Элфи коэн "безусловные родители". Напоследок Безусловное родительство

Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
(1-е послание ап. Петра 4:9)

Без всякого сомнения, каждый родитель любит и обожает свое чадо. В сердце может струиться искренняя и глубокая любовь к ребенку. Но в отношении вопроса любви к детям не так важно любим ли мы или насколько любим, более правильно задать себе вопрос: как я люблю своего ребенка? Из этого следует узнать чувствует ли, ощущает ли, берет ли ребенок мою любовь? Или я просто люблю своей любовью потому, что мне это нравится, это приятно. Безусловно, от природы в каждом заложена искра любви к детям. Это даже не обсуждается, но вопрос в том, имеет ли мой ребенок доступ к этому источнику любви? Насыщается ли его душа материнской и отцовской любовью? Растет ли мой малыш в любви? Достаточно ли родители открыты к тому, чтобы давать, давать любовь ребенку ничего не требуя взамен?

Сегодня такие вопросы задаются родителям на психотерапевтических встречах и тренингах. Так сложилось исторически, что условная любовь была основой всех отношений взрослых с детьми многие поколения. Сегодня дети являются представителями нового поколения и условности родительской любви не воспринимаются ими, поэтому все чаще можно встретить на улицах наших городов уставших родителей и несчастливых детей.

В современной педагогической литературе началась эпоха смещения акцентов с родительской любви детей за то, как они себя ведут к любви детей за то, кто они есть. Первый вид любви получил определение «условная любовь», то есть дети должны заслужить родительскую любовь примерным поведением и безукоризненно соответствовать родительским стандартам. Второй вид – «безусловная любовь». Она не должна зависеть от того, какое поведение дети пытаются демонстрировать, или насколько они обладают талантами, успешны или хорошо воспитаны, или что-то еще.

Яркой фигурой современной педагогики является Элфи Коэн, американский исследователь в сфере образования, психологии поведения человека и воспитания детей. Он поставил под сомнение многие традиционные принципы воспитания прошлого и предложил новый взгляд на дисциплину и достижения успеха в аспекте воспитания детей. Все свои идеи он подкрепил многолетними социальными опросами и наблюдениями за детьми и их родителями. Самая известная в русскоязычном пространстве теория Элфи Коэн – это теория о нецелесообразности применять чрезмерную похвалу в процессе роста и развития детей младшего и подросткового возраста. Автор утверждает, что похвала – это форма внешних стимулов, которая не дает возможности ребенку действовать по личным побуждениям. Работая с целью угодить родителям - получить похвалу - ребенок не обучается действовать из позиции « мне это нравится» или приносит личное удовольствие. Привязывая детей чрезмерно к оценке из вне, взрослые лишают их развития внутренних стимулов к действию. Вырастая, такие люди продолжают двигаться по жизни в угоду чему-том или кому-то, а не по собственным побуждениям. Это один из результатов условной родительской любви.

Элфи Коэн написал интересную книгу (2005) для родителей под названием «Безусловное родительство». В этой книге автор обсуждает необходимость устанавливать долгосрочные цели родительства. Он показывает на примерах, как важно помогать детям расти и превращаться в заботливых и ответственных взрослых, а не сидеть в послушании. Добиваясь послушания детей, родители достигают краткосрочных целей и, возможно, имеют спокойное детство своего ребенка. Но подход – достичь послушания, по мнению Эльф Коэн, не позволяет ребенку развиваться свободно и в границах своих заданных природой возможностей. Ключевой вопрос воспитания, как утверждает он, это давать детям то, что им нужно в данный момент и как родители удовлетворяют эти потребности. Исследователь призывает родителей пересмотреть подход к дисциплине. Дисциплина нужна и важна. Но, по наблюдениям автора, взрослые чаще всего используют дисциплину с целью контроля над детьми, а не как процесс обучения и коммуникации.

В своей книге Эльфи Коэн выделяет три важных принципа безусловного воспитания:

Первый принцип
Проявляйте любовь безусловно взамен условной.

Элфи Коэн рекомендует родителям показывать безусловную любовь как можно чаще. Это значит, что быть заинтересованными в детях всегда, а не только тогда, когда они чего-то достигают или побеждают. Пусть ребенок растет в атмосфере, где неудача и успех одинаково значимы и замечаются родителями. Если детям выпадает больше внимания и поддержки за хорошие отметки и послушное поведение, за все то, что родители считают правильным, то у них может сложиться впечатление, что любовь зарабатывается, а не дается даром. С таким ощущением человек может прожить всю свою жизнь: зарабатывая свое право быть любимым.

Второй принцип
Используйте безусловную поддержку вместо условной похвалы.

Автор книги обращается к родительским методам воспитания - угроза и похвала. Он предостерегает взрослых не использовать их, с целью контролировать детей. Родитель может думать, что похвала является выражением любви, но Элфи Коэн написал, что похвала – это инструмент контроля в том смысле, что родители учат детей следовать указаниям взрослых и в итоге: «Если ты делаешь то, что я говорю, я покажу тебе мою любовь через мою похвалу». И наоборот: «Если ты не подчинишься мне, я лишу тебя своего внимания и любви». На практике это выглядит как рассерженный родитель или родитель, который игнорирует ребенка.

