Самые незабываемые детские воспоминания. Про самые яркие воспоминания из детства Что, если воспоминания о детстве причиняют боль

Время на чтение: 2 мин

Воспоминание - это восстановление из памяти прошлых образов, которые мысленно ассоциируются с определенными временно-пространственными событиями. Воспоминание бывает произвольным, с помощью приложенных усилий воли, а также непроизвольным, при спонтанном возникновении образов в сознании личности. В момент произвольного воспоминания прошлых событий возникает личностное отношение индивида к прошлому, имеющее некую эмоциональную окраску.

Воспоминание – процесс памяти, при котором извлекаются образы далекого прошлого, это умственное восстановление жизненных событий, с его помощью создается непрерывная связь между ранним детством и старостью личности.

Воспоминание прошедшего опыта редко бывает детализированным. Уровень такого несовпадения между воспоминанием и событиями связан со степенью личностного развития. Качество воспоминания прямо зависит от умственных возможностей индивида, от условий запоминания событий и его личностной значимости для индивидуума.

Что такое воспоминание

Это часть сложного умственного процесса. Значение слова воспоминание берет начало с английского языка от слова reminiscence и буквально переводится, как воспроизведение и понимается, как восстановление образов прошлого опыта.

Роль воспоминания в жизни индивида заключается в том, что этот мыслительный механизм обеспечивает осознанную переработку образов памяти. Благодаря эмоциональному отношению к прошлым событиям во время их мысленного восстановления, формируется духовное и моральное восприятие личностью себя в социуме.

Воспоминание – это в психологии процесс извлечения из памяти содержащейся информации. Механизм достаточно сложный, если учитывать сильную связь между мнемическими действиями и непременным возникновением определенных эмоциональных переживаний.

Воспоминание – это представление, которое отображает приблизительно точно определенное жизненное событие. Данная грань памяти вплотную связана с общим развитием индивида. С ее помощью индивидуум имеет неразрывное представление о себе прошлом и о себе нынешнем. Это историческое единство личности человека, которое выделяет его от представителей животного мира и поэтому многие психические заболевания провоцируют возникновение – обратного от воспоминания процесса.

Образ, что возник из прошлого опыта можно называть воспоминанием. Его результатом есть представление, то есть тот же образ из прошлого, но уже повторно воспроизведенный в памяти. Это сложная работа процессов памяти. Осуществляется она в условиях присутствия более или менее высокого уровня , что не присуще для животного мира и в случаях некоторых психических отклонений. Но именно эта двойная работа по обработке образов дает человеку возможность осознавать факт прошлых событий и отделять мысленно прошедшие события от происходящих. Некоторые из ученых называли такое явление «исторической памятью» человека, поскольку во время мысленного воспроизведения прошлых событий сохраняется хронологическая их последовательность.

Воспоминание, как механизм, возникает, опираясь на социальную вовлечённость личности. Ведь зачастую большинство событий в жизни индивида создаются с участием близкого либо коллективного окружения. И чем больше личность вовлечена в социальную жизнь, тем больше условий для продуктивного восстановления прошлого. Будучи участником коллективной жизни, человек обязан сохранять и уточнять свои воспоминания, ведь они являются опорой для воспоминаний других членов социума.

Воспоминание в психологии

Достаточно сложным феноменом является проблема детских воспоминаний. Заключается это в понимании развития процесса памяти у малышей, а именно в запоминании образов. В начале жизненного пути (первый год) ребенок запоминает исключительно то, с чем чаще всего вступает в зрительный контакт. В основном это близкие родственники. Но поскольку период восстановления в памяти этих образов слишком краток, то их воспроизведение в памяти очень шаткое и, соответственно, механизм воспоминания практически невозможен. В дальнейшем количество запоминаемых образов увеличивается и растет период сохранения этих образов в памяти. Происходит это примерно на втором году жизни малыша.

В три года процесс запоминания имеет довольно сильную эмоциональную окраску и уже закрепляется на достаточно длительный период времени – до года. При этом запоминаются даже единичные ситуации, особенно если они сопровождаются сильными эмоциональными впечатлениями.

