Рубашка в русском народном стиле выкройка. Выкройка и пошив традиционной славянской рубахи

Главный элемент гардероба в этом стиле — русская народная рубаха, самый старый по возникновению и особенно символический наряд. Более поздний её вариант — косоворотка мужская — появился в XV веке, популярен стал в XIX веке, вытеснив прежние фасоны.

Рубаху носили мужчины, женщины, дети. В глубокой древности она была одинакова для всех, только мужская — до колена, женская — до полу, детская — ниже колен. Её подпоясывали и поддёргивали, обеспечивая свободу движения.

Крой древней рубашки

Конструкция прото рубахи — самая простая. Полотнище ткани сгибают по утку, на сгибе прорезают горловину, которая в дальнейшем оформляют без воротника (голошейка) или с небольшой стойкой (более поздний тип), с планкой посередине груди. По бокам тулова, или становины, делают вставки — бочкИ .

Они необходимы для свободного облегания. Тканные на кроснах полотна были от 40 до 80 см, что не позволяло получить нужную ширину изделия. Нехватку компенсировали вставками.

Рукава кроили прямые. Под мышкой их соединяли со становиной и бочками ластовицей квадратной формы. Ластовица обеспечивала комфорт в движении: если поднять руку, за ней не потянется вся рубашка.

Процесс раскроя, пошива регламентировали правила. Главное касалось ворота. Полотняный кусок при вырезе горловины вынимали исключительно через внутреннее пространство изделия. Странное, на первый взгляд, движение портнихи диктовали соображения безопасности.

Движение вовнутрь, к человеку означало сохранение, преумножение сил, здоровья, наружу — растрату . Поверье сохранилось до наших дней в двух известных вариантах: нельзя надевать одежду изнаночной стороной вверх, нельзя лить воду, другие полезные жидкости «от себя» — только по направлению к себе.

Простой крой сформировали не ограниченные возможности — в шитье мастерству деревенских портних могла позавидовать городская модистка. Прямоугольные детали экономили дорогой по вложенному труду холст, единственный «обрезок» — ткань полукруглой горловины — не выбрасывали, а прикладывали на заплаты.

КОСОВОРОТКА МУЖСКАЯ - ИСТОРИЧЕСКИЙ КРОЙ

Народная рубашка с косым воротом возникла в средние века. Причину появления объяснить модным веяниями нельзя: в древности всё определяла целесообразность. Д. С. Лихачёв высказал предположение, что косой ворот не давал нательному крестику — предмету очень личному, не предназначенному напоказ, вываливаться в пройму во время работы. Мысль академика подхватили другие исследователи народной культуры как единственно объективную для крестьянского быта.

Сегодня рубаха с косым воротом — модный элемент гардероба. Удивительно, но женщины, девушки косоворотку купить хотят даже чаще, чем мужчины: их привлекает красота узора, актуальный крой, комфорт наряда. Это нельзя считать отходом от традиции: русская народная рубаха вернула своё древнее универсальное предназначение, свойственное ей изначально.

Если вы владеете основами шитья, то косоворотку можно сшить самостоятельно. Далее я расскажу как на примере старого (до XIX века) фасона, реконструированного по одежде алтайских старообрядцев.

Элементы рубашки, раскрой

Все элементы прямоугольные, потому для их раскроя достаточно высчитать длину и ширину.

  • Становина (тулово): от полотна отрезают цельный кусок (стену ) в 2 длины изделия.
  • Бочки . Длину бочка высчитывают по формуле: от длины изделия отнять длину проймы. Ширина бочка составляет: при ширине становины 40 см — 60 см, 60 см — 45 см, 80 см — 30 см. Размеры даны приблизительные, для традиционного изделия их высчитывают так, чтобы общая ширина рубахи была 1 м ± 10 - 15 см. Если вам настолько свободное облегание ни к чему, просто выберите собственный комфортный вариант.
  • Рукава традиционно делали шириною 60 см для проймы глубиной 30 см. Длину рассчитывали так: от длины руки отнимали ширину плеча, что для мужчины с размером 48 - 50 составляло 70 см.
  • Ластовица кроилась квадратом 15 на 15 см, при необходимости — больше, до 20 на 20 см.

Народная рубашка: сборка

Сначала сшивают становину с бочками. Складывают становину пополам, находят середину, вырезают горловину, отложив по 2 см вперёд и назад.

