

Если светит солнце. (Погода солнечная)

Если на улице холодно. (Погода холодная)

Если дует ветер. (Погода ветреная)

Когда дует ветер что происходит с листьями? (Падают с деревьев, кружатся).

Как это называется? (Листопад).

Сейчас мы будем собирать листья.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать (соединяем поочерёдно пальцы рук)

Лист берёзы, лист осины, листик дуба и рябины, листик клёна соберём и домой мы отнесём. (разжимаем собранные в кулак пальцы)

В это время логопед раздаёт картинки с листьями.

Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?».

Логопед раздает каждому картинку-загадку с з изображениями листьев.

Мы поиграем в игру «Что ты видишь?». У каждого из вас на столе есть картинка, на которой изображены листья.

Определите и скажите, какие вы видите листья?

1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

2-й ребенок. Я вижу березовый лист.

Обводит изображение карандашом.

3-й ребенок. Я вижу дубовый лист.

Обводит изображение карандашом.

4-й ребенок. Я вижу рябиновый лист.

Обводит изображение карандашом.

Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.

Логопед. Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игры. Я буду бросать мяч, и называть большой предмет, а вы будете называть маленький.

Дети выходят и встают в круг.

«Большой – маленький» .

Лист – листочек, листик, гриб - грибок, грибочек, ягода – ягодка

Дерево – деревце, куст – кустик, ветка - веточка

Солнце – солнышко, дождь – дождик, ветер – ветерок, туча - тучка

Поиграли, молодцы.

Игра «Дары осени»

Осень очень щедра. В волшебном мешочке дары осени. Угадай что это?

(Дети по очереди наощупь отгадывают овощи и фрукты).

3. Итог занятия.

- Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?

- Молодцы! Вы хорошо работали. Спасибо за работу.

Чтение стихотворения об осени

Паутинки в воздухе летают.

До чего же осень ты красива!

Поём песенку об осени с движениями

Здравствуй, здравствуй осень золотая!

Паутинки в воздухе летают.

Покраснели клёны всем на диво.

До чего же осень ты красива!

сентябрь

октябрь

ноябрь

листопад

ветер туча дождь лужа осень

Разделы: Работа с дошкольниками

Задачи :

  1. упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
  2. упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;
  3. упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;
  4. обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;
  5. развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.

Оборудование :

  • игра «Чего нет?» с предметами одежды;
  • предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
  • конверты с письмами от сказочных героев;
  • мнемодорожки для составления предложений;
  • сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»;
  • мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах;
  • сундучок;
  • игра «Магазин»
  • мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»;
  • шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей;
  • серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки»
  • Ход занятия:

    I. Оргмомент
    Игра «Чего нет?» - образование Р.п.мн.ч.
    Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

    • У меня нет платьев.
    • У меня нет брюк. И т.д.

    Картинки с изображением предметов одежды, которых нет на столах у детей, помещаются на фланелеграф (Рисунок1 )

    II. Сообщение темы и задач занятия

    • О чем мы будем сегодня говорить?
    • Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки об одежде и обуви.
    • Я сегодня утром проверяла почту и нашла в почтовом ящике письма от сказочных персонажей и даже одну посылку. Хотите узнать, что они пишут?

    III. Выполнение лексико-грамматических упражнений
    1. Игра «Письмо от Незнайки»
    а) упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций.
    Логопед достает первое письмо от Незнайки.

    • Незнайка прислал нам фотографии своего дома. Он просит вас подсказать, куда подевались его вещи. (Рисунок2 )

    (картинка из книги Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2008. – 32с)

    Дети рассматривают картинку и составляют предложения о том, где лежат Незнайкины вещи:

    • Портфель стоит под столом.
    • Свитер лежит на диване.

    И т.д.

    б) Упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам (Рисунок3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6)

    • Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп.
    • Какие шляпы подарили Незнайке друзья?

    Дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке : Знайка подарил голубую шляпу и т.д.

    в) Упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций

    • Но Незнайка носил только голубую шляпу, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Давайте поможем Незнайке. Рассмотрите картинку, найдите все шляпы в комнате и составьте предложения: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал красную шляпу из-под стола» (Рисунок7 )

    (картинка из книги Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 32с.)