Безусловная поддержка и похвала – это не одно и то же. Безусловная поддержка существует всегда и она создает базовую защиту для ребенка. Такой вид поддержки не зависит от того, что ребенок сделал или не сделал. Такая поддержка просто есть, как Земля держится на своей оси, так и родительское безусловное сопровождение ребенка является основой его доверия к жизни. Ребенок приходит в мир с большой привязанностью к родителям, в первую очередь к маме. Отрываясь от мамы и вступая собственными силами в потоки жизни, ребенок будет крепче и здоровее, если у него под ногами будет вот эта безусловная поддержка родителей, которая облечена в безусловное принятие – любовь просто так.

Третий принцип
Трудитесь с детьми сообща вместо указывая им, что нужно сделать.

Дети, как чистый лист бумаги, приходят в нашу жизнь с открытостью к обучению жизни. Уже давно подмечено, что дети обучаются быстрее и лучше на практике. Это значит, что не словами призывать детей к деятельности, творчеству, а личным примером. Трудясь сообща со своим малышом или подростком, родитель способствует развитию в нем спонтанности и сосредоточенности. Своим непосредственным присутствием в труде, взрослый показывает ребенку, что я тоже здесь и тоже прикладываю усилия, как и ты, и мы вместе важны друг для друга. Это нельзя рассказать, это можно только показать своей включённостью и искренностью в деятельности.

Существует мнение среди родителей, что безусловное воспитание поглощает все их время и забирает много личной энергии, многие мамы жалуются, что становятся жертвами подхода безусловной любви, потому что отдают свои интересы ради ребенка и их жизнь выглядит как самопожертвование.

Но это не так! Такое понимание противоречит подходу безусловности в воспитании.
Родительство – это добровольное решение. Оно не означает забыть себя и свои потребности. Святая обязанность родителей продолжать расти и развиваться как личности. Быть родителем – это один из этапов жизни, но не вся жизнь. Каждый родитель, заботясь о своем малыше, должен понимать, что его личное счастье в его собственных руках, а не в крохотном маленьком человечке.

Запомните аксиому: счастливые дети вырастают только у счастливых родителей . По другому не бывает!

Дети очень часто ведут себя, мягко говоря, неприемлемо. Мы начинаем раздражаться, кричать, иногда просто не знаем что делать, чтобы повлиять на поведение малыша. Что же делать нам, родителям, чтобы улучшить поведение наших деток?

Главное, следует помнить, что ребенку нужна наша любовь. И большинство поступков малыша адресованы нам, родителям. Малыш во всем ищет любви. Так что в любой ситуации наш ребенок должен чувствовать себя любимым и нужным, не забывайте об этом.

Итак, несколько советов от Элфи Коэна, специалиста в области социальной и детской психологии.

  1. Ограничьте количество замечаний. Прикусите язык и проглотите большую часть возражений. Хотя бы потому, что частая негативная реакция непродуктивна. Если дети почувствуют, что нам сложно угодить, они перестанут пытаться. Выбирать более тщательно, против чего мы возражаем и что запрещаем, делает наше «нет» гораздо более весомым для тех случаев, когда мы должны его сказать. Но главное то, что переизбыток критики и замечаний заставит ребенка чувствовать себя никчемным.
  2. Ограничьте поле каждого замечания. Говорите о том, что неправильно в конкретном действии («Твой голос был очень недобрым, когда ты говорил с сестрой»), а не распространяйте это на всего ребенка («Ты ужасно грубо разговариваешь с людьми»).
  3. Ограничьте силу каждого замечания. Вопрос даже не в том, сколько раз вы реагируете негативно, а в том, насколько вы негативны каждый раз. Будьте спокойны и мягки, насколько это возможно, но убедитесь, что вас поняли. Эмоции меняют многое, эффект того, что мы говорим, приумножается властью, которую имеет родитель. Даже когда кажется, что дети нас не слушают, они впитывают большую часть нашей негативной реакции - и более глубоко ее переживают, чем нам кажется. Более того, мы можем добиться большего, когда не повышаем голос и не грубим. Подумайте не только о том, что вы говорите, но и о языке жестов и тела, о выражении лица, тоне голоса. Все это может донести до ребенка гораздо больше нелюбви, чем вам хочется.
  4. Ищите альтернативы критике. Имеет смысл не только “подкрутить звук пониже”, говоря фигурально, но и “переключиться на другую станцию”. Когда дети ведут себя бездумно, агрессивно, вредничают, поищите в этом возможность научиться. Вместо «Да что с тобой такое? Я тебе что, не говорила, что так нельзя делать?», или «Ты меня разочаровываешь, когда так поступаешь», - постарайтесь помочь ребенку понять последствия его действий, как это обижает других людей, как это осложняет им жизнь. Прямые негативные оценки могут не быть необходимыми, если мы просто констатируем то, что видим («Джереми выглядел грустным, когда ты ему это сказал»), и задаем вопросы («В следующий раз, когда ты будешь рассержен, что бы ты мог сделать вместо того, чтобы толкаться?»). Это не гарантирует успеха, но это существенно повышает шансы, что у ребенка разовьется потребность поступать более разумно. И эти шансы еще вырастут, если вы пригласите его подумать вместе, как можно исправить, улучшить, починить, дать что-то взамен, убрать или извиниться, в зависимости от ситуации. Это может звучать само собой разумеющимся, но иногда мы забываем, что когда дети поступают плохо, наша цель - не заставить их чувствовать себя плохо, и не заклеймить какое-то поведение навсегда. Напротив, мы хотим повлиять на то, как они думают и чувствуют, помочь им стать людьми, которые НЕ ЗАХОТЯТ вести себя жестоко. И, конечно, вторая наша цель - избежать травмы в отношениях с ними.
  5. Любите ребенка безусловно. Помните, что ваша любовь есть и будет, ее не надо добиваться, ее нельзя заслужить - вы любите малыша всегда и безоговорочно! Нелегко прекратить делать вещи, которые неумышленно, и зачастую скрыто, доносят до детей идею, что нашу любовь они должны заслужить. Не стоит рассматривать отношения с ребенком, как противостояние, и посему стремитесь избежать столкновений, а не выиграть их. Использование наказаний делает это стремление менее достижимым. Никогда не наказывайте ребенка лишением внимания и любви. Помните, что вы любите его даже тогда, когда он бьется головой в истерике посреди магазина.

