Комплексное занятие для детей 1 года. Конспект комплексного развивающего занятия для детей (1,5–2 года) с мамой

Ребёнок в возрасте от 1 года до трёх лет относится к категории детей раннего возраста. В этот период происходит активное формирование всех органов и систем. Но наряду с быстрыми темпами физического созревания интенсивно совершенствуется психоэмоциональное развитие малышей. Для того чтобы маленький человек успешно овладел речью, предметной и игровой деятельностью, ловкостью движений, азами творчества и креативного мышления недостаточно просто соблюдать правильный и обеспечивать полноценное питание. Для детей являются необходимыми дополнительные развивающие занятия.

Для детей 1-го года самой главное — игра

Конечно же, можно подыскать наиболее подходящую студию, осуществляющую специализированные с ребёнком раннего возраста. А можно самостоятельно составить комплекс упражнений и проводить тренировки в домашних условиях.


Направления развития детей от года до 3 лет

Основные виды упражнений для проведения занятий с маленьким ребёнком

Занятия с ребёнком 1 год направлены на возможность передачи информации в игровой форме. Очень важно заинтересовать детей на вовлечение в процесс познавательной деятельности. Если малышу предлагаемые игры покажутся не интересными, то никакой концентрации внимания мама не дождётся. В качестве реквизитов можно использовать любые подручные материалы: яркие варежки, цветные картинки, мягкие игрушки, пластиковую посуду.


Развивающие игрушки Монтессори
  1. «Я называю – а ты ищешь». Ребёнок первого года жизни, хоть уже и произносит отдельные слова, но ещё не обладает достаточными навыками речи, чтобы вести полноценный диалог. Поэтому родителям необходимо стимулировать детей к активному произнесению звуков. Игра когда малыш должен показать названный мамой предмет помогает не только совершенствовать образное мышление, но и развивать речевой аппарат. Потому что ребёнок будет стараться не просто найти нужную вещь, а ещё и повторить за взрослым её название.
  2. Пальчиковая гимнастика. Чем лучше развита мелкая моторика рук, тем быстрее совершенствуются память, речь и мышление. Массаж кистей рук, лепка из солёного теста, игры-шнуровки прекрасно подойдут для маленьких детей. Целесообразнее найти забавные стихи для занятий. Так ребёночек охотнее вовлечётся в процесс. Вместе мы построим дом (руки сложить «домиком» и поднять над головой). Пусть окошки будут в нём (образовать кружочки из пальчиков). И ещё чтоб дверь была (кисти образовывают прямоугольник). И сосна чтобы росла (руки поднять вверх, пальчики «растопырить»). А вокруг забор стоял (передвигаем ладошки по воображаемой стене). Пёс ворота охранял (руки «в замок»). А потом чтоб дождь пошёл (пальчики «барабанят» по телу). И цветок в саду расцвёл (соединить ладошки вместе и имитировать раскрытие бутона).
      1. Уроки лепки можно начинать с 1,5 года
    1. Развивающие занятия с детьми на улице . Не стоит забывать об оптимальном совмещении приятного с полезным. Во время прогулки на свежем воздухе можно проводить множество упражнений по совершенствованию различных навыков и умений. На улице легко найти объекты для наблюдения, подражания и рассматривания вместе с детьми. А заодно обучит ребёнка бережному отношению к природе вдвойне полезно.

    Ролевые игры дети играют с 2 лет

    Родителям следует знать, что все игры проводятся с обязательным комментированием процесса. Мама должна рассказывать малышу что сейчас происходит и зачем это делается.

    Важно не просто обеспечить сенсорное восприятие, но и провести речевую ассоциацию. Например, если ребёнок держит в руках мягкий предмет, то целесообразно сообщить об этом. Таким образом, пройдут с максимальной пользой для детей.

    Меры предосторожности по организации игровой деятельности

    Нельзя забывать о правилах безопасности. Все используемые для игр предметы не должны иметь острых углов, мелких деталей, токсических веществ в составе. Лучше, если это будут специализированные игрушки для детей.


    Рисование развивает воображение и моторику

    Также место для игр должно отвечать основным требованиям:

    • удалённость от проводов и источника электропитания;
    • отсутствие стеклянных дверей, угловых столешниц, колющих и режущих предметов;
    • ровная поверхность для передвижения.

    Если мама может утвердительно ответить на ряд вопросов, то значит организация игровой деятельности прошла максимально безопасно. Представляет ли вещь угрозу для ребёнка? Могу ли я спокойно оставить малыша с данной вещью один на один? Существует ли возможность покинуть комнату на непродолжительный период времени без опасений за состояние здоровья ребёнка?


    Тесты для детей 2-3 лет

    То, каким будет будущее детей, во многом зависит от родителей.

    И начинать строить путь в светлую жизнь для своего ребёнка следует здесь и сейчас. Мама – это не просто обретение женского счастья, ещё это – долгий и утомительный труд, огромный запас терпения и море вложенных сил. Но в тот момент, когда придёт время пожинать плоды своих стараний, радуясь значимым успехам своего чада, ни одна мама не вспомнит о потраченном времени и бессонных ночах.

Необязательно покупать дорогие развивающие игрушки, чтобы заниматься с ребенком. Можно использовать подручные материалы. Наверняка это заинтересует ребенка даже больше. Для развития мелкой моторики рук используйте небольшие и яркие предметы, которые есть дома. Это могут быть, например, камушки для аквариума, крупные бусины или пуговицы. Очень важно, чтобы в такие игры ребенок играл под пристальным присмотром родителей, ведь он может проглотить мелкий предмет.

Занятие с детьми в 1-2 года могут быть разнообразными

Сначала дайте малышу складывать камушки в стаканчик, помогайте ему. Этой задачи можно обучать ребенка с 10 месяцев. В 1,5 года начинайте учить ребенка сортировать предметы по разным признакам. Например, предложите ему сложить синие пуговички в один стакан, желтые – в другой, а красные – в третий.

Виды и темы игр для малышей

Вот интересные и полезные игры для ребенка до 2 лет:

  • Матрешка. Покажите ребенку матрешку, потрясите и погремите ей. Достаньте вторую матрешку, повторите действия. Затем извлеките третью. После этого покажите, как собирать матрешек. Отдайте малышу матрешку для самостоятельно изучения.
  • Паровозик. Вместе с ребенком выставьте кубики в ряд и объясните ему, что это поезд. На каждый кубик поставьте по маленькой игрушке – это пассажиры. Спрашивайте у ребенка, в каком вагоне, какой пассажир едет. Потом научите его издавать звук поезда – ту-тууу.
  • Цветные кубики. Часть кубиков поставьте перед ребенком, а остальные спрячьте. Выдавайте кубики ребенку по одному и просите найти им пару по цвету среди тех, что уже стоят.
  • Угадай-ка. Спрячьте в кулаке маленький предмет, вытяните руки перед собой и попросите ребенка угадать, в какой руке предмет. После этого переверните руки и раскройте ладони, объявив, угадал ли малыш. Детям нравится эта игра с угадыванием, поэтому повторять ее можно многократно.