Детские воспоминания, полученные в детском возрасте, начинают закрепляться в памяти, когда они составляют подкрепляющие сами себя цепочку образов. Данный факт можно наблюдать у крох уже в период от года до двух. Но пока это еще только непроизвольные воспоминания. Формирование такой стороны работы детской памяти, как произвольность осуществляется с помощью взрослых, которые задают провоцирующие вопросы. Поиск ответов на них стимулируют малышей вспоминать. В памяти крох всплывают ассоциативные ряды, связанные с ответом на вопрос. Сюда относят необходимость вспомнить, как именно нужно выполнить то или иное задание, чтобы получить желаемый результат. Так происходит закрепление воспоминаний. В данном возрасте очень эффективным средством для расширения круга детских воспоминаний является процесс игры. Путем повторения определенных слов и действий ребенок пополняет количество запоминаемых образов. А поскольку это еще и связано с позитивными , то вероятность лучшего развития памяти у крохи растет.

Только приближаясь к дошкольному возрасту, малыш начинает использовать произвольность в воспроизведении образов. Это связывают с увеличением требований со стороны взрослых – родители, воспитатель детского сада. За счет незначительного уменьшения новизны эмоциональной реакции на появляющиеся в жизни ситуации кроха переходит к следующему этапу закрепления воспоминаний – заучиванию. С этого момента детские воспоминания начинают приобретать непрерывный последовательный характер. В дальнейшем развитие механизма запоминания усложняется и может зависеть от разного рода раздражителей: воспоминания способны быть связаны с запахами, цветами, людьми, ситуациями, ощущениями, искусством и т. д.

Новое звучание значение слова воспоминание приобретает, когда вспоминаем о памяти. Феномен, открывающий новые грани в процессах памяти. Как уже известно, большинство происходящих в жизни индивида событий сопровождается разнообразными эмоциями. Отдельные из этих переживаний настолько сильны при воздействии на человека, что могут видоизменять качество запоминаемой информации. Например, относительно известным фактом является история актера одного из театров, у которого по окончании сцены в пьесе, где он по сценарию участвует в драке, после снятия грима обнаружили гематому на лице. А обнаружили ее на том месте, куда ему якобы нанесли удар. Такому явлению больше подвержены высокочувствительные личности.

Воображение памяти состоит в том, что под влиянием аффективных переживаний в случае какого – либо происшествия человек может запомнить его в абсолютно противоположных от реальности деталях. Может возникать в ситуации довольно стрессовой для человека, к которой он не был подготовлен. Впечатление от события настолько сильное, что видоизмененные в памяти факты кажутся для личности абсолютно реальными. Воспоминание в психологии до конца не изучено и выступает спорным вопросом среди ученых.

Роль воспоминаний в жизни индивида становится наиболее весомой в период взросления и самоопределения в социуме. Например, когда личность проходит сквозь общую массу жизненного опыта и пытается соотнести себя к одному или другому коллективному статусу, составляется общая субъективная картина личности. В этом случае память о предыдущих событиях может, как поддержать рост личности, так и приостановить его. Когда, представим, будучи ребенком, индивид был свидетелем или же участником психотравмирующих ситуаций, воспоминания об этом в достаточно осознанном возрасте зачастую блокируются на уровне подсознания. Подобного рода защита срабатывает для предупреждения повторной травматизации личности. Вместе с тем защитная реакция психики не позволяет этой же личности развиваться дальше, поскольку личностный рост предполагает проработку неудачного жизненного опыта. Это часто сплетено с переживаниями, а в случае травматизации существует вероятность, что они могут быть опасными. Поэтому психика их блокирует, с целью сохранения баланса.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

.

Мы называли их волшебными камнями. Это были просто кусочки гальки - типа тех, что покупают для аквариума, - в песочнице на детской площадке, где я играл в дошкольном возрасте. Но мы с друзьями наделяли их магическими свойствами, охотились за ними, как за сокровищем, и аккуратно раскладывали на горстки «изумрудов», «сапфиров» и «рубинов». Просеивание песка на предмет этих волшебных самоцветов - одно из моих самых ранних воспоминаний. Мне было на тот момент не более трех лет. Воспоминания из детского сада также сводятся к отдельным мгновениям: я вывожу розовыми линиями буквы на желтой бумаге, смотрю фильм о морских животных, учитель разрезает большой рулон бумаги, чтобы мы все могли пальцами в краске нарисовать свои портреты.