Далее сшивают рукава, оставляя свободный край для пристрачивания ластовицы. На них нашивают становину, а после рукава нашивают на бочки, втачивают вставку-ластовицу. При желании на рукавный шов пристрачивают проставку — декоративную ткань красного цвета, часто с вышивкой. В былые годы, когда косоворотка мужская изнашивалась, проставку отпарывали, чтобы использовать в новом изделии.

Далее обрабатываем горловину косой бейкой, отделываем кумачом, пришиваем пуговицы или крючки. На концах рукавов закладываем мелкие складки по 0,5 см, направляя вперёд, обшиваем край тесьмой или ярким тканьём.

Подол рубахи подрубаем, отделываем «полянкой» — вышитой проставкой — или просто тесьмой, яркой тканью.

Несмотря на простоту кроя, не у всех даже опытных швей русская народная рубаха выходит как должна с первого раза. Не стоит отчаиваться — с опытом всё получится. Вдохновиться вам поможет ассортимент магазина «Иванка», где представлены многообразно: от самых древних фасонов с прямой прорезью на груди до сложных поздних вариантов.

для мужчины состоял из подпоясанной рубахи, которая носилась навыпуск, и портов (штанов). Русские рубахи были абсолютно одного покроя и у знати, и у крестьян. О том, что из себя представлял основной элемент русского гардероба, мы расскажем в этом материале.

Была основой гардероба как для мужчин, так и , вне зависимости от благосостояния, социального статуса, семейного положения и региона Российской империи. Первая рубашка появлялась у младенца сразу после рождения: первую пеленку мальчику делали из рубахи отца, - из рубахи матери.

Первые детские рубашки также старались шить из рубах родителей. Славяне считали, что так энергия предков передастся малышам и защитит их. До определенного возраста одежда мальчиков и девочек выглядела одинаково и представляла собой длинную косоворотку. На трехлетие дети получали свою первую рубаху из новой ткани.

М. Громыко. Мир русской деревни


По сути косоворотка представляла собой два соединенных полотнища - на груди и на спине, которые соединялись на плечах двумя текстильными четырехугольниками. Этот универсальный крой использовали и для дорогих горничных рубах, и для повседневных крестьянских рубах. Разница была лишь в ткани, из которой шили изделия.

В традиционные вшивали подмышками квадратные ластовицы для того, чтобы готовое изделие не стесняло движений. Кроме того, по бокам вшивали треугольные клинья. Длина рукава была разной - в зависимости от назначения готового изделия.

Русская косоворотка, вид спереди и сзади

Воротника либо не было вообще, либо он был стоячим - круглым или четырехугольным. Чтобы он держал форму, под ткань зашивали берестяную или кожаную основу. Разрез на груди был либо по центру, либо сбоку (косоворотка). Застегивался он на пуговицу или завязывался тесемками.

Некоторые истории считают, что рубахи с косой застежкой стали носить из-за того, что в прямой разрез выпадал нательный крестик на веревочке или цепочке.

Русский крестьянин носил рубаху в качестве верхней одежды, богатые люди и представители высших сословий - в качестве нижней. Князья и бояре дома надевали особую шелковый рубаху - горничную.

Русские рубахи как правило были домоткаными, поэтому были естественных цветов хлопка, льна и т.д. С распространением текстильных мануфактур и фабрик, а также ростом доступности красителей, русские стали носить рубахи разных цветов - белые, синие, красные...

Главное украшение рубахи - , которые пускали по вороту, нижнему краю изделия, и концам рукавов. Эти места украшались неслучайно. Традиция украшать вышивками одежду вышивками именно в этих местах восходит к дохристианским славянским верованиям. Наши предки считали, что через отверстия в одежде к человеку могут проникнуть злые духи и навредить ему. Кроме того, через главное отверстие - горловину - улетает душа, когда человек умирает.

Славяне верили, что обереги, вышитые в виде орнаментов на одежде, защитят владельца от сглаза, болезни, несчастного случая и помешают душе улететь. Каждый элемент вышивки носил глубокое символическое значение. И хотя изначальный смысл украшений сейчас потерян, некоторые из этих элементов используются до сих пор.

Мастерская Ангел создает разнообразные в русском народном стиле. Рубахи из габардина, креп-сатина и хлопка будут служить по несколько десятилетий, если за ними бережно ухаживать. В каталоге представлены изделия с напечатанным на ткани рисунком, а также с декоративными вставками из платковой ткани с павловопосадским узором, парчи, яркого креп-сатина, многие рубахи декорированы цветной тесьмой и вышивкой.