По мотивам книги Э. Коэн “Безусловные родители. Как уйти от поощрений и наказаний к любви и пониманию”

вот кое-что из книги
.....
Далее Хоффман сделал еще более удивительное предположение: «В некоторых ситуациях, лишение любви может быть даже хуже чем другие, казалось бы, более жесткие, наказания. «Хотя это не несет немедленного физического или материального вреда для ребенка», писал он, лишение любви «может быть эмоционально более разрушительно, чем применение силы, так как несет в себе самую страшную угрозу - лишиться родителя, или быть брошенным». Более того, «хотя родитель знает, что это временно, маленькие дети могут этого не понимать, так как всецело зависят от родителя, и кроме того, не имеют опыта или понимания концепции времени, чтобы увидеть временность родительского отношения».
Даже дети, которые, в конце концов понимают, что мама или папа рано или поздно снова начнут с ними разговаривать (или им разрешат выйти из комнаты), могут не восстановиться до конца от отголосков этого наказания. Методы лишения любви могут принести успех, делая поведение ребенка более приемлемым для взрослого, но механизм, который приводит к этому успеху - это «страх возможной потери родительской любви», говорит Хоффман. Это остановило даже тех исследователей, которые обнаружили, что лишение любви может принести временное подчинение. Более того, другая группа исследователей нашла, что данный дисциплинарный метод склонен «оставлять ребенка в состояние эмоционального расстройства на гораздо более долгие периоды», чем шлепки.
Исследований воспитательного метода лишением любви не так много, но те, что есть, показывают одинаково пугающие результаты. Дети, подвергающиеся ему, имеют более низкую самооценку. Они демонстрируют худшее эмоциональное здоровье, и больше склонны к правонарушениям. Если мы рассмотрим более широкую категорию «психологического контроля» со стороны родителей (лишение любви в которой является определяющей характеристикой таких методов), более старшие дети, подвергающиеся таким методам, более склонны к депрессии.
Нет никаких сомнений: родитель обладает огромной властью «манипулировать детьми с помощью их потребности в родительской любви и одобрении, и страха потери родительской эмоциональной поддержки». Однако это нельзя сравнить, скажем, со страхом темноты, из которого большинство людей вырастают. Напротив, это тот тип страха, который так же долог, как и разрушителен. Ничто на свете так не важно для нас в детском возрасте, как то, что чувствуют к нам родители. Неуверенность в этом, страх того, что нас бросят могут оставлять шрамы на всю жизнь, даже когда мы становимся взрослыми.




Тем самым наиболее логичным оказывается, что самым ярким последствием наказания лишением любви является страх. Даже уже повзрослев, молодые люди, к которым в детстве применяли такие методы, оказываются гораздо более запуганными, нервными, нерешительными. Они могут бояться проявлять гнев. Они демонстрируют огромный страх поражения. И их взрослые взаимоотношения могут быть деформированы попыткой избежать близкой привязанности - возможно, потому что они живут в страхе снова и снова быть брошенными. (Испытав лишение любви в детстве, эти взрослые могут «решить для себя, что условиям сделки невозможно соответствовать. То есть, раз они никогда не могли заслужить полного одобрения и поддержки со стороны родителей, которые им были так нужны, поэтому они теперь пытаются построить свои жизни так, чтобы не зависеть от эмоциональной помощи и заботы других».)
Я не хочу сказать, что вы разрушили жизнь своему ребенку тем, что отправили ее в свою комнату однажды в 4 летнем возрасте. Однако список последствий я не придумал в за завтраком сегодняшним утром. Это не вопрос праздной болтовни или даже рассказов психотерапевтов. Официальные и контролируемые исследования связали все эти страхи напрямую с ранним использованием родителями воспитательных методов лишения любви. Книги для родителей почти никогда не упоминают об этих данных, но общий эффект нельзя не принимать всерьез.
Кстати, есть еще одно открытие, о котором стоит упомянуть: влияние на моральное развитие ребенка. Хоффман провел исследование учеников 7 класса, и обнаружил, что лишение любви как воспитательный метод имеет прямую связь с более низким уровнем морали. При решении как вести себя по отношению к другим людям, эти дети не принимали в расчет особые обстоятельства, или потребности другого человека. Напротив, научившись поступать, как им скажут, из страха потерять любовь родителя, они склонны просто применять правила в негибкой, жесткой манере. Если мы серьезно хотим помочь нашим детям вырасти сочувствующими, психологически здоровыми людьми, мы должны понять, насколько тяжело это сделать на диете из отказа в любви -или, как мы увидим далее, на любой форме наказаний.