Не торопите ребенка во время занятий. Некоторым детям нужно меньше времени, другим – больше. Помните, что все малыши индивидуальны.

14

Счастливый ребенок 19.07.2016

Дорогие читатели, наверно, вы любите именно интересно проводить свое время с детьми и внуками. Сегодня на блоге я хочу представить подборку интересных развивающих игр для детей от 1 до 2 лет с использованием простых подручных материалов. Расскажет о таких играх Юлия Веренкина, мама двоих детей. Передаю слово Юлии.

Игры для детей 1 — 2 лет с использованием подручных материалов

Когда ребенок не очень интересуется магазинными игрушками, в ход идет родительская изобретательность. Так произошло и в нашей семье.

Нам повезло стать родителями маленького исследователя, которому постоянно нужно предлагать что-то новое, интересное, необычное. Тогда мы и стали придумывать игры с подручными материалами. Это очень увлекательно, а главное экономично. Как оказалось многие игры своими руками сделать совсем не сложно. Что-то мы почерпнули на развивающих занятиях, что-то подсказал малыш, что-то вспомнили из детства.

Скажу еще раз, что рекомендуемый возраст ориентировочный. Одни дети легко справятся с заданиями раньше, другие чуть позже. Все детки разные. Также не все развивающие занятия с ребенком от года могут ему понравится, но какие-нибудь обязательно придутся по душе. Экспериментируйте!

Игры для развития мелкой моторики детей (с 10 месяцев)

Безусловно, этот вид занятий предусматривает наличие присмотра со стороны родителей. Под мелкими предметами здесь понимаются камушки для аквариума (как альтернатива — мелкая галька) пуговицы, бусины, бубенчики и другая швейная фурнитура. Но игры с такими мелкими предметами очень полезны малышу и должны присутствовать в его повседневной жизни. Техника безопасности проста: поиграли и убрали в неведомое ребенку место.

Любимой игрой может стать, например, собирание камушков для аквариума в стаканчик-непроливайку. Играть мы начали в возрасте 10 месяце, и к году ребенок уже хорошо справлялся сам. Но, поначалу ему нужно показать, как это делается, а вернее направить его ручки. То есть взять своей рукой его ручку, ухватить камушек и положить в стаканчик.

У маленьких хорошо работает мышечная память, и они легко запоминают движения рук.

Камушки можно купить в зоомагазине, строительных супермаркетах, а стаканчик в канцелярском магазине. Вместо камушков можно взять пуговки, бусины, маленькие крышки и так далее.

Со временем (примерно с полутора лет) можно учить ребенка сортировать предметы по цветам: в синий стаканчик предметы синего цвета, в желтый – желтого.

Также из бусин, пуговиц, камушков и детского пенала получается отличная погремушка!

Развивающая игра для детей «Найди пару» (с года – полутора лет)

Довольно интересная игра, которую также можно сделать из подручных средств.

Первая вариация игры: разрезать изображения знакомых предметов на половинки и предложить малышу найти пару. Как это выглядит? Несколько картинок с изображением мяча, дома, дерева, кота и т.д. разрезают на две части и предлагают ребенку. Сами картинки можно распечатать, нарисовать, взять открытки или вырезки из журналов. Его задача – найти две половинки и собрать рисунок. Первый раз ребенку предлагают две картинки (4 части), постепенно увеличивая их количество.

Второй вариант игры предусматривает наличие большого количества двух одинаковых предметов.

Например, две синие крышки от бутылок, два кубика одного цвета, две варежки, два шарика, две одинаковые детали от конструктора, два чипа от домофона и т.д. Желательно иметь около 20 предметов (10 пар). Половину предметов складываем в пакет, вторую половину в чашку (или расставляем на столе). Задача ребенка достать предмет из пакета и найти ему пару из чашки. Довольно увлекательная игра для деток полутора – двух лет. Количество предметов можно варьировать и менять. И ведь не нужно ничего покупать.

Резинки для волос (с полутора лет)

Мамы мальчиков, видели такие мелкие детские резинки для волос в магазинах? А мамы девочек и сами поймут, о чем речь. Еще одна игра для развития моторики пальчиков – нанизывание резинок на маркер или фломастер. Главное, чтобы диаметр маркера был чуть больше самой резиночки. Ребенок должен приложить усилия, научится растягивать резиночку, чтобы одеть ее на карандаш или маркер.

Игры с пластилином для детей (с 1 года)

Дорогие читатели, про простую лепку из пластилина я рассказывать не буду, это первое что приходит на ум. Предложу альтернативу: приклеивание кусочков пластилина на лист бумаги.

Для этого понадобится кусочек пластилина (одного или нескольких цветов) и бумага. Задача ребенка – отрывать маленькие кусочки, скатывать шарики и, надавливая пальчиком, приклеивать их к бумаге. Шарики пластилина можно не просто придавливать, а чуть размазывать. С таким заданием годовалый малыш справится обязательно. Но не забываем показывать и направлять ручки ребенка.

Когда малыш научится такой игре, можно разнообразить ее. Для этого дайте малышу что-то мелкое (лапшу, фасоль, горох, кусочки фольги или цветной бумаги, бусинки) и покажите, что их можно приклеивать на пластилин. Получаются неплохие поделки.

Еще одна вариация этой игры. Заламинировать изображение дерева без листьев и предложить малышу «приклеить листочки».

Летом зеленые, осенью желтые, а зимой это могут быть снежинки. Таким же образом можно подготовить божью коровку без пятен, кисть рябины без ягод и т.д. После игры пластилин легко собирается, а трафарет остается до следующего творческого занятия.

Развивающая игра для детей «Изучение форм» (с года – полутора лет)

В возрасте года детки уже неплохо различают основные геометрические фигуры. Это можно использовать для игры. Родителям нужно подготовить одинаковое количество кубиков (можно разного цвета, размера) и шариков (для большого ил настольного тенниса).

Необходимо сложить шарики и кубики в одну коробку и попросить малыша рассортировать их. Шарики в одну кучку (чашку, поднос, коробку), кубики в другую. В процессе игры нужно проговаривать с ребенком действия и формы предметов, учить обобщению.

Развивающие игры для детей с крышками (с полутора лет)

Еще один подручный материал – крышки от пластиковых бутылок. Когда их много (30-40 штук) можно выкладывать ими геометрические фигуры, линии, змейки, зигзаги, строить башни, сортировать по цветам. Также пригодятся крышки от пюре-непроливаек.

Танцевальные занятия для детей (с года)

Про музыкальные занятия можно говорить очень много. Разнообразить их можно танцами с помпонами, лентами, бумажными птичками. Достаточно взять палочки для роллов и прикрепить к заостренному концу атласную ленту (продается в любом магазине тканей и фурнитуры). Вместо ленты можно взять новогодний «дождик» и научить ребенка танцевать с ними. Особенно это понравится девочкам. Ну, и мамам, ведь это так мило!

Лепка из теста (игра для детей с 1 года)

В отличие от пластилина — не страшно, если ребенок засунет тесто в рот. Также изделия из соленого теста можно засушить. Гуашь или пищевые красители разнообразят цвет теста. Мышка, птичка, ежик, червяк станут отличным подарком дедушке или бабушке.