    2. Игра «Письмо от портного Ежика» - упражнение в образовании относительных прилагательных

    • Следующее письмо пришло нам от портного ежика. Он решил для лесного народа сшить одежду. Хотите узнать, кому какую одежду сшил ежик?

    Дети составляют предложения по мнемодорожкам. (в пустые клеточки приклеиваются кусочки материала, дети определяют, какой это материал и составляют предложения) (Рисунок8, Рисунок9, Рисунок10, Рисунок 11 )
    (В случае необходимости логопед подсказывает название материала:

    • Ежик сшил белке юбку из трикотажа. Какую юбку сшил ежик для белки?)

    IV. Составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице - Игра «Письмо от Василисы Премудрой»

    • Василиса Премудрая, как всегда, прислала нам свои мудреные загадки. На этот раз они о предметах одежды, обуви и головных уборах. (Рисунок12, Рисунок13, Рисунок14, Рисунок15 )

    Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались
    (Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки – это мужская обувь)

    Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

    V. Игра «Магазин» - упражнение в употреблении относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными, образовании Р.п.мн.ч. существительных.
    А еще нам пришла посылка. Интересно, что в ней.
    Логопед достает из сундук.

    • Кто же его прислал? (Али-Баба)
    • Хотите посмотреть, что в нем лежит?
    • Это же деньги для покупок в нашем волшебном магазине.

    Логопед раздает детям «деньги». (Рисунок16 )

    • Посмотрите внимательно, что можно «купить» в нашем магазине на эти деньги.

    Дети выходят к фланелеграфу и «покупают» предметы одежды, обуви, головные уборы, составляют предложения:

    • Дайте мне много платьев.
    • Дайте мне синюю юбку.
    • Дайте мне джинсовый сарафан.

    VI. Динамическая пауза. Игра «Письмо от неряхи»

    • Наша почта еще не кончилась. От кого же это письмо? Оно такое грязное.
    • Это письмо от неряхи. Он просит нам помочь постирать его одежду.

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

    Ох, испачкалась одежда,
    Мы ее не берегли,
    Обращались с ней небрежно,
    Мяли, пачкали в пыли.
    Надо нам ее спасти
    И в порядок привести.
    В тазик воду наливаем,
    Порошочку насыпаем.
    Всю одежду мы замочим,
    Пятна тщательно потрем,
    Постираем, прополощем,
    Отожмем ее, встряхнем.
    А потом легко и ловко
    Все развесим на веревках.
    А пока одежда сушится,
    Мы попрыгаем, покружимся.

    VII. Игра «Письмо от Тани»
    1. Рассказывание стихотворения по мнемотаблице (Рисунок17 )

    • Нам письмо прислала Таня. Послушайте, я его прочитаю.
    • Давайте вместе его прочитаем.
    • Кто хочет прочитать все письмо полностью?

    Я рубашку сшила мишке,
    Я сошью ему штанишки.
    Надо к ним карман пришить
    И конфетку положить.

    2. Пересказ текста по серии сюжетных картинок. (Рисунок18 )

    • Таня просит нас помочь ей сшить штанишки для мишки.
      • Что нужно сделать сначала? (выкройку)
      • Давайте сделаем выкройку: обводим по шаблону штанишки.
      • Теперь выкройка готова. Как вы думаете что Таня должна сделать дальше?
      • Выкроить штанишки из ткани.

    Логопед выставляет на фланелеграф первую картинку.

    • Что сделала Таня.
    • Таня выкроила штанишки из ткани.
    • Что нужно сделать потом?

    Логопед выставляет на фланелеграф вторую картинку.

    • Что делала Таня после?
    • Таня строчила на швейной машинке.
    • А что делал мишка в это время?
    • Мишка внимательно следил за Таниной работой.
    • Как вы думаете, что произошло дальше?

    Дети высказывают свои предположения.
    Логопед выставляет следующие картинки.

    • Таня примеряет штанишки и сажает мишку за стол

    3. Послушайте, как Таня сшила обновку
    Однажды Таня решила сшить мишке новые штанишки. Она выкроила их из ткани. Потом строчила на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой. Шортики готовы! Таня примерила мишке обновку и усадила его за стол.