Вы не замечали, что на людях ведете себя с ребенком по-другому? Больше одергиваете, больше стараетесь подогнать его поведение под "социально-приемлемое"? Нет? Я, к сожалению, замечала.

Несколько выдержек: про успешность ребенка, про страх общественного осуждения, про спешку, и еще кое-что важное про отношения. И на этом заканчиваю цитировать Коэна.

Про успешность

"...Как точно выразился психолог Эрих Фромм, «на свете мало родителей, которым бы хватило смелости и независимости беспокоиться более о счастье своего ребенка, чем о его успешности». В некоторых случаях «пресс успеха» достигает такой болезненной стадии, что настоящее ребенка бросается в жертву его будущего. Занятия, которые приносят интерес и удовольствие заменяются подготовкой в Гарвард. Такие родители все рассматривают в свете выгоды, любое решение о том, чем займутся их дети в школе, или после школы, оценивается с точки зрения пригодности для будущих целей. Они растят не детей, а живые резюме, и к моменту взросления дети уже научились записываться только в те кружки, которые впечатляют отборочные комиссии колледжей, игнорируя (а потом и теряя способность понимать), что им на самом деле сейчас было бы интересно"

Про страх осуждения

"Многие родители живут в страхе того, что окружающие – и не только друзья и близкие, а безымянный и вечно присутствующий судья по имени «люди» - скажут об их детях, и соответственно, об их способностях как родителей. Этот страх особенно ослабляет, когда соединяется с двумя другими страхами, которые я описал выше. Но даже вполне разумные родители зачастую чувствуют себя не в своей тарелке, если кто-то где-то подумает: «боже мой, что творит эта мамаша!. Вы только взгляните на этих детей!».

Подумайте, сколько из того, что мы делаем с детьми, определяется тем, что подумают о нас другие. Взрослый дает что-то малышу, и мы немедленно встреваем «Скажи «спасибо», по видимости обращаясь к младенцу, который естественно не может еще сказать «спасибо», да и скорее всего слишком мал, чтобы даже учиться на примере. На самом деле мы говорим со взрослым посредством ребенка, чтобы он видел, что МЫ знаем, что нужно отвечать вежливо, и как нужно растить детей. Как я говорил, люди в нашей культуре скорее склонны обвинять родителей в недостаточной жесткости, чем в излишней – и хвалить детей, если они «ведут себя хорошо» чаще, чем, скажем, если они проявляют любопытство.

Поэтому, если мы сложим вместе страх родителя, что его осудят, и потенциальную направленность осуждения, мы получим совершенно неудивительный факт: мы более склонны применять меры принуждения и озаботиться необходимостью контролировать наших детей, если мы находимся на людях. Как и с другими страхами, это зачастую превращается в самовыполняющееся предсказание: принуждение ребенка из страха, что люди подумают, приводит к большему количеству именно того поведения, которое мы боимся, что они увидят. "

Про спешку

"Я видел, как родители подталкивали годовалых детей ходить, критиковали их за ползание, настаивали, что теперь они сами могут идти вверх по лестнице. Я видел, как вилки вкладываются в совершенно не готовые к ним руки с комментарием «ешь как большой». Убеждение «раньше значит лучше» может прийти от страха «позже». Этот страх, в свою очередь, базируется на убеждении, что нельзя позволять, чтобы дети «застревали». Их пора прикармливать, приучать к туалету, учить ходить и говорить, обслуживать себя.

Родители беспокоятся, если дети ведут себя так, как по мнению родителям пристало вести более младшим детям. Но почему? Один мой друг смотрит шире, риторически спрашивая: «вы что, правда думаете, что она будет ползать (или носить подгузник) в средней школе? Куда торопиться?». А уж говоря о средней школе, когда вы в последний раз видели родителя подростка, подталкивающего его взрослеть быстрее – больше ходить на вечеринки без родителей, стать сексуально активным, и получить уже наконец водительские права!

Есть родители, примирившиеся с естественно медленным ходом вещей – это родители инвалидов, с отставанием в развитии. Им пришлось столкнуться с самым тяжелым страхом своей жизни, и научиться с этим жить. Но почему бы родителям нормальных детей не расслабиться и не позволить детям развиваться в собственном ритме? Одно дело, когда вы адски устали тащить четырехлетку на руках, и другое дело отказываться нести его, потому что детей в его возрасте уже не носят на руках – или еще шире, дети всегда должны делать сами то, что уже в состоянии делать.

Моя девятилетняя дочь любит смотреть телепередачи для более младших детей. Сначала я нервничал. Потом я осознал несколько важных вещей. Во-первых, она получает достаточно умственной стимуляции в течение дня, и заслуживает права расслабиться на простом развлечении (если взрослые расслабляются на глупых сериалах и дешевых детективах в мягкой обложке, почему пятиклассник не может посмотреть программу для пятилетних?). Во-вторых, когда я посмотрел кое-какие из программ с ней, я понял, что она использует свои более развитые способности, чтобы замечать непоследовательности, придумывать другие сценарии для героев, или раскрывать технические фокусы. В третьих, и самых важных, просмотр программы или прочтение книжки «ниже ее уровня» не делает ее более глупой. Проблему скорее создаст попытка подтолкнуть ее повзрослеть быстрее. Страх застрять в детстве напрямую связан со страхом, что наши дети отстанут. Это помогает объяснить феномен популярности вредных, сеющих страх книг с названиями типа «Что должен знать ваш двухдневный ребенок».