Рисование для детей (с 9 месяцев)

Здесь вроде бы все понятно: карандаши, акварель, гуашь. Некоторым детям вообще не надо ничего показывать, они сами придумают лучше родителей.

А некоторых нужно заинтересовать. Помимо кисточки, рисовать можно пальцами, ватными палочками, губками из поролона, зубными щетками, делать отпечатки. Карандашами можно обводить предметы, ладошки, дорисовывать детали и т.д.

Попробуйте нарисовать простой узор на бумаге восковой свечкой, а потом предложить ребенку раскрасить рисунок акварелью. Получится довольно интересная поделка. В такой технике можно, например, выполнить снежинку к празднику. Деткам постарше можно предложить живые раскраски , героев которых можно оживить.

Если вы не знакомы с живыми раскрасками, приглашаю вас посмотреть небольшое видео.

И также есть возможность скачать бесплатно живые раскраски здесь.

получить живые раскраски

Развивающие игры для детей на координацию (с 1.5 — 2 лет)

Когда малыш начинает уверенно ходить и бегать, можно предложить ему такую игру. Понадобиться: шарики для настольного тенниса (штук 10), ложка, таз. Шарики раскидывают на полу. Задача ребенка подобрать шарик с помощью ложки и донести до тазика. Задача не из легких, отлично тренирующая координацию движений, аккуратность и терпение. Также в таз можно налить воды и запускать «кораблики». Для детей постарше можно провести игру в виде соревнования.

Контейнер с крупами (игра с 1 года)

Пожалуй, это одно из любимейших детских занятий. Многие от него просто в восторге, а польза какая! В пластиковый контейнер с крышкой насыпают гречку, горох, фасоль, лапшу… Ребенку дают ложки, чашки, ситечко и наслаждаются тишиной.

Под контейнер можно расстелить отрез ткани, чтобы было удобнее наводить порядок после игры. Со временем можно научить ребенка прятать игрушку в крупе, а потом искать. Также предложить желуди, шишки, грецкие орехи. Самое главное после игры закрыть и убрать контейнер в недоступное место.

Нанизывание бусин (с года)

Еще один вид игры с мелкими предметами. Суть игры понятна из названия. Необходимо подготовить бусины и проволоку. Все, можно играть!

Самое главное в занятиях — хвалить малыша за успехи и не обращать внимания на неудачи. С первого раза многие игры будут не понятны ребенку, но со временем он обязательно всему научится! Еще один плюс подобных развивающих занятий в том, что они предусматривают непосредственное взаимодействие ребенка со взрослым. А это значит можно провести время вместе, весело и пользой.

Надеюсь, что мои советы вам понравились. Желаю крепкого здоровья вам и вашим деткам!

Благодарю Ирину за возможность публикации данного материала.

Юлия Веренкина, счастливая мама-вдохновитель идей для тематического блога интернет-магазина живых раскрасок. Адрес сайта — kidar.ru

Я благодарю Юлию за подборку таких замечательных игр для детей от 1 до 2 лет. На мой взгляд, очень простые и интересные игры. И очень понравилась идея живых раскрасок.

И для души мы с вами послушаем GIOVANNI MARRADI — Summer Wind Прекрасного настроения всем вместе с летним ветром от Джованни Марради.

Смотрите также

14 комментариев

    Ответить

    http://baby-center.com.ua
    12 Фев 2018 в 13:18

    Ответить

    Ответить

    Елена
    16 Фев 2017 в 14:33

    Ответить

    Ответить

Ранний возраст — это один из самых интереснейших периодов развития ребенка. Малыш лепечет первые слова, учится перемещаться и проявляет неуемное любопытство ко всему происходящему. Ему нужно знать все — и то, что происходит дома, и то что за его пределами! Маленький человечек учится познавать мир и играть. Но самостоятельно освоить все вокруг, даже несмотря на свою вездесущность, еще не может, он ждет, когда ему помогут родители.

Многим взрослым хотелось бы в домашних условиях заниматься развитием малыша, но они боятся, что у них нет необходимых знаний, чтобы правильно организовать игровую и познавательную деятельность. И действительно, в большинстве случаев так и бывает, поскольку для этого, на первый взгляд, простого процесса требуются определенные познания возрастных особенностей и потребностей ребенка, знание системы правил, разработанных специалистами.

Наиболее часто с такой проблемой сталкиваются тогда, когда малыш не посещает детский сад и родители обращаются к услугам няни. Следует отметить, что няня — не всегда хороший выход из данной ситуации. Среди них не так много профессионалов высокой категории, и часто даже при наличии няни у родителей встает острая проблема дефицита знаний того, как заниматься с ребенком должным образом. А если у взрослых есть возможность быть рядом с малюткой в этот важнейший период ее развития, то, освоив необходимые знания, можно обойтись и без няни, Любовь и забота родных людей требуются куда больше, чем пребывание с посторонним человеком.

Даже в случаях, когда ребенок посещает ясли или проводит время с няней, для становления малыша как полноценно развитой личности родителям следует знать особенности его крошечного мира.

На этих самых ранних этапах развития существенная разница между предметной и игровой деятельностью пока отсутствует. Нельзя не упомянуть и о том, что для малышей в это время особенно важно познакомиться с предметами. Игровая и познавательная деятельность ребенка полностью формируется только к трем годам. Отсюда следует, что взрослые с помощью разнообразных игровых методик, изложенных в данной главе, могут самостоятельно сформировать у малыша необходимые навыки и умения, соответствующие возрасту.

Сюжетно-ролевые занятия

Данная разновидность занятий помогает взрослому в процессе игры с ребенком закрепить у него простейшие жизненные навыки, которые он уже пытался познать самостоятельно. Например, взрослый показывает малышу, как накормить плюшевого мишку и при этом читать стишок:

Кушай кашку, мишка,

Вырастешь большой.

Кушай, шалунишка,

Добрый мишка мой.

Также можно уложить спать любимого слоника Васю. Следует уточнить, что взрослому необходимо объяснить и показать ребенку на своем примере, как это правильно делать. Он может комментировать свои действия, например, так: «Слоник Вася устал и хочет спать, мы его сейчас положим в кроватку и споем колыбельную песенку:

Баю-бай, баю-бай,

Слоник Вася, засыпай.

Слоник наш устал,

Прыгал и играл.

После того как вышеизложенные игры были показаны ребенку, рекомендуется предложить повторить все действия без помощи взрослого. Следует отметить, что здесь могут возникнуть затруднения и малыш не сможет сразу выполнить нужные действия, в таком случае лучше предложить повторить совместную игру, но для этого обязательно придумать повод, например: «Олечка, наш мишка не наелся, давай еще раз его вместе покормим». После повторной игры с взрослым, можно еще раз предложить малютке справиться самостоятельно.

Сюжеты таких игр должны быть как можно проще. В них рекомендуется использовать не более двух предметов или героев и простейшие действия:

1) накормить слоненка;

2) уложить спать белочку;

3) помыть две тарелочки;

4) искупать утенка;

5) причесать львенка;

6) умыть петрушку;

7) попросить станцевать неваляшку;

8) одеть куклу.