Когда я пробую вспомнить свою жизнь до пятого дня рождения, в памяти всплывают лишь эти проблески - как вспышки спичек во тьме. При этом я знаю, что думал, ощущал и узнавал тогда очень много. Куда делись все эти годы?

Психологи называют это драматическое забывание «инфантильной амнезией». В среднем человеческие воспоминания простираются не далее возраста трех с половиной лет. Все до этого - темная бездна. «Это феномен устоявшегося фокуса, - говорит Патрисия Бауэр из Университета Эмори, эксперт по развитию памяти. - Он требует внимания, поскольку это парадокс: маленькие дети помнят события своей жизни, при этом взрослые хранят очень малую часть этих воспоминаний».

В течение последних лет ученые наконец начали точно понимать, что происходит в мозге человека, когда он начинает забывать собрание своих самых ранних воспоминаний. «Мы надстраиваем биологическую базу», - говорит Пол Франкленд, нейробиолог из больницы Sick Kids в Торонто. Новые данные говорят о том, что мозг обязан отпустить большую часть детства - это необходимая часть перехода во взрослый возраст.

Зигмунд Фрейд дал название инфантильной амнезии в начале XX века. Он утверждал, что взрослые забывают свои детские годы жизни в процессе подавления неприятных воспоминаний о пробуждениях сексуальных переживаний.

Хотя некоторые психологи отдают должное этим заявлениям, самое распространенное объяснение инфантильной амнезии - это то, что дети просто не могут формировать стабильные воспоминания до семилетнего возраста, хотя подтверждений этой гипотезе немного. В течение почти столетия психологи полагали, что детские воспоминания не сохранялись, потому что в принципе не были долговременными.

В конце 1980-х годов началась реформация детской психологии. Бауэр и другие ученые начали изучать детскую память: например, создавали игрушечный колокол и били в него - а затем ждали, чтобы посмотреть, сможет ли ребенок повторить эти действия в нужном порядке после паузы в минуты или месяцы.

Один эксперимент за другим демонстрировал, что воспоминания детей трех лет и младше на самом деле сохраняются, хоть и с ограничениями.

В возрасте полугода детские воспоминания сохраняются как минимум в течение дня; в 9 месяцев - в течение месяца; к возрасту двух лет - в течение года.

В ходе знакового исследования 1991 года ученые обнаружили, что дети в возрасте четырех с половиной лет могут подробно вспомнить детали путешествия в Диснейленд, состоявшегося полутора годами ранее. Однако в возрасте примерно около шести лет дети начинают забывать многие из своих ранних воспоминаний. Эксперимент, проведенный Бауэр с коллегами в 2005 году, продемонстрировал, что дети пяти с половиной лет помнили более 80 % своего опыта в трехлетнем возрасте, тогда как дети семи с половиной лет помнили менее 40 %.


Эта работа выявила противоречие, лежащее в основе инфантильной амнезии: дети могут формировать воспоминания и обращаться к ним в течение первых лет жизни, при этом большая часть этих воспоминаний в конечном итоге улетучивается с гораздо более высокой скоростью, чем мы обычно забываем прошлое, будучи взрослыми.

Некоторые ученые предположили, что сохранение воспоминаний требует владения речью или ощущения собственного «я» - чего нам не хватает в детстве.

Однако хотя вербальная коммуникация и осознание собственной личности, несомненно, укрепляют воспоминания, их отсутствие не может целиком объяснять инфантильную амнезию. Как-никак у некоторых животных есть крупный и сложный мозг в сравнении с размером их тела, например у мышей и крыс, но у них нет речи или, предположительно, самоосознанности нашего уровня, но они тоже забывают свои детские воспоминания.

Тогда, значит, рассудили ученые, парадокс имеет под собой более значимую физическую основу, общую для человека и других млекопитающих с большим мозгом. Вопрос - какую?