Эта статья в помощь многим людям, которые делают первые шаги по шитью своими руками русской народной одежды и, в частности, русской народной женской рубахи.

Для шитья рубахи понадобится около двух погонных метров льняной ткани, весьма желательно чистой и без примесей. Ширина полотна может быть как 1,4 метра, так и 1,5 и 1,6 метра — какую найдёте.
Швейная машинка с набором ниток, хорошие ножницы, мелок или карандаш, булавочки.

Ткань выглядит примерно так:

На самом деле, крой рубахи очень простой. В зависимости от вида (о видах говорили в предыдущих статьях), рубаха состоит из 5 — 6 основных элементов. Это рукава, подол, две ластовицы, косая бейка и, иногда, накладка на вырез горловины.

Предварительно надо подготовить ткань, отпарить её или отутюжить, чтобы не было складок и работать с ней было удобно.

В зависимости от размера рубахи 44-46-48-50-52, необходимо отрезать, соответственно, от 44 до 52 сантиметра ткани от края. Это будет заготовка под рукава (верх рубахи).

Если шьете на себя, или есть возможность снять мерку, то просто замерьте расстояние от плеча и до центра груди и умножьте на два. Не забудьте оставить по 2 сантиметра на швы.
Либо снимите мерку от центра груди и до желаемой длины и добавьте со стороны подола 4 сантиметра на подгибку.

Необходимо обработать края ткани оверлоком или мелким зигзагом.

Основные элементы рубахи готовы.

Из остатков ткани необходимо вырезать две ластовицы (примерно 8 на 8 сантиметров, если размер больше 48 размера или крупная грудь, то 10 на 10 сантиметров или 12 на 12 сантиметров). Так же необходимо обработать края ткани.

Верх рубахи (рукава) сложить сначала поперек, затем по вдоль, совместив края. Далее на сгибе необходимо начертить горловину — примерно 10 сантиметров в ширину и 4- 6 сантиметров в низ, в зависимости от размера горловины, которая необходима.

Чуть выше необходимо параллельно провести еще одну линию (горловинка сзади) и вырезать сначала её.

Важно! Отрезанный кусочек ткани нельзя просто выкидывать. Этот кусочек надо обязательно протаскивать внутрь рубахи. Да, это просто манипуляция с кусочком отрезанной ткани — вытянуть отрезанный лоскуток снизу. Но так мы соблюдаем традиции наших предков, а предки считали, что так соблюдается закон обережности для сохранения сил будущего владельца.

Вот таков результат.

Выкраиваем косую бейку. Для этого измеряем длину горловины метром (примерно 50 — 60 сантиметров), далее на остатках ткани чертим линию (соответственно длине горловины) под углом 45 градусов и шириной 4- 5 сантиметров и вырезаем её. Обрабатывать края не надо.

Если Вы хотите для удобства сделать прорезь в горловине, то вырезается кусочек ткани шириной 10 на 8 сантиметров, обрабатываются его края. Кусочек прикалывается к лицевой части горловины, прорисовывается карандашом или мелком ровная линия и эта линия обшивается вокруг с отступом 1 сантиметр с трёх сторон.

Выворачиваем пришитую ткань на изнанку, прикалываем булавочками и прошиваем, стараясь попадать «в русло» и по ходу откалывая булавки.

Прошиваем с лицевой стороны, один раз! Если не попали «в русло», то прошиваем аккуратно по ткани, как на фото.

Косая бейка должна быть, желательно контрастного цвета и изготовленная своими руками.

Но, для тех, кто не хочет заморачиваться — не обязательно самому изготавливать. Можете купит готовую в магазине.

Верх рубахи можете украшать, как душа пожелает! По традиции желательно вышивкой ручной, со специальными обережными узорами и орнаментами.

Если традиции соблюдать не желаете — можно украсить вышивкой машиной, жаккардовой тесьмой или кружевом!

Тесьмой — сначала прикалываем, и потом ровненько пришиваем!

Одновременно, можно пришить тесьму и на рукава, если есть желание…

Результаты нанесения «украсов» в разных вариантах могут быть такими:

Пришиваем косую бейку. Для этого, накладываем её на лицевую сторону рубахи, оставляя 2 сантиметра. Пришиваем сильно натягивая, чтобы она держала форму воротничка.

После того, как пришили, подворачиваем её два раза внутрь, чтобы скрыть необработанный край. Прикалываем и снова с лицевой стороны пришиваем, стараясь попасть в русло или по краю ткани.