Каждый раз когда я вижу, как придирчиво родители оценивают детей в комнате на предмет, кто уже что умеет, я вспоминаю братьев и сестер, которые ревниво смотрят, не перепало ли одному больше десерта. Принудительная потребность сравнивать отражает страх, уникально культивируемый в обществе, помешанном на конкуренции, что другие дети обгонят вашего. Люди, рассматривающие детство как гонку, неизбежно создают всю палитру непродуктивного стресса для своих детей. "

"НЕ СПЕШИТЕ. Раньше я давал такой совет родителям маленьких детей в шутку. Естественно, мы не всегда в состоянии контролировать, как идет наш день, и лишнее время у нас не всегда есть. Но я стал более серьезно относиться к этому вопросу, и обращать внимание на то, что стоит сделать все возможное, и как можно чаще, чтобы избегать ситуаций, где мы вынуждены использовать принуждение. Родители становятся более контролирующими, когда время поджимает, точно так же, как и на людях. Комбинация двух этих условий – убийственна.

Когда у вас найдется спокойная минутка, присядьте (с вашим мужем или женой, если они есть), и подумайте, где можно изменить ваш режим, чтобы избежать необходимости торопить ребенка. А что, если мы будем вставать на 15 минут пораньше? А по магазинам поедем в субботу? А купаться будем в другое время? Иногда избежать спешки легче, чем мы думаем, а тем самым мы подарим детям не чувствовать, что их торопят, чтобы они могли наслаждаться детством.

Еще одна выгода: пересмотр режима дает вам редкую возможность «взять ожиданием» ребенка, который сопротивляется или отказывается, вместо применения угроз. Если он отказывается делать что-то, что по вашему мнению должно быть сделано, вы можете сказать «Прости милый, но куртку нам придется надеть. На улице холодно и идти нам далеко. Но если ты хочешь подождать минутку, ничего страшного. Скажи мне, когда будешь готов» (я ловлю себя на том, что часто использую это предложение). Если вы ослабите хватку и дадите детям немного времени, обычно они соглашаются. Помните, однако, что хотя вы и даете детям выбор времени, вы все равно применяете свою волю, и поэтому пользоваться этой техникой постоянно не стоит. В соответствие со вторым принципом этой главы, настаивать на подчинении стоит только хорошо подумав, является ли ваше требование необсуждаемым, и почему. "

Про отношения

"Говоря о высших целях, нельзя переоценить важность отношений, которые у нас складываются с детьми. Мой друг Дэнни недавно суммировал все то, чему он научился за годы отцовства: «Вовсе не всегда важно, что ты прав». Я бы сказал, что это совсем не важно, если дети сжимаются, когда вы входите в комнату.

Безусловно, крепкие и любящие отношения важны не только потому, что они полезны, они важны сами по себе. Вот почему нам стоит задаваться вопросом, стоит ли ставить под угрозу такие отношения, чтобы добиться, чтобы ребенок не просыпался по ночам, или начал ходить на горшок, или ел более аккуратно за столом. Будут времена, когда нам придется настоять на своем, и дети будут на нас сердиться. Но прежде чем мы займемся жестким вмешательством, прежде чем сделаем ребенка несчастным, и, безусловно, прежде чем мы сделаем что-то, что может быть расценено, как условие для нашей любви, мы должны быть уверены, что это стоит подпорченных отношений."

"Самый больной вопрос, конечно же, это как нам продолжать доносить безусловную любовь даже тогда, когда дети продолжают вести себя неподобающе, и мы считаем, что намеренно (ведь мы им сто раз говорили!). Принято считать, что они «тестируют границы». Это очень популярная фраза в мире дисциплины, и обычно используется для того, чтобы оправдать установку еще более жестких границ, а иногда – для наказания. Но я подозреваю, что плохим поведением дети тестируют нечто совершенно иное – а именно, безусловность нашей любви. Может быть, они ведут себя неприемлемо, чтобы посмотреть, перестанем ли мы их принимать. Ответом должен быть упрямый отказ заглатывать наживку. Мы должны успокоить их: «Что бы ты ни делал, как бы я не сердился, я никогда, никогда, никогда не перестану любить тебя». Сказать это столькими словами нелишне, но говорить прежде всего должны дела. Безусловные родители постоянно, и особенно в период конфликта, доносят до ребенка, насколько он важен и значим для них. Когда ребенок ведет себя не слишком хорошо, такие родители могут сказать, что это поведение – временно и не в стиле ребенка, оно не отражает того ребенка, которого они знают и любят (обратите внимание, что напоминание говорить о безусловности нашей любви сильно отличается от более привычных советов заменить замечания похвалами. Позитивные оценки не отменяют негативных оценок, потому что проблема в самих оценках).

Эти рекомендации – как и вся идея безусловного принятия – касается и образования тоже. Мэрилин Уотсон, психолог в области образования, учит учителей, как превратить школьный класс в интересующееся и чувствующее сообщество, и подчеркивает, насколько ученикам важно, что их понимают и им доверяют. Учитель вполне может объяснить, что какие-то действия неприемлемы, продолжая «заверять, на самом глубоком уровне, что он по-прежнему любит и беспокоиться о них, и не будет их наказывать или бросать, даже если они сделают что-то плохое».