Между рождением и ранним подростковым возрастом мозг закладывает некоторые схемы своего функционирования и укрепляет пути электрических импульсов жировой тканью, чтобы сделать их более проводящими. В процессе массивного роста мозг выстраивает бесчисленное количество новых мостов между нейронами. В ранние годы у нас гораздо больше связей между клетками мозга, чем во взрослом возрасте, - потом большинство из них рушатся.

Вся эта избыточная масса мозга - сырая глина, из которой гены и опыт формируют мозг таким образом, чтобы он соответствовал определенной окружающей среде. Без этой чистки мозгов дети не смогут выучить так много и так быстро, как это у них получается.

Как выяснили Бауэр и другие исследователи, эта способность приспосабливаться дорого нам обходится. Пока мозг переживает стадию продолжительного развития за пределами матки, большая и сложная сеть разных отделов мозга, которые вместе создают и хранят воспоминания, все еще находится в процессе развития и не в состоянии формировать воспоминания так, как она сумеет во взрослом возрасте. Как следствие, долгосрочные воспоминания, сформированные в первые три года жизни, - наименее стабильные наши воспоминания, и, скорее всего, они исчезнут или распадутся по мере взросления.


В начале этого года Франкленд с коллегами опубликовал исследование, рассказывающее еще об одном способе, при помощи которого мозг прощается с детскими воспоминаниями: они не просто бледнеют, но и скрываются. Несколькими годами ранее Франкленд с супругой Шиной Джосслин - также нейробиологом, начали замечать, что мыши, которых они изучали, демонстрировали худшие результаты во время тестов на память после того, как проводили некоторое время в клетке с беличьим колесом.

Супруги знали, что упражнение на колесе способствует нейрогенезу, росту новых нейронов, в гиппокампе - зоне мозга, которая играет ключевую роль в процессе памяти. И хотя нейрогенез в гиппокампе мозга взрослого человека очевидно укрепляет способность узнавать новое и помнить, Карл Дейссерот из Стэнфордского университета и другие исследователи предполагают, что он также может требовать некоторое количество забывания.

Так же, как в лесу есть место лишь для определенного количества деревьев, гиппокамп может содержать лишь определенное число нейронов. Новые клетки мозга могут занимать территорию других нейронов или даже заменять их, что, в свою очередь, может разрушать или переиначивать маленькие цепи, хранящие отдельные воспоминания.

Получается, высокий темп нейрогенеза в детстве частично ответственен за инфантильную амнезию.

Чтобы доказать эту гипотезу, Франкленд и Джосслент переместили маленьких и взрослых мышей из привычной небольшой пластиковой коробки в более просторные металлические клетки. В новых контейнерах они наносили грызунам небольшой удар электрическим током. Мыши быстро стали связывать металлические клетки с электрошоком и тряслись от ужаса всякий раз, когда их помещали в эти условия.

Мыши-малыши начинали забывать об этой связи уже через день, взрослые мыши - помнили ее. Однако если после ударов током взрослые грызуны бегали по колесу, стимулируя таким образом нейрогенез, они начинали в своей забывчивости походить на детенышей.

Прозак, который также стимулирует нейрогенез, имеет тот же эффект. И наоборот, когда ученые замедляли нейрогенез у детенышей с помощью лекарств или генной инженерии, юные звери формировали гораздо более стабильные воспоминания.

Чтобы внимательнее изучить то, как нейрогенез меняет память, Франкленд и Джосслин использовали вирус для внедрения гена, кодирующего зеленый флюоресцентный белок в ДНК только что выросших клеток мозга мышей. Сияющая окраска продемонстрировала, что новые клетки не заменяли старые; они, скорее, присоединялись к уже существующей цепи. Это говорит о том, что технически множество маленьких цепей нейронов, которые хранят наши ранние воспоминания, не уничтожаются нейрогенезом. Вместо этого они тщательно реструктурируются, что, вероятно, объясняет, почему изначальные воспоминания так сложно восстановить.


«Мы думаем, что это вопрос доступности, - комментирует Франкленд. - Но это также и вопрос семантики. Если к воспоминанию невозможно получить доступ, значит, оно фактически стирается».