Обрабатываем низ, то есть подол рубахи. Можно сразу его украсить, если есть желание.

Сгибаем по ширине и сшиваем сбоку. Чуть не доходя до верха, прикладываем к внутренней стороне ластовицу, прикалываем булавками (фиксируем) и прошиваем сначала одну сторону, потом другую.

Напоминаем, что подол представляет из себя единый отрез ткани, шириной 1,5 метра. Перебивается и сшивается с одной стороны. Но, можно сшить подол и из двух половин, если у Вас нет единого куска ткани, а есть два пусть небольшого, но подходящего размера. Если не соблюдается традиция — это не принципиально. Напоминаем так же, что по традиции на швы и края одежды обязательно наносится обережная вышивка.

С другой стороны делаем надрез вниз на длину ластовицы примерно 10 сантиметров. Так же прикалываем ластовицу и пришиваем сначала с одного края, потом с другого.

По традиции, ластовицы красного цвета считаются обережными.

В древности, мастерицы шили всё «в ручную». Сейчас у нас есть верные помощницы — машинки для шитья.
Они упрощают работу, делают её лёгкой и быстрой.

Выставляем на машинке ширину строчки 4 -мм и проходим верхний край платья не заходя на ластовицы, отдельно спереди и сзади. Можно двумя строчками: одна под другой — для более удобной стяжки.

Начинаем стягивать. Тянуть надо одновременно за обе ниточки. Стягиваем и периодически прикладываем к себе, так, чтобы ластовицы оказались четко под мышками, спинка стягивается чуть сильнее.

После стягивания, распределяем равномерно складочки и намечаем булавочками середину сзади и спереди, так же отмечаем середину на верхней части рубахи.

Альтернатива примётке — всё те же незаменимые булавочки.

Пришиваем! Теперь осталось лишь обработать рукава и убрать ниточки.

Поздравляем! Ваша рубаха готова!

Вот такими могут быть результаты Вашей работы:

За столь подробный материал и предоставленные фотографии благодарим группу =Возрождение родных традиций=Воронеж= в социальной сети ВКОНТАКТЕ и мастерицу Наталью Колесникову!

Если у Вас появились вопросы — вы можете задать их в комментариях к данной статье, либо в администрацию группы «Русские орнаменты и узоры» в социальной сети ВКОНТАКТЕ.

Являются неизменным вдохновением современной моды. Только этника может внести в тот или иной элемент гардероба неповторимую изюминку гармоничной индивидуальности и наделить его особенным характером. Славянская культура всегда рождает особый интерес, так как национальные костюмы в русском стиле неизменно харизматичны и самобытны. Именно по этой причине русская рубаха все чаще появляется в коллекциях знаменитых дизайнеров, при этом, не только отечественных.

Немного истории

Основу любого славянского национального костюма во все времена составляла рубаха. Истоки появления русской традиционной рубахи берут свое начало в древние времена старообрядцев и язычников. Первое известное ее название — косоворотка. Особенность такого одеяния состояла в том, что ворот ее был скроен по косой, а не привычным всем образом посередине.

Традиционная славянская косоворотка
Именно такое положение ворота дало название этой старинной русской рубахе

По мнению историков глубоко изучающих славянскую культуру, считается, что крой косоворотки позволял не выпадать нательному крестику во время работы.

Как правило, такой косой ворот рубахи был смещен в правую сторону, а первые упоминания о такой одежде относятся к 15 веку. Рубаха широко использовалась мужчинами в обиходе, носилась на выпуск, подпоясывалась кушаком или поясом.


Подпоясанный мужчина в русской косоворотке выглядел более статным

Если обратиться к более древним старославянским временам, то происхождение слово «рубаха» произошло от созвучных «рубъ», что означало «рубище, полотно», а также слова «руш» (рвать, рушить). И это не является простым совпадением! Изначально рубаха представляла собой скромное и простое по крою одеяние: туникообразное полотнище, сложенное вдвое, с прорезью для головы.

Первые рубашки отнюдь не шили или резали, а руками отрывали кусок ткани. В результате несложной эволюции, к такому одеянию добавились длинные и свободные рукава. Первые рубахи шились из конопляного волокна, и только многим позже миряне стали использовать хлопковое и льняное полотно.

Что касается женской рубахи, то ее история не менее богата на события, нежели мужская. Первые рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, длинным, именовалась такая одежда «стан».