«Если мы хотим, чтобы наши ученики знали, что они нам не безразличны», суммирует она, «мы должны выражать свою любовь, не требуя, чтобы взамен они вели себя каким-то образом или показывали какие-то результаты. Дело не в том, что мы не требуем вести себя подобающе – мы требуем. Но наша любовь и беспокойство от этого не зависят». Уотсон замечает, что такую позицию легче поддерживать, даже с агрессивными и жестокими детьми, помня о том, ПОЧЕМУ они ведут себя так. Суть в том, чтобы учитель думал, в чем нуждаются эти дети (эмоционально), и чего недополучают."

"В то время как вполне возможно избаловать детей изобилием вещей, невозможно избаловать их безусловной любовью. Как сказал один из авторов, проблема избалованных детей в том, что они «получают слишком много того, что хотят, и слишком мало того, в чем нуждаются». Поэтому давайте им любовь (в которой они нуждаются), без ограничений, условий и сомнений. Дарите им столько внимания, сколько можете, вне зависимости от настроения или обстоятельств. Пусть они знают, что вы счастливы быть с ними, что они вам важны, что бы ни случилось. Этот основной посыл, как я уже заметил, сильно отличается от похвалы, которая выдается по мерке в зависимости от того, что делает ребенок.

Это не значит, что чувства, которые вызывает ребенок, должны всегда оставаться одинаковыми и недвижимыми. Разве такое возможно? Дети радуют нас, удивляют нас, приводят нас в ярость. Они вызывают у нас слезы, потому что они такие очаровательные и ранимые, а потом внезапно взрослые. Они также заставляют нас плакать от бессилия или бешенства. Мы даже можем испытывать две противоположные эмоции в одно и то же время. И все, что мы испытываем, просочиться в наши лица и в наш голос. Мы не всегда будем довольны, и они будут это знать. Вот почему для нас так важно стараться донести всеми возможными способами, что наши изначальные любовь и принятие их – это данность, крепкий корень всего, что бы мы не чувствовали, или они ни делали в данный момент."

Элфи Коэн

ПЯТЬ ПРИЧИН ПЕРЕСТАТЬ ГОВОРИТЬ "МОЛОДЕЦ!*"

или Ловушки похвалы

Об авторе: Элфи Коэн (род. 15.10.1957), известный во всем мире специалист социальной психологии, активный лектор и публицист. Он автор ряда книг и множества статей, в которых анализирует широко распространенные заблуждения в отношении поведения, воспитания и образования детей, подкрепляя их ссылками на проведенные эксперименты и научные исследования, яростный противник и критик сложившейся в образовании системы оценок и тестов.

Элфи Коэн по праву считается одним из ведущих специалистов в прогрессивном образовании, он читает лекции университетах, выступает на профессиональных конференциях и в родительских группах.

В своих книгах Элфи Коэн подвергает критике многие традиционные аспекты воспитания, образования и современное американское общество в целом, опираясь в каждом случае от социологических исследований.

Многие его утверждения не бесспорны и первоначально вызывают сопротивление, но Эльфи Коэн настойчиво опирается на научные исследования и анализирует факты

* В оригинале "Good Job" (идиома) - Хорошая работа, Молодчина.

Много книг и статей написано о противодействию насилию и отказе от наказаний, порки и изоляции. Иные попросит нас еще раз подумать, прежде чем использовать стикеры и вкусную еду в качестве подкупа. И вам будет трудно найти тех, кто станет возражать против того, что стыдливо зовется позитивным подкреплением.

Чтобы не было недоразумений, давайте сразу оговоримся, что в данной статье мы ни в коем случае не ставим под сомнение важность поддержки и одобрения детей, как и необходимость их любить, обнимать их и помогать им обрести устойчивую позитивную самооценку.

Однако, похвала - это совершенно другая история, и вот почему.

1. Манипуляция детьми

Предположим, вы хвалите двухлетнего малыша за то, что он не проливает суп, или пятилетнего за то, что он убирает свои игрушки. Кто в выигрыше? Может быть, фраза "Молодец!" скорее направлено на наше удобство, чем связано с эмоциональными потребностями детей?

Рита Ди Врайс (Rheta DeVries), профессор педагогики в университете Северной Айовы, называет это "подслащенным контролем". Очень похоже. Такие награды, как, впрочем, и наказания, являются способом сделать так, чтобы дети соответствовали нашим ожиданиям. Эта тактика может быть эффективна для получения конкретного результата (по крайней мере, на время), но она она сильно отличается от работы с детьми, например, привлекая их к разговору о том, что такое обязанности в классе или в семье, или о том, как наши поступки (что мы сделали, или что не сделали) могут влиять на других людей. Такой подход является не только более уважительным, но и с большей вероятностью поможет детям научиться думать.

Причиной того, что похвала может иметь краткосрочный эффект заключается в том, что дети жаждут нашего одобрения. Но у нас есть обязанность - не использовать эту зависимость для собственного удобства. "Молодец!", это как раз та фраза, которая делает нашу жизнь легче, но при этом мы используем зависимость наших детей. Дети также чувствуют, что это манипуляция, хотя и не могут объяснить, почему.