    4. Рассказы детей

    VIII. Подведение итогов занятия
    Оформление сундучка знаний в групповой комнате: Дети рассказывают о том, чему они научились на занятии, а логопед помещает на стенки сундучка мнемотаблицы, серию сюжетных картинок.

    Тема: «Предметы посуды».

    Цели занятия: 1. Активизация, закрепление лексического материала по теме «Посуда»; обогащение словарного запаса детей за счет новых слов и речевых выражений.

    2. Упражнения на узнавание предмета по его описанию.

    3. Развитие навыков звукового анализа слов.

    4. Развитие вербальной памяти.

    5. Формирование навыков грамматически правильной диалогической речи.

    Оборудование: предметные картинки по теме, наборы детской посуды.

    Ход занятия:

    1. Организационная часть. Сообщение темы занятия. Вопросы- задания: назвать место в квартире, в детском саду, где хранится посуда, сказать, где она размещается (шкаф, буфет, полки и т.д.).

    2. Упражнение на узнавание предмета по его описанию. Отгадывание загадок о предметах посуды:

    Толстый, пузатый, сопит, шипит, а все потому, что вода в нем кипит.

    (Чайник, в котором кипит вода).

    Из горячего колодца через нос водица льется.

    (Чайник).

    Логопед: -А если льется кофе, то это уже не чайник, а….

    Шеренга молодцов стеклянных на полке выстроилась в ряд.

    В них молоко, кефир и сливки, фруктовый сок и лимонад.

    (Бутылки).

    Деревянная темница, а в ней хлеб хранится.

    (Хлебница).

    Круглая, как блин, а сбоку- ручка длинная.

    (Сковорода).

    Примечание: на демонстрационной доске помещаются картинки с изображением предметов посуды, о которых говорится в загадках, и «лишних» предметов-
    кастрюля, тарелка, сахарница и т.д.

    3. Чтение и разбор рассказа по теме «Предметы посуды»: «Как Вася один дома остался».

    Логопед: Сейчас я прочитаю вам отрывок из рассказа о том, как мальчик Вася один дома остался.

    Было это в субботу, случилось так, что папа и мама у Васи в этот день работали. Мама у Васи- врач, и у нее в этот день было дежурство в больнице. А папа- строитель. И он в этот день тоже работал: строители новый дом строить заканчивали. И Вася один дома остался. Он уже не совсем маленький- скоро в школу ему идти, в первый класс. Пора и к самостоятельности приучаться.

    Встал наш Вася утром. Как полагается, зарядку сделал, умылся, зубы почистил, оделся. А после зарядки Васе сразу захотелось есть, и он отправился на кухню. Тут и случилась с ним неприятная история.



    На кухонном столе, под чашкой с блюдцем, лежала мамина записка. Но Вася не обратил на нее внимания. Он увидел на плитке узконосый кофейник. «Выпью сначала кофе,- подумал Вася. – Правда, кофе или чай мама мне всегда дает на третье… Но ведь мамы – то нет».Вася взял с плиты еще теплый кофейник и подошел к столу. Наклонил кофейник над чашкой, и коричнево- кремовая струя брызнула из длинного носика прямо на лежащую под чашкой бумагу. «Ничего страшного,- решил Вася, - Бумажка- то все –равно исписанная. А стол я сейчас вытру.»

    После кофе Вася почувствовал, что он очень хочет есть. Но на столе было пусто. Тут он и обратил внимание на лежащую под чашкой бумагу. «Да ведь это, наверное, мамина записка,- догадался Вася. – А я ее кофе залил… Ну ничего, как- нибудь разберусь». Бумага была покрыта жирными желтыми пятнами, и некоторые слова так расплылись, что их нельзя было разобрать.

    «Молочный суп- это хорошо, я люблю молочный суп,- подумал Вася. – Только вот что это за пл… и что это за ка…? Ну ка…- это каша, конечно… А может быть и не каша? Как это так- молочный суп в « каше». Чепуха какая- то… А супа так хочется».