Такая женская нижняя рубаха была популярна в 13 веке

Существовали всевозможные рубашки для различных жизненных случаев: для ворожбы, для работы на поле (покосные), для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Особенно интересной моделью такой рубахи в народном стиле, с точки зрения истории, до сих пор считается рубаха-порукавка. Особенность ее заключалась в особо длинных рукавах, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями. Такая модель предназначалась для ворожбы и всевозможных магических старославянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно. Именно такая рубаха породила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!».


Рубаха для ворожбы украшалась особым орнаментом

Как и любой элемент, составляющий национальный костюм, рубаха имеет интересную и колоритную историю, интерес к которой не утрачен и по сей день.

Орнаменты и символизм

У каждого народа есть множество тайн и секретов, над разгадкой которых «бьются» ученые, а также интересующиеся древними русскими традициями и национальной символикой. и сегодня является одной из наиболее магических, рождая немало вопросов и сегодня. Традиционно любая одежда в этническом стиле украшалась вышивкой, особенно в этом искусстве преуспели представители трудолюбивых славянских народов.


На данный момент известна масса исконно славянских орнаментов
Наносились такие узоры на одежду, предметы быта и т.п

Издавна считалось, что национальная одежда не только обладает эстетическим колоритом, но и имеет обережные свойства. На Руси особое внимание уделялось вышивке. Славяне считали, что внешняя оболочка человека отражает его внутреннюю суть, является зеркалом его души. Именно поэтому особая атрибутика и декор рубахи являлся мощной защитой против скверны, недоброго глаза и зависти. Славяне стремились жить в ладу не только с собой и своим миром, но и с Матерью-Природой. Славяне верили, что быть в согласии с природой — это значит, сохранять и преумножать ее богатство! Поэтому вышитая вручную рубаха — это отражение духовности и символ нравственности.


Благодаря вышивке, обычная одежда превращалась в мощный оберег

Каждый элемент декора рубахи, будь она мужской или женской, имел свое глубокое значение:


  • Барвинок — олицетворение неувядающей жизни.
    Символ барвинка вышитый на мужской рубашке
  • Виноград. Изображение гроздьев винограда на рубахе — традиционный мужской декор, означающий богатство, плодородие и изобилие.

    Виноград можно встретить на традиционных украинских рушниках
  • Ласточка. Традиционный славянский символ, олицетворяющий весну, успех и счастье, которое приносит на своих крыльях ласточка.
  • Маки. На Руси верили, что вышитые на рубахе маки помогут защитить от любого зла. Чаще всего таким орнаментов вышивалась одежда невесты и жениха.
    Сейчас маки используются, скорее, в декоративных целях
  • Хмель. Листья и плоды хмеля изображались на рубахах юных девушек и парней, что означало молодость и любовь.
    Вышивка хмель
  • Петух. Традиционный славянский символ, которым украшались рубахи мужчины — главы семьи. Петух был не только вестником зари, восходящего солнца, но и олицетворял мужское начало и очаг дома.
    Пример использования изображения петуха в вышитой композиции
    Сейчас этот символ используется и в таких вот оберегах
  • Голуби. Таким орнаментом украшали рубашки молодоженов как символ образования новой семьи.

По мнению наших предков, вышивкой, как правило, украшались только те части рубахи, через которые к телу и к душе был доступ злых сил. Сама рубаха являлась защитой и темных сил, поэтому так называемый охранительный узор наносился там, где заканчивалась ткань: на манжеты, на ворот, подол и разрезы.

Правила декорирования

Мало кто поспорит с тем, что русские рубахи, декорированные этническими мотивами — это всегда торжественно, элегантно и стильно. Надевая сегодня такие элементы национального костюма, мы не только внешне преображаемся, создавая неповторимый в своей колоритности образ. Это еще и дань уважения богатейшей славянской истории и традициям наших предков. Современные модели рубашек с использованием национальной символики пользуются невероятной популярностью у представителей любого поколения. Особо ценится в изготовлении такого элемента гардероба ручная работа.


Красная рубаха с ручной вышивкой станет одним из самых нарядных элементов гардероба

Сегодня рубашку в народном стиле можно надеть даже на деловые переговоры. Согласно поверьям, вышивка голубыми с золотом нитками обязательно принесет финансовый успех в любом начинании!