2. Создание "похвало-зависимости"

Конечно же, не всякая похвала предполагает контроль детского поведения. Иногда мы хвалим детей просто потому, что искренне радуемся их поступкам. Однако, и в этом случае нам необходимо быть очень внимательными. Вместо того, чтобы укрепить в ребенке чувство собственного достоинства, похвала может сделать его еще более зависимым от нас. Чем чаще мы говорим: "Мне нравится, как ты...", или "Ты хорошо сделал...", тем меньше они учатся формировать собственные суждения, и тем больше привыкают полагаться только на наши оценки, наши мнения о том, что хорошо, а что плохо. Это побуждает их измерять свою собственную ценность мерой наших улыбок и одобрений.

Короче говоря, "Молодец!" вовсе не укрепляет детей, а в конечном счете, даже повышает их тревожность. При этом может возникнуть порочный круг: чем более толстым слоем мы будем намазывать похвалу, тем больше дети будут нуждаться в том, чтобы мы хвалили их еще больше. К сожалению, но некоторые из этих детей станут взрослыми, которые также будут нуждаться в том, чтобы кто-нибудь погладил их по головке и сказал им, что они все сделали правильно. Конечно, это не то, чего бы мы хотели для своих дочерей и сыновей.

3. Кража детского удовольствия

Но помимо опасности возникновения зависимости, существует еще один вопрос: ребенок имеет право получать удовольствие от собственных достижений, чувствовать гордость за то, что он научился делать. Кроме того, он заслуживает право самостоятельно выбирать, какие чувства ему испытывать. Ведь каждый раз, когда мы произносим "Молодец!", мы, тем самым, говорим ребенку, что он должен чувствовать.

Конечно, бывают случаи, когда наши оценки уместны и руководство необходимо, особенно малышам и дошкольникам.. Но постоянный поток оценочных суждений не является ни полезным, ни необходимым для развития детей. К сожалению, мы не можем понять, что "Молодец!" является точно такой же оценкой, как и "Очень плохо!". Особенностью позитивного суждения является не то, что оно позитивное, а то, что оно суждение. А люди, в том числе и дети, не любят, когда их судят.

Я дорожу моментами, когда у моей дочери что-то получается сделать в первый раз, или она что-то сделала лучше, чем раньше. Но я стараюсь устоять перед рефлекторным "Молодец!", потому что не хочу разбавлять её радость. Я хочу, чтобы она поделилась своей радостью со мной, а не смотрела на меня в ожидании вердикта. Я хочу, чтобы она воскликнула: "Я сделала это!" (что она часто и делает), а не спрашивала неуверенно у меня: "Это хорошо?".

4. Потеря интереса

Фраза "Хороший рисунок!" может получать детей, которые будут рисовать лишь до тех пор, пока мы будем смотреть и хвалить. И, как предупреждает Лилиан Кац, одна из ведущих специалистов страны по дошкольному образованию, "если внимание к деятельности ребенка прекращается, многие дети перестают этим заниматься." Действительно, внушительный объем научных исследований показывает, что чем больше мы вознаграждаем людей за то, что они делают, тем больше они теряют интерес к тому, что они должны сделать, чтобы получить награду. И сейчас мы говорим не о чтении, рисовании, мышлении или творчестве, мы говорим о получении «конфеты», будь то мороженое, стикер или "Молодец!"

Мотивирует ли похвала детей? Конечно! Она мотивирует детей на получение … похвалы. И, увы, часто за счет приверженности к тем действиям, которые ее вызывают..

5. Снижение достижений

Казалось бы, уже достаточно, что "Молодец!" может подорвать независимость, удовольствие и интерес, но это может мешать ребенку хорошо выполнять его повседневную работу. Ученые обнаружили, что дети, которых похвалили за выполнение творческого задания, как правило, спотыкаются на следующем и не выполняют его, в отличие от детей, которых не хвалили с самого начала.

Почему это происходит? Отчасти потому, что похвала оказывает давление на ребенка "будь молодцом", которое и мешает выполнению задачи. Еще и потому, что их интерес к этой деятельности снизился. Они более не склонны идти на риск — необходимое условие творчества - поскольку начинают беспокоиться о сохранении уже полученных позитивных комментариев.

* * *

Когда вы начнете видеть похвалу такой, какая она есть и ее воздействия, то эти маленькие оценочные извержения взрослых начнут производить на вас такой же эффект, как и скрежет ногтей о школьную доску. Вы начнете болеть за ребенка, а чтобы дать его учителям и родителям прочувствовать вкус их собственной патоки, оборачиваться к ним и произносить таким же слащавым голосом: "Хорошая похвала!".

Однако, от этой привычки не так легко избавиться. В начале это может показаться странным, но, прекратив похвалу, вы будете ощущать себя сухим и чопорным, или что вы постоянно удерживаете себя от чего-то. Но вскоре вы заметите, что начинаете хвалить больше лишь потому, что это у вас есть эта потребность, а не потому, что дети хотят от вас это слышать. Всякий раз, когда вы убедитесь, что это правда, вам будет необходимо пересмотреть свои действия.

В чем действительно нуждаются дети, так это в абсолютной поддержке и в безусловной любви . Это не просто отличие от похвалы - это ее противоположность. "Молодец!" - это лишь условность, которая означает, что мы предлагаем внимание, признание и одобрение взамен стремлению угадать и подтвердить наши ожидания.