Эта перестройка цепей памяти означает, что, хотя некоторые из наших детских воспоминаний действительно стерты, другие сохраняются в зашифрованном, искаженном виде. Исследования говорят о том, что человек может восстановить как минимум некоторые воспоминания детства, реагируя на определенные подсказки, - вызывающие возникновение в памяти каких-то моментов, связанных, к примеру, со словом «молоко». Или представляя дом, школу или особое место, связанное с определенным возрастом, которое позволяет всплыть релевантным воспоминаниям самим по себе.

Однако даже если мы сумеем распутать какие-то отдельные воспоминания, которые пережили смутные циклы роста и упадка в детском мозге, мы никогда не сможем полностью им доверять - некоторые из них могут быть частично или полностью выдуманными.

Исследование Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвайне показало, что наши самые ранние воспоминания часто представляют собой необъяснимую смесь из реальных событий, рассказов других и сцен, выдуманных нашим бессознательным.

В ходе ряда поворотных экспериментов в 1995 году Лофтус с коллегами дали добровольцам короткие истории об их детстве, полученные от родственников. Участники исследования не знали, что одна из этих историй - о том, как они заблудились в торговом центре в возрасте пяти лет, - была главным образом выдумкой. Четверть участников сказали, что помнят такой случай. И даже когда им сообщили, что одна из историй была сочинена, некоторые участники не смогли понять, что речь идет об инциденте в торговом центре.


Когда я был маленьким, я потерялся в Диснейленде. Вот что я помню: на дворе декабрь, я рассматриваю игрушечный поезд в рождественской деревне. Обернувшись, понимаю, что родители исчезли. Меня охватывает ужас, я начинаю бродить по парку в поисках. Ко мне подходит незнакомец и отводит к гигантскому зданию с кучей экранов, на которых показывают записи камер наблюдения. Вижу ли я родителей на одном из них? Я не видел. Мы возвращаемся к поезду, где я нахожу родителей. Бегу к ним в объятья, охваченный радостью и чувством облегчения.

Недавно я впервые спросил маму, что именно она помнит об этом дне в Диснейленде. Она сказала, что это было летом и что в последний раз они меня видели возле путешествующих по «джунглям» корабликов, а совсем не возле железной дороги у входа в парк.

Как только они осознали, что я пропал, они сразу обратились в Центр розыска. Сотрудник парка действительно нашел и привел меня в центр, где меня успокоили порцией мороженого.

Я был сбит с толку тем, что ее история так сильно противоречит тому, что я считал очень точным и четким воспоминанием, и попросил маму найти в старых фотоальбомах доказательства, но она смогла отыскать лишь снимки из предыдущей поездки в Диснейленд. Видимо, у меня никогда не будет четких свидетельств того, что тогда случилось. Остались лишь мерцающие, как пирит, крошечные осколки прошлого в голове.

Все мы родом из детства…Точнее этой фразы вряд ли можно придумать! Мы вышли оттуда, ещё не зная, куда поведёт нас судьба, какие испытания готовит жизнь. И, может, поэтому шагали в неё смело, с гордо поднятой головой, уверенные, что нам по – плечу все великие и важные дела. Наивные, смешные.

Мы хотели казаться взрослыми, ещё не понимая, что самое лучшее и светлое уже позади!

Детство нельзя сравнить ни с юностью, ни с молодостью. В них тоже есть свои прелести, но детство отличается тем, что...

Детство. Как много в этом слове светлого, хорошего, доброго и, по-настоящему, искреннего.

Ведь только будучи маленькими, мы любим и дружим искренне. Мы не стараемся использовать друг друга в каких-то своих целях, нам ничего не нужно, кроме дружбы. Понятие "использовать" придет позже, когда мы вырастем.

Он и она были в одной группе в детском садике. Потом жизнь свела их в школе, во втором классе. Они дружили. Вместе шли в школу, гуляли на улице, играли с мячиком, ходили друг к другу на дни...