Сюжеты можно подобрать самостоятельно или использовать стихи и рассказы для детей.

Для организации увлекательной игры следует заранее подобрать все ее составляющие — игрушки или предметы. Такие игры не только обеспечивают разнообразный досуг малыша, но и положительно влияют на его умственное и физическое развитие.

Театрализованные занятия

Чтобы деятельность ребенка была наиболее интересной и познавательной, можно применять театрализацию занятий и использовать сюжеты детских песен, прибауток, сказок, басен. В процессе такой игры малыш может сам исполнять главную роль. Театрализованная направленность занятий наиболее доступна и близка малышке. С их помощью взрослый вызывает у ребенка положительные эмоции и дарит ему новые незабываемые впечатления, а также раскрывает его творческий потенциал.

Главная задача таких занятий — научить малютку осознавать и ярко раскрывать характерные черты, действия и чувства сказочных героев. Не следует забывать о том, что все задания должны быть просты и понятны ребенку, и побуждать его к открытости в выражении эмоций. Например, малышу было предложено изобразить Колобка. На первом этапе ребенок с помощью взрослого должен вспомнить, что это веселый герой, который был круглой формы, ушел от бабушки с дедушкой и катился по дорожке. После этого малышке предлагается представить себя Колобком и показать, какой он. При организации данного вида игр необходимо акцентировать внимание на том, что если герой веселый, значит, он должен смеяться или улыбаться, если злой — хмуриться. В процессе такой игры у малыша активно развивается творческое мышление.

После выполнения вышеупомянутых действий взрослый может предложить вспомнить сюжет из выбранной сказки. Например, место, где Колобок встретился с медведем. Взрослый исполняет роль медведя, а ребенок остается Колобком, который благополучно от него уходит: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел и от тебя, медведь, уйду». Если малыш не справляется, взрослый может ему подсказать, не прекращая игры.

Важную роль в организации таких занятий играют атрибуты и оформление игровой. Взрослые могут создать подходящую атмосферу с помощью игрушечной посуды, мебели и всевозможных предметов, которые будут создавать ощущение сказки и праздника.

Занятия с дидактическими игрушками

Один из самых распространенных видов предметной деятельности малышей данной возрастной группы — занятия с дидактическими игрушками. Они формируют у ребенка познание и восприятие свойств предметов: цвета, формы, размера, веса.

Важнейшей задачей, которую решают занятия с использованием дидактических игр, является не только формирование восприятия действительности, но и развитие мелкой моторики — малышка выполняет различные манипуляции с предметами. Также во время занятий ребенок постепенно осваивает физические свойства предметов, осознает возможность их разнообразного пространственного расположения. Малютка постепенно учится различать их количество, форму и вес. Дидактические игрушки развивают восприятие зависимости между частью предмета и его целостностью. Самый простой пример — это всем знакомая с детства матрешка, которую можно без труда разобрать и собрать. Большая матрешка, поменьше матрешка, еще меньше и так до самой маленькой. Ребенок воспринимает постоянное уменьшение одного предмета от самого большого до самого малого.

Такая же задача и у других дидактических игрушек в виде различных пирамидок, колец, шаров и кубиков.

Следует учитывать, что все дидактические игрушки имеют свою специфику и направлены на конкретные задачи. Одни могут применяться для формирования у малыша цветовых различий, другие учат различать предметы по форме или размеру.

Занятия с дидактическими игрушками — это высокоэффективный способ развития у ребенка памяти и познавательной активности. В процессе занятия малыш повторяет и усваивает действия, которые показал взрослый. Когда ребенок познает свойства предметов, развиваются все особо важные процессы памяти и умственной деятельности:

■ узнать;

■ повторить;

■ запомнить.

Занятия с дидактическими игрушками способствуют закреплению у ребенка практического результата действия, что прямым образом влияет на формирование эмоционально-волевой сферы. Таким образом, у малыша закрепляется способность выполнения необходимых действий для решения конкретных задач, развивается понимание ответственности за происходящее, действия становятся целенаправленными.

В детских магазинах представлен разнообразный выбор всевозможных дидактических игрушек. Для того чтобы сделать правильный выбор, следует внимательно ознакомиться с инструкцией к игрушке, в которой должна быть подробная информация, для каких задач и

какой возрастной группы она предназначена. Также полезно посмотреть, есть ли на ней знак ГОСТа. Если вышеуказанные параметры отсутствуют, то такую игрушку приобретать не следует, поскольку, скорее всего, она изготовлена недобросовестным производителем и может быть вредна для здоровья ребенка.

Остановим внимание именно на свойствах дидактических игрушек, рекомендуемых для малышей в возрасте от года до трех лет:

■ нанизывающие игрушки (полусферы, кольца);

■ геометрические, объемные фигуры (шары, кубы и другие предметы, предназначенные для помещения в отверстия и перекатывания);

■ дидактические игрушки для сборки (конструкторы, матрешки);

■ игрушки сюжетного характера (листики, деревья, цветы, животные, сказочные персонажи);

■ игрушки для подбора предметов по цвету, размеру, форме.

Занятия с дидактическим материалом

Главная задача всех разновидностей занятий с малышом — развитие у него гармоничного восприятия себя в окружающем мире. Самым важным в этом процессе является чувственный опыт ребенка. Занятия с дидактическим материалом помогают малышу освоить широкий спектр задач, необходимых для полноценного развития.

По мнению исследователей, познавательная деятельность детей данной группы формируется за счет сенсорного опыта, который они получают в результате занятий, что, в свою очередь, способствует восприятию окружающей действительности соответственно возрасту.

Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентацию в цветовых различиях, отличие предметов по форме, величине и весу.

Прежде всего малышей раннего возраста необходимо знакомить со следующими цветами:

■ красный;

■ черный;

■ зеленый;

■ желтый.

Также ребенок должен распознавать пять разновидностей предметных форм:

■ квадратная,

■ круглая;

■ треугольная;

■ прямоугольная;

■ овальная.

Занятия, направленные на различие цвета, формы и величины предметов, рекомендуется начинать с помощью сравнительного анализа их свойств и качеств в соответствии с показанными образцами. Следует отметить, что на первой стадии занятий ребенок не может назвать предметы, поэтому внимание следует акцентировать на том, чтобы он находил только различия между ними.

Во избежание нежелательных затруднений не нужно предлагать ребенку сразу различать много предметов. Иначе могут возникнуть трудности из-за того, что малыш может запутаться или растеряться. Однако различия между большими и маленькими предметами в большинстве случаев дети усваивают быстро. Об этом нужно помнить при самостоятельном изготовлении дидактического материала или его подборке в магазине. Многие дети лучше запоминают словесные обозначения предметов, поэтому новые предметы желательно предлагать с помощью сравнения с уже изученными. Например, квадрат сравнивается с кубом, круг — с мячом, овал — с дыней и т. д.

Гораздо сложнее малыш воспринимает названия цвета, поскольку у детей раннего возраста еще недосформировалась связь между словом и восприятием цветов. В первое время ребенок будет называть цвет исключительно в хорошо освоенной им игре. Взрослым рекомендуется не забывать про такую особенность и не заострять внимание на том, чтобы ребенок обязательным образом называл все цвета. В этой ситуации наиболее результативно использовать метод сравнения предмета с цветом. Например, зеленый — листочки, красный — вишня, желтый — цыпленок и т. д.