До сих пор сохранились некоторые традиционные правила декорирования одежды в народном русском стиле:

  • Основной цвет ниток для вышивки считался красный или его оттенки (алый, брусничный, вишневый, кирпичный, смородиновый).
    Также часто используется черный цвет, но основным остается красный
  • Швы, которыми шьется и вышивается рубаха, должны быть счетными: для каждого стежка нитки считаются. Известными счетными швами считаются такие, как «роспись», «набор» или «счетная гладь».
  • Хлопковые нитки наделяют рубаху обережными свойствами от сглаза, порчи и завистливых взглядов.
  • Шелковые нити помогают добиться успеха в карьере, сохранить ясность ума.
  • Шерстяная вышивка рубахи, по поверьям наших предков, помогает излечить от телесных и душевных хворей. Вышитое на рубашке шерстью солнце поможет в холода согреть и тело, и душу.
  • Вышивая рубаху, нужно выбрать орнамент, в котором каждый символ находится в одной тематике, иначе можно внести некую энергетическую сумятицу.


    Используемые цвета также играют свою роль

  • Вышивка на рубашке в этническом стиле выполняется только в хорошем настроении. Она не должна содержать узелков, чтобы не нарушить магическую связь.
  • Выбирая ткань для пошива рубахи, важно отдавать предпочтение исключительно натуральным тканям. Так, лен и хлопок прекрасно подойдут для пошива повседневных рубашек, шерсть — для холодной поры, а шелк можно использовать в особо торжественных случаях, таких, как свадьба.

В такой рубахе было удобно работать

Несмотря на простой крой такого одеяния, ручная вышивка с использованием древнеславянской символики наделяет его особенным смысловым колоритом. Рубаха легко дополнит не только повседневный, но также деловой или праздничный образ, придавая смысловой элегантности, оберегая от зла и подчеркивая высокий статус.

Погуляв по просторам интернета, с сожалением отметила, что если выкройка традиционной славянской рубахи и есть, то внятного описания по ее пошиву я найти не смогла. Поэтому, что бы восполнить такой, как мне кажется не мало важный, пробел в информации, выкладываю выкройку народной рубахи и рассказываю как сшить мужскую рубаху.

Мужские традиционные рубахи были обычно туникообразными. Они шились из полотнища ткани перегнутого пополам — так сразу образовывалась спинка и перед. Посередине делалось круглое отверстие для головы и небольшой надрез посередине переда. К верхней части перегнутого пополам полотнища пришивались рукава длинные, сужающиеся к запястью. С боков в стан рубахи вшивались два куска холста-бочки — они могли быть прямыми или косыми.

Между рукавами и бочками под мышкой вставлялись ромбические или квадратные куски ткани — ластовицы,которые иногда выполнялись из другой ткани и другого цвета. Ластовицы обеспечивали свободу движения. А так же их легко было заменить в случае износа на новые. С изнаночной стороны мужской рубахи в верхней ее части подшивалась подоплёка. – второй слой ткани, который предохранял от испревания и продлевал срок ношения рубахи.

Будничные рубахи не орнаментировались, праздничные имели вышивку по подолу, низу рукавов, воротнику. Мужская рубаха носилась на выпуск и обязательно подпоясывалась.

Материалы, которые нам понадобятся:

  1. Льняная ткань 2 м при ширине 150 см.
  2. Нитки мулине, если предусмотрена вышивка 3-4 мотка
  3. Швейные нитки в тон ткани
  4. Пуговица

Технология изготовления:

  1. Выкроить детали с учетом долевой нити:

Центральное полотнище – 1 деталь со сгибом по утку

боковые клинья – 2 детали,

ластовицы – 2 детали,

рукава – 2 детали (перед раскроем лучше еще раз снять мерку: от края плеча и вниз до начала большого пальца на руке.)

  1. Обработать разрез у горловины бейкой.
  2. Обработать горловину рубахи бейкой или оформить маленький воротник-стойку.
  3. Притачать детали рукавов к рубахе, совместив середины боковых сторон центрального полотнища рубахи и середину верхних срезов рукавов.
  4. На деталях боковых клиньев в верхней части по центру сделать разрез длиной 10 см (по размеру ластовицы), затем притачать боковые клинья к спинке и полочке рубахи, верхние срезы боковых клиньев соединить с деталями рукавов.
  5. Втачать ластовицы (две стороны ластовицы соединяются с разрезами в боковых клиньях, две другие – со срезами рукавов).
  6. Стачать швы рукавов, обработать низ рукавов швом «вподгибку с закрытым срезом».
  7. Обработать низ рубахи швом «вподгибку с закрытым срезом».
  8. На горловине оформить застежку из нитяной петли и пуговицы

Выполнять ВТО (влажно-тепловая обработка) швов на каждом этапе.