    Логопед: Прервем на минутку наш рассказ. А как вы думаете ребята, что это были за слова? Где был молочный суп? Он был в кас… А кастрюля стояла на п… (плите). Все верно. Да и Вася вспомнил эти слова и предметы, которые они обозначают, нашел быстро.

    «Возьми по… на крю… - над мой… и та… из сушки. Налей суп в та… возьми большую л… из буф… хлеб возьми в хл… и ешь.»

    «И ешь,- повторил вслух Вася. –А что это за слова такие? И где у нас хлеб лежит? Яи забыл! Одни загадки какие- то… Что же я наделал!»

    Прочитал Вася письмо внимательно еще раз и все понял.

    Логопед: А вы, ребята, догадались, что это за слова? Повторяю, как было в письме. Возьми по… (Чем наливают суп?) на крю… над мой… (Где моют посуду?) и та… (во что наливают суп?) из сушилки… Возьми большую л… (Что это за большая л…?)

    Верно. А как по- другому называют большую ложку?- Столовая ложка. А откуда Васе нужно было взять хлеб? Из хл… (Кто вспомнил?)

    Съел Вася суп и стал дочитывать письмо. А дальше в письме было:

    «Вася, когда съешь первое блюдо, посмотри на пл… Там… на ск… - яичница…»- «Что это за ск…?...»- старался вспомнить Вася, да ничего не получалось. Впрочем, яичницу он нашел быстро, а вот название посуды, где, была яичница, он так и не мог вспомнить.- «Ну круглая такая, с длинной ручкой…»

    «На третье, Вася, выпей чаю или кофе. Кофе в ко… («Нашел уже»,- пробурчал Вася)… А чай в буф… в маленьком чай… Налей из него чай в чашку, а горячую воду возьми из тер… Потом возьми сахар в сахар… и чайную л… в верхнем ящ… бу… Пей на здоровье!»

    «Ну и ребус: чай в чае и сахар в сахаре. Как тут разобраться?»

    Разобрался Вася, конечно. А вы, ребята, разобрались? Тогда скажите мне:

    В чем заваривают чай?

    Где хранилась горячая вода?

    Где лежит сахар?

    Где хранится хлеб?

    Как называется большая ложка и как называется маленькая?

    Вот какая история приключилась с Васей. А все потому, что он два раза поступил неправильно. Во- первых, сразу стал пить кофе. А во- вторых, поторопился, когда наливал кофе. Когда наливаешь кофе из кофейника или чай из чайника, это надо делать не торопясь, аккуратно. Вопрос к тексту: Вспомните, ребята, какие предметы посуды упоминаются в этом рассказе?

    4. Упражнение на дополнение предложений нужным по смыслу словом. Отработка ряда падежных форм существительных женского и мужского рода.

    Суп варят в … - В кастрюле.

    Едят суп из тарелки.

    Наливают суп в тарелку половником.

    Котлеты, яичницу жарят на сковородке.

    Хлеб хранят в хлебнице.

    Хлеб кладут в хлебницу.

    Еду разогревают на плите.

    Чай заваривают в чайнике. А кофе- в кофейнике.

    Чай пьют из чашки. Чай наливают в чашку.

    Суп едят столовой ложкой.

    Хлеб режут ножом.

    Сахар лежит в сахарнице. Сахар кладут в сахарницу.

    Посуду ставят в буфет. Тарелки лежат в буфете.

    Второе блюдо едят вилкой.

    Примечание: после того как предложение составлено, другой ребенок повторяет его целиком.

    5. Итог занятия. Оценка работы детей. , повторение обобщающего слова «посуда», слов- названий предметов посуды.

    учитель-логопед Колесникова А.Е.

    МДОУ комбинированного вида

    д/с №399 городского округа Самары

    Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие).

    Цель:

    • Коррекционно-образовательная : уточнение, закрепление предметного словаря по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей) ; закрепление навыка согласования числительного и существительного; совершенствование навыков слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов со включением предлога;
    • Коррекционно-развивающая: расширение объёма внимания; развитие слухового внимания; развитие логического мышления;
    • Коррекционно-воспитательная: умение сосредоточенно выполнять задания на занятии; воспитание умения радоваться за успехи товарища; воспитание умения работать в коллективе;

    Оборудование:

    Демонстрационный : предметные картинки с взрослыми птицами и их птенцами (Курица – петух – цыплята, гусь – гусыня – гусята, утка – селезень – утята, индюк – индюшка – индюшата);

    Раздаточный: предметная картинка со взрослой птицей (мама или папа) или птенцом; картинка с цифрой (от1 до 10); разноцветные полоски из плотного картона, для составления схемы предложения;

    Ход занятия.