При этом взрослый в разговоре с малышом должен стараться чаще называть цвет и форму предметов, не требуя повторения названий.

Напомним, что предметная деятельность является основной для ребенка раннего возраста. Не следует забывать, что игры, предложенные малышу, должны включать в себя форму, величину и цвет предметов. Например, если разделить предметы на две группы, учитывая сходства по цвету, форме или весу, это будет наиболее доступно для малыша. Материалы для такого занятия можно купить в детском магазине, а лучше сделать самостоятельно. Главная цель игры — концентрация внимания ребенка на характеризующих свойствах предметов. Она развивает внимание, наблюдательность и способность к сравнительному анализу. Однако взрослым рекомендуется учитывать, что в процессе занятия необходимо как можно чаще говорить характеризующие слова: «большой», «маленький», «разные», «одинаковые».

Когда ребенок запомнит главные понятия, рекомендуется постепенно усложнять задания. Существует множество игр-вкладышей — вложения, разные по величине, форме и цвету, которые нужно вставлять в соответствующие гнезда на доске или в специальной папке. Цель таких занятий — выработка у ребенка умения различать предметы.

Дидактические занятия следует проводить по нескольку раз в день, задания должны усложняться или упрощаться в зависимости от выявленной результативности.

Чтобы занятия давали больше эффекта и не наскучили малышу, надо регулярно поддерживать вовлеченность его в игру с помощью новых разнообразных предметов.

Обратимся к более подробной методике проведения дидактических занятий. На первых этапах с малышами в возрасте от одного года трех месяцев и старше лучше предложить раскладку однородных предметов на две группы, учитывая исключительно их размер. Цвет и форма предметов должны совпадать, а размер различаться от одного до трех сантиметров, при этом самый маленький предмет не должен быть меньше пяти сантиметров.

Следует напомнить, что важнейшей задачей этого занятия является развитие у малыша способностей различать предметы и находить их сходства. Ребенок должен постепенно запомнить такие понятия, как «большой» и «маленький».

На первых этапах занятия лучше всего использовать круглые и квадратные предметы, изготовленные из плотного картона, разной величины. Диаметр самого маленького круга должен составлять пять сантиметров, а большого — семь. Сторону меньшего квадрата лучше сделать пять с половиной, а большого — семь с половиной сантиметров.

Взрослый показывает ребенку пять маленьких и пять больших произвольно перемешанных кругов. Затем начинает поочередно показывать то большие, то маленькие кружки, называя, какой большой, а какой маленький, синхронно большие круги откладываются в правую сторону, а маленькие — в левую. При этом взрослому следует спрашивать у малыша, в какую сторону нужно положить маленький или большой предмет (не акцентируя внимание на «право» — «лево»), и выполняет это самостоятельно. Например, взрослый показывает малышу большой круг, спрашивая: «Куда надо положить большой кружок?» Дождавшись правильного ответа, он откладывает большой круг к другому, соответствующему ему по размеру, и объясняет, что этот круг такой же. То же самое выполняется и с малыми фигурами. Первый этап занятия длится до того момента, пока фигуры не будут сгруппированы в две стопы. Затем взрослый переходит на второй этап занятия. Большие и малые фигуры перемешиваются, и ребенку предлагается выполнить самостоятельную группировку, при этом взрослый указывает, где большой кружок, где малый.

С квадратами занятие проводится аналогичным образом.

Не следует затягивать занятие, его время не должно превышать десяти минут. Наибольшего эффекта можно добиться, занимаясь с ребенком ежедневно. После окончания занятия можно попросить малыша убрать материал в специально предназначенную для него емкость или коробку.

Даже если взрослый решил в процессе занятий разнообразить дидактический материал, введя новые предметы, направленность занятий необходимо сохранять. Желательно предлагать детям все разновидности больших и маленьких геометрических фигур: квадраты, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, ромбы; не меняя принцип занятия. Первые пары фигур взрослый сортирует сам и только после этого предлагает выполнить группировку ребенку. Изменение фигур и усложнение задачи производят тогда, когда ребенок самостоятельно сгруппирует дидактический материал.

Когда у ребенка окончательно закрепятся условия занятия, их можно усложнить, предложив различить размер разных фигур, перемешав большие и малые круги, овалы, ромбы. Таким образом, он научится сортировать разные по форме фигуры, придерживаясь прежнего принципа (большие предметы с большими, а малые — с малыми). Если ребенок затрудняется выполнить усложненное задание, лучше вернуться на более ранний этап занятия и закрепить пройденный материал. Также можно предложить малышу приложить разные по величине, но одинаковые по форме предметы один на другой, чтобы он мог увидеть, чем они отличаются, при этом поясняя — это маленький предмет, а это большой.

Если дидактический материал был изготовлен самостоятельно, то лучше всего его размещать на уплотненной белой ткани, чтобы избежать скольжения фигур.

Когда ребенок научится группировать дидактический материал, можно смело переходить на третий этап и предложить для отбора три разновидности предметов.

Для этого можно использовать три круга, вырезанных из плотного картона. Первый круг — самый большой — диаметром девять сантиметров, второй — семь, третий — пять. Взрослый показывает ребенку большой круг с пояснением «большой», затем поменьше— «меньше», затем самый малый — «маленький». После чего малышу предлагается назвать величину окружностей самостоятельно.

Когда ребенок успешно справится с заданием, условия занятия постепенно усложняются. Ребенку предлагаются разные геометрические фигуры, и он должен сравнить их по форме, размеру или цвету. Такие условия игры можно давать детям в возрасте от двух лет.

Рассмотрим условия занятия более подробно. Взрослый заранее заготавливает четыре больших круга диаметром шесть сантиметров и четыре малых круга диаметром четыре сантиметра, четыре квадрата со стороной шесть сантиметров и пять маленьких — со стороной четыре сантиметра.

Также изготавливаются две доски или папки с прорезанными окошками — большими и малыми, размер которых соответствует размеру геометрических фигур. Ребенку разъясняется, что окошки бывают большими и маленькими; как и фигуры, ему нужно закрыть окошки: большое — большой, малое — малой. Если ребенок выполняет задание неправильно, ему объясняется, что малым кругом нельзя закрыть большое окошко, а большим — малое.

На первом этапе размещение фигур на досках показывает взрослый, делая пояснения: «Большое — большим, малое — малым». После чего ребенку предлагается самостоятельно закрыть окошки.

На следующих этапах используются другие геометрические фигуры, заготовки выполняются аналогичным способом. Эти занятия направлены на формирование у ребенка навыков группирования фигур по форме и их сравнение.

Обратимся к другой разновидности занятия. Для его организации понадобятся пять одинаковых по размеру вкладышей круглой и квадратной формы и папка с десятью кармашками. На каждом кармане нарисованы квадрат или круг. Условие — поместить фигуру в соответствующий карман. На первом этапе взрослый сам группирует фигуры, объясняя: «На этом кармашке нарисован круг, значит, мы вставляем в него кружок, а на этом — квадрат, значит, квадратик мы вставим сюда». Затем малышу предлагается выполнить самостоятельную группировку фигур.