Бывают моменты в жизни, когда хочется вернуть прошлое, уйти куда-то далеко, в страну детства – страну прожитых моментов; страну безумной, беззаботной, порой иногда, не очень весёлой жизни; страну, где ты уже была и так тянет туда ещё… Но все это мечты, иль не придумали ещё машину времени, или обратный процесс в метаболизме, который хоть и не возвращал бы туда, но сделал бы наше тело вечно молодым. Почти все подростки и дети стремятся скорее повзрослеть, не понимая того, что они имеют в своих...

1 - Не обращай ни на кого внимания - БЕГИ!
- А мяч?! - Та причем тут мяч - главное ворота! Мяч сам прилипнет к ногам...

2 ...если хочешь понравится девочке - улыбайся загадочно из далека и убегай... если погонится за тобой - ТВОЯ!

3 ...если в конце киносеанса прошмыгнуть в туалет - можно посмотреть следующий

4...если напиться много воды - перехочется кушать

5...если долго распекают за учебу, надо вздрагивать и отряхиваться, как собака - тогда они понимают - тебе неприятно!

У каждого из нас в детстве были любимые книги,которые мы читали и перечитывали по многу раз, с героями которых жили и они остались в памяти на всю жизнь, как люди,которые до сих пор живут рядом.

Помню, как в детстве во мне жили непреодолимая страсть к книгам.

Может быть от того, что я была очень робкой и застенчивой и мне не хватало общения.

Помню, как ранним вечером, как только потухал свет в квартире, я подходила к окну,окна которого выходили ни большую гостиницу,где было много света...

Мир детства, большой и красивый все мы жили в этом мире, все прошли по миру детства. Нет ничего чудесней и прекрасней мира того. В мире детства присутствует вечная беззаботность, доброта, легкость воздушного облака, наивность и детская непосредственность, беспечность. Счастливое детство никогда не покинет душу и сердце каждого. Наверное, каждый человек живет воспоминаниями о беззаботном детстве.

Но все дети мечтают и хотят быть взрослыми, подражают взрослым. Уж очень хочется им быть большими...

17 августа 1927
Меня зовут Катарина. Мы живем в Англии, точнее на самом её краю, в городе Карлайл. Я очень люблю своих родителей, ведь они самые лучшие на всей планете.

Мою маму зовут Элизабет, а отца Кристофер. Они любят друг друга.

Всегда помогают тем, кто приходит к ним за помощью, будь то человек или животное. Папа вместе со своим братом Фрейдом работают на дедушкиной ферме. Дедушка умер 20 лет назад. Я его даже не знала.

А мама медсестра в больнице, не помню её название да это...

Как быстро летит время...иногда мы замечаем это лишь оглядываясь назад...далеко-далеко в прошлое. Когда вспоминаем события случившиеся давно, но нам кажется, что это было только вчера. И тут как будто очнувшись от сна понимаем - этого уже не вернуть, понимаем как далеко ушло время.

Я оглядываюсь назад и вижу ребенка... девочку и перед глазами всплывает момент из детства. Почему – то я вижу эту картину так четко, а ведь это было давно...

Я оглядываюсь и понимаю...пришла старость.

Есть хорошие слова, что все мы родом из детства. И это действительно так, потому что с годами наше прошлое нас не отпускает, наполняя сердце теплыми воспоминаниями. Хотя жизнь показывает, что детство не у всех было радужным, более того, многие, повзрослев, хотят о нем забыть. Вполне естественно, что из этих противоречий возникла проблема детских воспоминаний. Аргументы в пользу их влияния на человека в различные периоды его жизни есть в трудах писателей, педагогов, психологов.

Значимость детских воспоминаний
Сейчас мы все больше сталкиваемся с тем, что темой школьных сочинений, обсуждений на лекциях по психологии и педагогике, предметом научных диссертаций становится проблема детских воспоминаний. Аргументы в пользу их ценности приводят в своих сочинениях ученики старших классов, анализируя те положительные эмоции, которые такие воспоминания вызывают в душе каждого человека. Педагоги проводят на эту тему с учащимися интересные дискуссии. Психологи считают, что все события, произошедшие в детстве, каждый человек хранит на полочках своей памяти, и в любой момент они могут коренным образом изменить его жизнь.