    I . Вступительная часть.

    1. Организационный момент:

    Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.

    – назови птенца индюка;

    – назови его «маму»;

    – его «папу»;

    – «Мама» – гусыня, а «папа»…?

    – назови его птенца;

    2. Объявление темы занятия.

    Мы сегодня продолжим говорить о домашних птицах и, надеюсь, узнаем о них кое-что интересное.

    II . Основная часть.

    1. Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).

    Курица – красавица у меня жила.

    Ах, какая умная курица была.

    Шила мне кафтаны, шила сапоги,

    Вкусные, румяные пекла мне пироги.

    А когда управится, сядет у ворот,

    Сказочку расскажет, песенку споёт.

    Назовите, а кто будет парочкой для моей курочки? (Петух)

    2. Прослушивание стихотворения с инструкцией поиска слов с заданным звуком (читает ребёнок).

    Л.: Дашенька Иванова знает стихотворение о петушке. Даша научилась очень хорошо проговаривать звук (Ш) и сейчас вам это покажет. Внимательно слушайте и запоминайте слова со звуком «Ш»

    Ребёнок декламирует стихотворение.

    Назовите слова со звуком «Ш».

    А теперь давайте поздравим Дашеньку (похлопаем) с и порадуемся её успехам.

    3. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).

    Л.: Ребята, мама у нас есть – курица, папа – петух, а птенец у них кто?

    Петух…? – кукарекает, курица… – кудахчет, цыплёнок – пищит, и т.д.

    4. Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)

    Л.: Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму – птицу, которая так обращается к своим малышам.

    • Крякушки – детушки, мои непоседушки… (утка);
    • Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет…(индюшка);
    • Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);
    • Куд-куда, куд-куда?

    Ну-ка, ну-ка все сюда!

    Ну-ка к маме под крыло!

    Куд-куда вас понесло?… (курица)

    Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки (крякушки, балабочет, гогочу, куд-куда).

    5. Упражнение «Кто живёт в птичнике» (уточнение названий птенцов домашних птиц, составление предложений с использование м навыка словоизменения существительных по падежам – Винительный падеж).

    Л.: А кого же не могут мамы – птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц и расскажем, кто там живёт.

    Дети, показывая на картинку, составляют предложения по образцу:

    ОБРАЗЕЦ (даёт логопед): Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят. И т.д.

    Один ребёнок составляет предложение по одной картинке, которую выбирает сам.

    6. «Слоговая задачка» (синтез слова из отдельных слогов, деление слова на слоги)

    Вспомните, кто всё время пугал наших птиц в птичнике? (Кот). За кем гоняется наш кот – проказник? Как вы думаете? (за мышкой) А вы хотите узнать, кого он поймал?

    На доске стоят отдельные слоги слова, постав те их в нужном порядке и вы узнаете, кого поймал кот. ШО – НОК – МЫ (Мы- шо-нок).

    7. Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).

    Утром с шуткой – прибауткой

    (пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)

    Прихорашивалась утка:

    (показывание перед лицом «зеркала» – две ладони вместе)

    «Я пригожа и стройна

    (проведение руками по лицу, затем по телу)

    И умом наделена!

    (наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)

    Плавная походочка –

    (руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)

    Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)

    8. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом, совершенствование навыка согласования существительных с числительными в Р.п.).

    Л.: Пока мы гуляли на как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.

    – Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).

    – Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).

    А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры. Которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры)

    Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.

    9. Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.

    Л.: Ребята составьте схему предложения. А вот какого? Я сама не знаю? (провокационное поведение) Давайте составим предложение вместе.

    – О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе – уточнение окончаний слов).

    – Как называется их птенец? (цыплёнок)

    – Где они живут? (в птичнике)

    – Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица?

    В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Домашние птицы».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие 4. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».