Особое внимание следует уделить занятиям, направленным на цветовые различия. Как уже упоминалось, малышам данной возрастной группы это дается сложнее, чем различие формы, веса и размера, поскольку цвет нельзя потрогать, его можно только увидеть и запомнить. А у малышей больше развито кинестетическое восприятие действительности по принципу: «Трогаю— запоминаю, вижу, но запомнить сложно».

Лучше всего начинать группировку фигур по цветам с двух групп. Для организации занятия потребуются разные геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона двух цветов, например красного и синего. Взрослый показывает фигуру и поясняет: «Это синий круг, положим его сюда. А это красный квадрат — его сюда. Это синий треугольник, положим его к синему кругу, а это красный овал, положим его к красному». Затем малышу предлагается выполнить группировку самостоятельно.

Также для таких занятий можно использовать цветные карандаши.

Следует напомнить, что ребенок должен запомнить следующие цвета:

■ красный;

■ желтый;

■ черный;

■ зеленый;

Для занятий лучше использовать сочетания:

■ черный — белый;

■ синий — красный;

■ красный — черный;

■ желтый — зеленый.

Для организации занятия нужно пять карандашей одного цвета и пять карандашей другого. Взрослый предлагает малышу сгруппировать карандаши по цветам на две группы. Сначала он показывает ребенку принцип группировки, при этом спрашивая, куда следует положить тот или иной карандаш.

Если малыш ответил правильно, взрослый поясняет: «Правильно, молодец, потому что они одного цвета». Поле чего малышу предлагается самостоятельно выполнить сортировку.

На втором этапе ребенок сортирует карандаши других цветов. Если малыш хорошо справляется, можно усложнить задание и сортировать три цвета карандашей, потом четыре и т. д.

Максимальная длительность занятия — десять минут, в противном случае малыш устанет, и знания не усвоятся.

Следует отметить, что занятия с цветом должны проходить при хорошем освещении, а дидактический материал размещать на белом плотном материале или картоне. Затачивать карандаши не нужно.

Занятия, направленные на расширение кругозора

Как активен и любознателен малыш в раннем возрасте! У него еще свое, удивительное восприятие всего вокруг. Все нужно потрогать, изучить, а иногда и попробовать на вкус! Именно в это время и необходимо формировать у малютки любовь к природе и знакомить с ее явлениями. Чтобы вызвать у ребенка искренний интерес к окружающему миру, занятия лучше проводит в форме увлекательной игры. Это позволяет не только развивать интеллектуальные способности малыша, но и формировать у него восприимчивость к красоте.

Такие игры проводятся на улице, а их содержание зависит от времени года.

Зима

Неживая природа . Какое явление природы зимой самое главное? И взрослые, и дети постарше сразу ответят на вопрос: «Конечно, снег!», а вот малыш этого пока не знает. В зимний период его знакомство с неживой природой начинается со снега. Взрослый объясняет и показывает ребенку, как из снега лепить снежки и играть с ними. Их можно катать и делать большими, можно с помощью взрослого вылепить снежную бабу, а еще снежки можно кидать!

Нельзя не обратить внимания малыша на снежинки, на них можно просто смотреть, поясняя: «Это снежинки, посмотри, как они летят, белые пушистые, а если снежинка упадет на руку, она тут же растает».

А какая увлекательная может получиться игра в прятки! Ребенок прячется за сугробы, а взрослый его ищет, но находит не сразу, бегает, изображая, что не знает, где искать, поясняя: «Какие большие сугробы! Как же мне тебя найти?» И вдруг находит, малыш радуется, а главное, запоминает, что сугробы бывают большие.

Чего же еще интересного можно увидеть, прогуливаясь по зимнему скверу? Конечно, деревья, причудливо нарядившиеся в снежные шубы.

Малышу надо объяснить, что деревья сбросили листья и укутались снегом.

Живая природа. Но мир зимних чудес еще не заканчивается! На улице можно увидеть столько всего увлекательного! Например, птицы, которые остались на зимовку. Следует рассказать малышу, что не все птички остались, большинство осенью улетели в теплые края. Остались только самые смелые, которые не боятся зимнего холода: воробьи, голуби, вороны. Лучше их показать и рассказать, чем они отличаются друг от друга (размер, окраска). Нельзя не упомянуть и о том, что птичкам зимой трудно, холодно и голодно, нужно им помогать, кормить и делать кормушки. Можно совместно с ребенком покормить птиц. Многие дети быстро учатся различать птиц, а иногда очень интересно их изображают.

Перед выходом на прогулку, одевая ребенка, следует рассказывать ему о верхней зимней одежде, а после двух лет приучать называть вещи.

Весна

Неживая природа. На весенних прогулках с малышом взрослым следует обращать его внимание на многочисленные ручейки и лужицы, образовавшиеся от таяния снега, поясняя, что все они разные — большие и маленькие. А если совместно с ребенком смастерить бумажные кораблики и отправить их в плавание, это подарит незабываемые впечатления и малышу, и взрослому!

Еще можно рассказать ребенку, что в этот период происходит с растительным миром. На ветвях деревьев набухают почки, появляется обласканная добрыми солнечными лучами первая травка. Потом почки превращаются в листочки, распускаются цветы: одуванчики, подснежники, ландыши.

Взрослому следует акцентировать внимание малыша на разновидностях растений и их названиях, при этом нужно сразу подмечать, что растительный мир очень хрупкий и нежный и к нему надо проявлять особо бережное отношение.

Живая природа. Также надо рассказывать ребенку о животных и их детенышах. Например, собака и щенки, кошка и котята, корова и телята, коза и козлята, лошадь и жеребята, утка и утята, курица и цыплята. При этом надо уточнить, что взрослое (большое) животное — мама, а маленькие — детки. При возможности можно показать малышу животных и обратить его внимание на их повадки, заботу о потомстве, объясняя, что представители животного мира беззащитны, их нужно беречь и любить.

Перед выходом на прогулку, одевая ребенка, следует рассказывать ему о демисезонной одежде, а после двух лет приучать называть вещи.

Лето

Неживая природа. Лето, его разнообразие и многогранность не могут не вызвать у малыша огромного любопытства. Ведь теперь он может ознакомиться и с теплой водой в водоемах, песком, камушками и ракушками, лесными деревьями... Ребенку нужно объяснить, что это самое красочное и яркое время года, которое называется лето. Теперь солнышко стало светить ярче, оно своими теплыми лучами согревает землю и оживляет природу.

Если за окном дождь, то надо пояснить, что его капельки стали теплыми, он бережно поливает растения и освежает воздух, а после дождя бывает многоцветная радуга.

Если погода теплая, рекомендуется начинать знакомить малыша со свойствами воды. Взрослый напоминает ребенку, что вода может превращаться в снег или лед, быть холодной и теплой, может литься, переливаться из одной емкости в другую.

Можно собирать на речке камушки и ракушки, играть в воде с надувным мячом, брызгаться, учить плавать резиновые игрушки.