Обратите внимание, эта точка зрения существенно отличается от той критики, которая зачастую звучит и обвиняет нас в том, что мы очень много и легко раздаем детям одобрения. Такие рекомендации призывают нас стать более скупыми на похвалу и требовать от детей, чтобы они её "заслужили". Но реальная проблема не в том, что дети рассчитывают целыми днями получать похвалы за все, что они делают. Проблема в том, что нас провоцируют на то, чтобы мы срезали углы и манипулировали детьми с помощью наград, вместо объяснения и помощи в развитии необходимых навыков и умений.

Какая же альтернатива? Все зависит от ситуации, но независимо от того, что мы решаем сказать , необходимо чтобы это было связано с настоящей привязанностью и любовью, потому что они дети, а не потому, что они что-то сделали . Когда присутствует безусловная поддержка, "Молодец!" не требуется, когда же её нет, "Молодец!" помочь не сможет.

Если мы используем похвалу, как способ прекратить плохое поведение ребенка, то навряд ли такой эффект будет длительным. И даже когда это работает, мы не можем с уверенность сказать, что это ребенок " ведет себя " , или " похвала ведет " ребенка. В качестве альтернативы здесь следует работать с ребенком, чтобы выяснить причины его поведения. Возможно нам придется пересмотреть собственные требования, а не просто найти способ заставить детей слушаться. (Вместо похвалы "Молодец!", которое заставит четырехлетнего ребенка сидеть тихо на протяжении всего занятия или семейного ужина, возможно следовало бы спросить себя: разумно ли ожидать такого поведения от ребенка).

Нам так же следует включить детей в процесс принятия решений. Если ребенок делает что-то, что мешает другим, то следует сесть рядом с ним и спросить: "Как ты думаешь, что нам следует сделать, чтобы разрешить эту проблему?" Вероятно, это будет более эффективно, чем подкуп или угрозы. Этот также поможет ребенку научиться решать проблемы и покажет, что мысли и чувства важны. Конечно, этот процесс требует времени, таланта, терпения и мужества. Когда поведение ребенка соответствует нашим представлениям, мы коротко бросаем ему: "Молодец!", и не задумываемся, почему стратегия «делай, чтобы» гораздо более популярна, чем "работай с".

А что мы можем сказать ребенку, когда он сделает что-то действительно впечатляющее? Рассмотрим три возможных варианта:

Не сказать ничего . Некоторые считают, что хорошее действие обязательно должно быть "подкреплено", потому что в глубине души или подсознательно они считают, что это случайность. Если в детях изначально заложено зло, тогда действительно, им нужна искусственная причина, чтобы быть хорошими, а именно - словесное вознаграждение. Но если такой цинизм не обоснован, а многие исследования показывают, что это так, то в похвале нет необходимости.

Сказать, что вы видите . Простое, безоценочное высказывание ("Ты сам одел ботинки", или даже "Ты сделал это") покажет ребенку, что вы это заметили. Оно также позволит ему гордиться тем, что он сделал. В других случаях может иметь смысл более подробное описание увиденного. Если ваш ребенок рисует картину, вы можете дать ему безоценочную обратную связь о том, что вы видите: "Эти горы огромны!", "Уверен, ты сегодня использовал много фиолетовой краски!"

Когда ребенок проявил заботу или щедрость, вы можете осторожно обратить его внимание на то влияние, которое его поступок оказал на другого человека : "Посмотри на лицо Абигайль! Теперь она выглядит очень счастливой, когда ты поделился с ней!" Это совершенно отличается от похвалы, где основной упор делается на вашем отношении к поступку.

Меньше говорить, больше спрашивать. Это даже лучше, чем описание увиденного. Почему бы не спросить у ребенка, что ему нравится в его рисунке больше всего, вместо того, чтобы самим рассказывать о том, какая часть его рисунка вас больше всего впечатлила? Спросите "Какая часть рисунка была самой трудной?" или "Как ты догадался, какого размера следует нарисовать ноги?" Так вы, скорее всего, укрепите его интерес к рисованию. Фраза "Молодец!", как мы выяснили, может иметь прямо противоположный эффект.

Конечно, это не означает, что все комплименты, все благодарности, все выражения восхищения вредны. Вовсе нет, но на следует осознавать наши мотивы, когда мы произносим те или иные слова (искреннее выражение энтузиазма предпочтительнее желания манипулировать будущим поведением ребенка), а также их возможные последствия.. Помогают ли ребенку наши реакции почувствовать контроль над своей жизнью, или он будет постоянно обращаться к нам в поисках поддержки? Помогают ли они ему больше включиться в жизнь, быть более активным и самостоятельным, или превращают его жизнь в нечто, что хочется просто пройти, получая поглаживания по головке.

Таким образом , весь вопрос не в запоминании нового сценария наших действий, гораздо важнее представить долгосрочные цели наших детей и наблюдать за эффектом слов, которые мы произносим. Плохая новость заключается в том, что использование позитивного подкрепления, на самом деле, не так позитивно. А хорошей новостью является то, что вам больше не нужно оценивать своих детей, чтобы поощрить их.

Сокращенный вариант этой статьи был опубликован в журнале " Parents magazine" в мае 2000 г. с названием "Ловушки Похвалы".

Перевод ППП "СТРАДИС" Оригинал: http://www.alfiekohn.org/parenting/gj.htm

Если Вас заинтересовала тема, предложенная автором, рекомендуем познакомиться с его книгой "Безусловное воспитание" в разделе