    Задачи:

    1. Уточнить, закрепить предметный словарь по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей);
    2. Закрепить навыки согласования числительного и существительного;
    3. Совершенствовать навык согласования существительных с числительными в р.п.
    4. Упражнять в словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), в образовании названий детенышей домашних птиц.
    5. Совершенствовать навыки слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов с включением предлога;
    6. Развивать силу голоса, выразительность речи; логическое мышление, слуховое внимание.
    7. Воспитывать умение сосредоточенно выполнять задания на занятии.

    Оборудование: кассета «Голоса птиц», магнитофон, фланелеграф, предметные картинки с изображением домашних птиц, сюжетные картинки с изображением семей домашних птиц на птичьем дворе, наборное полотно, мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?», компьютер, раздаточный материал: маленькие картинки с изображением домашних птиц и животных, цифры, наборы полосок для составления схем предложений.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.

    Назови птенца индюка;

    Назови его «маму»;

    Его «папу»;

    - «Мама» - гусыня, а «папа»…?

    Назови его птенца;

    II. Основная часть:

    1. Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).

    Ребята, мне очень нравится стихотворение об одной домашней птице. Послушайте, его и скажите о ком оно?

    Курица - красавица у меня жила.

    Ах, какая умная курица была.

    Шила мне кафтаны, шила сапоги,

    Вкусные, румяные пекла мне пироги.

    А когда управится, сядет у ворот,

    Сказочку расскажет, песенку споёт.

    Назовите, а кто будет парой для моей курочки? (Петух)

    – Какая на этой неделе лексическая тема?

    1. Проговаривание чистоговорки:

    Цыплята и курица пьют чай на улице.

    (Проговариваем, растягивая гласные, дирижируя. Проговариваем по слогам (отстукивание темпа ладонью по столу). Целыми словами, тихим голосом. Целыми словами в медленном темпе. Целыми словами в быстром темпе громким голосом.)

    1. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).

    Ребята, мама у нас есть – курица, папа - петух, а птенец у них кто?

    Петух…? (кукарекает), курица…? (кудахчет), цыплёнок…? (пищит), и т.д. (Прослушивание записи.)

    1. Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)

    – Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму-птицу, которая так обращается к своим малышам.

    Крякушки - детушки, мои непоседушки… (утка);

    Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет…(индюшка);

    Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);

    Куд-куда, куд-куда?

    Ну-ка, ну-ка все сюда!

    Ну-ка к маме под крыло!

    Куд-куда вас понесло?… (курица)

    Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки («крякушки», «балабочет», «гогочу», «куд-куда»).

    1. Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?»

    Цель: словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), образование названий детенышей домашних птиц.

    Ход игры: « А кого же не могут мамы-птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц, и расскажем, кто там живёт.

    Дети составляют предложения по образцу (даёт логопед): Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят и т.д.

    1. Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).

    Утром с шуткой - прибауткой

    (пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)

    Прихорашивалась утка:

    (показывание перед лицом «зеркала» - две ладони вместе)

    «Я пригожа и стройна

    (проведение руками по лицу, затем по телу)

    И умом наделена!

    (наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)

    Плавная походочка -

    (руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)

    Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)

    1. Гимнастика для глаз.

    Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 3-4 раз.

    Посмотреть на пальчик перед носом и задержать взор на счёт 1-3. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-4. Повторить 3-4 раз.

    1. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом , совершенствование навыка согласования существительных с числительными в р.п.).

    Пока мы гуляли как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.

    Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).

    Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).

    А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры, которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры).

    (Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.)

    1. Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.

    Ребята, сейчас мы будем придумывать предложения и составлять его схему.

    О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе)

    Как называется их птенец? (цыплёнок)

    Где они живут? (в птичнике)

    Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица? (…)

    Как нужно сказать, если их много? (петухи, куры, цыплята)

    Теперь кто составит предложение? Скажите, кто и где у нас живёт. (Куры, цыплята, петух живут в птичнике).

    Составьте схему этого предложения.

    (Дети составляют на столах схемы предложения).

    Давайте проверим ваши схемы. (Отчёт детей о работе).

    III. Итог занятия.

    О чём мы говорили на занятии?

    Что вам больше всего понравилось, запомнилось?