На пляже или в песочнице можно играть с песком, в него можно закапывать игрушки, строить замки, с помощью формочек делать всевозможные фигурки, набирать совочком в ведерко, копать ямки.

В летний период следует продолжать знакомство с растительным миром, заучивать, как называется то или иное растение, рассматривать листики и находить различия в форме, собирать растения для гербариев.

Живая природа. Нельзя забывать и о братьях наших меньших! Рекомендуется продолжать знакомство малыша с животным миром и закреплять познания об особенностях животных, повадках, цвете, размере.

Лето богато и всевозможными насекомыми. Полезно познакомить малыша с бабочками, кузнечиками, божьими коровками, жучками, муравьями. Он не должен их бояться. Ребенку надо рассказать об их пользе и беззащитности.

Перед выходом на прогулку, одевая ребенка, следует говорить ему о летней одежде, а после двух лет приучать называть вещи.

Осень

Неживая природа. Осень золотая... Время даров природы и преображения. Прежде всего, надо объяснить малышу, что лето закончилось, наступила осень.

Листья деревьев окрасились различными цветами — желтые, зеленые, багряные. Когда они начнут опадать, можно пояснить, что деревья за лето устали и готовятся ко сну, для этого они сбрасывают свою листву-одежду.

Полезно погулять с малышом по осеннему парку, послушать шуршание листвы под ногами и собрать красивый осенний букет, набрать желудей и шишек, оценивая их поверхность, объяснить, что желудь гладкий, а шишка шероховатая.

Живая природа. Следует продолжать знакомство малыша с братьями нашими меньшими и закреплять познания ребенка об их особенностях, повадках, цвете, размере.

Например, взрослый берет в руки кошку и предлагает ребенку ее погладить. При этом необходимо пояснить малышу, что это кошка, у нее пушистая шерстка, маленькие ушки, розовый носик и т. д. Такие же действия можно выполнять и со щенком, хорошо вместе с ребенком налить зверьку молока и наблюдать, как животное пьет.

Если есть возможность, посетить частный сектор, можно показать ребенку домашних птиц, обращая внимание на то, как они кричат, и предложить малышу изобразить курочку, уточку, гуся.

Подвижные игры

Малыш дошкольного возраста еще не может самостоятельно придумать и организовывать подвижную игру.

Подвижные игры не только помогают разнообразить досуг малыша, но и способствуют его гармоничному физическому и интеллектуальному развитию. Этой сфере деятельности рекомендуется уделять повышенное внимание.

Взрослым для организации разнообразных подвижных игр следует подготовиться заранее и приобрести игрушки, которые позволят проводить их более ярко и интересно, — большие и маленькие мячики, кегли, качалки, обручи. Помимо всех вышеперечисленных плюсов от подвижной деятельности, взрослый, играя вместе с ребенком, формирует у него все навыки совместной игры, которые ему так пригодятся и в детских коллективах. Например, в игре с мячом взрослый показывает малышу мячик и на своем примере подсказывает, как его можно катать, подбрасывать, кидать друг другу.

Можно предложить и игры без дополнительных приготовлений, которые также носят подражательный характер, например, одна из самых распространенных и доступных для восприятия малыша игра — «Наседка и цыпленок». Сначала взрослый знакомит малыша с правилами игры. Ребенку предлагается превратиться в маленького цыпленка, а взрослый становится наседкой. Цыпленок радуется солнышку, резвится и бегает, но когда курица крикнет ему: «Куд-куда, куд-куда!», он должен прибежать к наседке и спрятаться под ее руку («крыло»).

Занятие 1.9. План занятия: 1. Приветствие. 2. Конструирование. Дорожка из кирпичиков для зайчика. 3. Подвижная игра. Зайка серенький сидит. 4. Развитие мышления. Помогаем зайчику разложить камушки. 5. Развитие восприятия. Цвет. Складываем рыбки в ведёрки. 6. Массажная пауза. По дороге. 7. Развитие моторики руки. Достаём из крупы орехи. 8. Лепка. Конфетки для зайчика. 9. Подвижная игра. Громче - тише хлопаем. 10. Развитие тактильных ощущений. Мячики для зайчика и белочки. 11. Пальчиковая гимнастика. Большаку дрова рубить. 12. Подготовка руки к письму. Вертикальные линии. Цветы и вазы. 13. Спортивная дорожка. 14. Рисование кистью. Раскрашиваем бабочек. 15. Прощание Приветствие. Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг. Для приветствия используются мягкие игрушки (домашние животные), которые пришли в гости к детям на занятие. Дети здороваются друг с другом и с игрушками, называя их и издавая звукоподражательные звуки. Игрушки, в свою очередь, здороваются с каждым из малышей. Родители и дети берутся за руки и произносят: Собрались мы снова вместе, Чтобы было интересней! Много нового узнаем, Что ж, ребята, начинаем! Конструирование. Дорожка из кирпичиков для зайчика. Цель: развитие конструктивных умений, координации глаз-рука. Материалы: на каждого ребёнка - по 6 кирпичиков разных цветов, среди которых есть обязательно 3 кирпичика красного цвета. Листы картона зелёного цвета (полянка) – на каждого ребёнка.Зайчик из деревянного театра. - Тук-тук-тук! Кто это к нам пришёл? Да это же зайчик! (зайчик здоровается с детьми). - Наш зайчик собирается пойти на рыбалку наловить рыбки, но идти ему придётся через полянку (раздаём листы картона). Давайте сделаем нашему зайчику дорожку, чтобы зайчик мог пройти к пруду. Педагог выдаёт кирпичики. - Дорожка у нас будет красного цвета. Вот такого (показываем детям кирпичик красного цвета). - Давайте выберем все кирпичики красного цвета (дети выбирают, а педагог убирает все лишние кирпичики). - Вот теперь мы сможем построить зайчику дорожку. Педагог показывает образец постройки (кирпичики соединяются друг с другом узкой гранью, выкладываем их на зелёном картоне). Надо обращать внимание детей, что кирпичики должны быть плотно приставлены друг к другу. - Вот наш зайчик и может пойти по дорожке. Как зайчик топает? Топ-топ, топ-топ! (призываем детей к повторению). Подвижная игра. Зайка серенький сидит Дети становятся в круг. Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так – и ушами шевелит. (Прижимаем руки к голове и шевелим ими, как ушами) Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. (Трём ладошку о ладошку) Вот так, вот так – Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять – надо зайке поскакать! (Прыгаем). Вот так, вот так – надо зайке поскакать! Развитие мышления. Помогаем зайчику разложить камушки. Цель: Развитие умственного действия классификации, развитие цветовосприятия. Материалы: кубики двух цветов – красного (2 шт) и жёлтого (2 шт) на каждого ребёнка в миске, по пластиковой тарелочке зелёного и красного цвета на каждого ребёнка (если нет пластиковых тарелочек, то педагог вырезает из картона круги нужных цветов). Зайчик из деревянного театра. Волк из деревянного театра – 1 шт для педагога. - Идёт зайчик дальше, а на пути ему камушки дорогу перегородили (педагог раздаёт кубики). Давайте поможем зайчику положить красные камушки на красную полянку, а жёлтые камушки на жёлтую полянку (выдаём «полянки» и показываем образец классификации). - Всё – дорога свободна! Но зайчик забыл, куда ему надо идти. Решил зайчик взять один камушек красного цвета и один камушек жёлтого цвета и поставить их друг на друга (дети выполняют вслед за показом педагога). Высокая получилась башня! Запрыгнул зайчик на башню, чтобы посмотреть, куда дальше идти (педагог показывает). - Ой, а зайчик увидел волка и спрятался за башню (прячем зайчика за башню). - Ушёл волк. Выходи, зайка, не бойся! Развитие восприятия. Цвет. Складываем рыбки в ведёрки Цель: развитие цветовосприятия, развитие умственного действия классификации Материалы: рабочий лист с изображением двух ведёрок, вырезанные заранее педагогом рыбки двух цветов – по 2 рыбки каждого цвета на каждого из детей (лежат на раздаточных тарелочках), клей. Зайчик. - Пришёл зайчик к пруду и наловил много рыбок – красных и жёлтых. Есть у зайчика два ведёрка - одно красное, а другое – жёлтое. Давайте поможем их разложить в ведёрки. Красную рыбку положим в красное ведёрко, а жёлтую – в жёлтое (дети приклеивают). Массажная пауза. По дороге. Держим крепко массажное колечко обеими руками и крутим его как руль автомобиля. По дороге мчат машины, По шоссе шуршат их шины. Мы шуршим, шуршим, шуршим И домой попасть спешим. Развитие моторики руки. Достаём из крупы орехи. Цель: развитие моторики руки, развитие движения кистей рук, формирование понятия «один -много - ни одного». Материалы: тазик с крупой (любой), в которой «зарыты» грецкие орехи. Зайчик и белочка – игрушки. Пустая миска. Игра проводится на полу, на расстеленном пледе (чтобы крупа сыпалась на него – так легче потом убрать). - К зайчику должна прийти белочка. Зайчик решил приготовить угощение – сварил рыбный суп из пойманной рыбы, но вспомнил, что белочка любит орехи. - Смотрите, в миске нет ни одного орешка! - Давайте поможем выбрать зайчику орешки для белочки. Педагог показывает, как можно поиграть с крупой (пропустить её между пальчиками, брать в ладошку, в щепоть). Затем предлагает детям найти все орехи, достать и положить в миску. Когда дети выбирают орешки, педагог обращает внимание, что каждый ребёнок берёт и кладёт в миску один орешек. - Вот какими орешками зайчик будет угощать белочку! Посмотрите, как много теперь орешков у зайчика! - Давайте возьмём по одному орешку и покатаем вот так! (круговыми движениями). - А вот и белочка! Угощайся, белочка, орешками! Подвижная игра. Громче - тише хлопаем. Рассказываем детям стихотворение тихим голосом: Тише, тише, тише, тише! (Взять детей за руки и идти потихоньку) Погулять выходят мыши! Затем произнести значительно громче: Рыжий кот топ-топ, Лапкой мышек хлоп-хлоп! (Хлопаем громко в ладошки) Очень тихо наши ножки (также тихо идём по кругу) Побежали по дорожке. Очень громко наши ноги (громко потопать ногами по полу) Побежали по дороге! Лепка. Конфетки для зайчика. Цель: научить детей придавливать скатанные из пластилина шарики небольшого размера, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику Материалы: пластилин жёлтого и красного цвета (заранее скатанный педагогом в маленькие шарики – 5 мм) – не меньше 6 штук каждого цвета на каждого из детей. Тарелочки из картона белого цвета – на каждого ребёнка. Зайчик. - Решил зайчик ещё конфетки приготовить для белочки. Педагог показывает, как пальчиком надо нажимать на шарик и прикреплять его к основе - тарелочке. Мамы берут пальчик малыша и помогают ему делать «конфеты». Педагог обращает внимание мам, чтобы пальчик был прямым и напряжённым. Развитие тактильных ощущений. Мячики для зайчика и белочки. Цель: развитие тактильных ощущений, формирование понятий «один», «много». Формирование представления о формах предметов. Материалы: два мешочка - в одном – одна круглая деревянная бусина (или теннисный, а можно и резиновый, мячик), в другом – несколько (много). Кубик. Зайчик и белочка. - Угостил наш зайчик белочку рыбным супом, орешками и про конфетки не забыл. А затем решили зайчик и белочка мячиками поиграть. Принёс зайчик два мешочка (достаём). В одном мешочке лежит один мячик, а в другом – много. Педагог предлагает детям по очереди определить, сколько в мешочках находится мячиков – один или много. - В этом мешочке один мячик или много? Да, в этом мешочке много мячиков! А в этом – один. - Давайте из мешочка, в котором лежит много мячиков, каждый достанет по одному мячику (дети должны запустить руку в мешочек и достать по одному предмету). - Смотрите, какие у нас мячики круглые! Как удобно их катать в ладошках (катаем)! А кубик некруглый, его неудобно катать в ладошках (даём попробовать кубик, а потом обязательно катаем шарик). Пальчиковая гимнастика. Большаку дрова рубить. Педагог говорит, а мама помогает загнуть ребёнку пальчики поочерёдно. Мама разучивает слова пальчиковой гимнастики, проговаривая вместе с педагогом. Гимнастику делаем поочерёдно на правой и левой руках. Большаку – дрова рубить, (большой пальчик) А тебе – воды носить, А тебе – печи топить, А тебе – тесто месить. А малышке – песни петь (мизинец) Песни петь, да плясать, Родных братьев потешать В такт словам «Песни петь да плясать» 4 раза хлопаем в ладоши, а в такт последней строчке 2 раза покачать обеими руками с растопыренными пальцами вправо-влево. Подготовка руки к письму. Вертикальные линии. Цветы и вазы. Цель: подготовка руки к письму Материалы: раздаточные листы с изображением двух ваз жёлтого и красного цвета, а также жёлтого и красного цветочков. Фломастеры. - Белочка принесла зайчику 2 цветочка – один цветочек жёлтый, а другой – красный (дети дотрагиваются пальчиком). У зайчика есть две вазы – одна ваза жёлтого цвета, а другая ваза красного цвета. - Давайте поможем зайчику поставить красный цветочек в красную вазу, а жёлтый цветочек в жёлтую вазу. Дети сначала проводят линии пальчиком, а затем фломастером. Спортивная дорожка. Цель: развитие общей моторики, координации рук и ног. Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба). Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут за ручку по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т.д. Рисование. Бабочка. Цель: формирование творческих способностей, развитие положительного отношения к рисованию пальчиком. Материалы: рабочий лист с нарисованным контуром бабочки. Пальчиковые краски. Педагог говорит, что к зайчику и белочке в гости прилетела бабочка, но крылышки у неё нераскрашенные. Педагог показывает мамам и детям, как надо раскрасить бабочек пальчиком (ставим пальчиком точки). Дети раскрашивают бабочек. Прощание Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт. До свиданья, до свиданья, Приходите к нам ещё! До свиданья, до свиданья, С вами очень хорошо! До свиданья, до свиданья, Приходите к нам опять! До свиданья, до свиданья, Будем весело играть!