Проблема памяти
Память ценна тем, что она в любое время может вернуть нас в детство, такое далекое и такое родное.

Мы помним, какие молодые и красивые тогда были наши родители.
Конечно же, мы помним наших друзей по дворовым играм.
Вспоминаем наши первые утренники в детском саду.
Отдельное место в уголке нашей памяти отводится нашим одноклассникам и учителям. Даже если нас ругали за плохо выученный урок или делали замечание, с годами все это вызывает только теплую ностальгическую улыбку.
Однако проблема памяти заключается в том, что из нее невозможно стереть воспоминания из детства. А ведь у многих оно, к сожалению, оставило в сердце не самый яркий след:

кого-то дразнили в школе;
кто-то был обделен вниманием родителей;
кто-то остался сиротой и жил в детском доме.
Такие моменты, конечно, не должны омрачать детство, но раз уж так сложилось, у каждого человека все равно в его прошлом должно быть яркое пятнышко, воспоминания о котором придадут ему сил в его взрослой жизни.

Проблема восприятия детства
Большинство считают детство самой прекрасной порой в своей жизни. Вспоминая далекие счастливые времена, они мысленно представляют себя маленькими и беззаботными. Добавить яркости восприятия помогают старые фотографии. Детство у таких людей отождествляется со сказками, детскими книжками, новогодними подарками. Однако, как говорилось выше, не у всех детство воспринималось как праздник. Здесь возникает проблема детских воспоминаний. Аргументы могут быть как за, так и против. Что же делать?

С одной стороны, если человек воспринимает воспоминания о детстве в негативном ключе, возможно, не стоит ему лишний раз о нем напоминать и травмировать его психику.
С другой стороны, воспоминания из детства такому человеку нужны для того, чтобы он мог дать своим детям то, что сам недополучил в свое время.
Значение воспоминаний о детстве в творчестве разных писателей
Ряд писателей в разное время создали незабываемые произведения, в которых описана жизнь героев, начиная с их детства и до того времени, когда они стали взрослыми и твердо стояли на ногах. И через всю канву сюжета рефреном проходит тема детских воспоминаний.

Одним их ярчайших литературных примеров можно назвать книгу Вениамина Каверина «Два капитана». Ее герои были по-своему счастливы в своем, пожалуй, нелегком детстве. Но оно им подарило крепкую дружбу на всю жизнь. И какие бы испытания им не преподносила судьба, воспоминания о детстве помогали им становиться сильнее и увереннее идти к новым победам.
Герой повести Максима Горького «Детство», будучи ребенком, многому научился у своей бабушки. И уже в своей взрослой жизни, вспоминая детство, он понимает, что только благодаря ей он стал добрым и отзывчивым человеком, способным сопереживать и помогать людям, дарить им свою любовь и ласку.
Влияние детских воспоминаний на жизнь человека
Психологи утверждают, что события, происходящие в детстве, могут серьезно повлиять на дальнейшую судьбу ребенка, с малых лет формируя его характер. В поступках уже взрослого человека зачастую могут отражаться его детские воспоминания.

Если родители подавляли любые признаки самостоятельности ребенка, это в нем развивало такую черту, как упрямство. Причем с годами это качество сохраняется.
Если родители с детства учат ребенка быть открытым и общительным, такие дети вырастают коммуникабельными и легко находят общий язык с окружающими.
Если родители считали нормой наказание своего чада за любую, даже мелкую провинность, такой ребенок вырастет скрытным и мстительным.
Если же родители чрезмерно опекали ребенка и все делали за него сами, он вырастает безвольным человеком, который постоянно нуждается в чьих-то советах.
Родители должны доверять своим детям, видеть в них будущих взрослых, и тогда реже будет возникатьпроблема детских воспоминаний. Аргументы психологов в их исследованиях являются ярким тому доказательством.


Наверное, скоро умру. Мне видится детство всё чаще и чаще.

Воспоминания - это богатство старости.
Фаина Раневская

До старости мне еще далеко, хоть уже три года пенсионерка!
Тем не менее, очень часто вижу яркую картинку из далекого, увы, невозвратного, детства…

…Огромное синее-синее небо над головой, по которому величаво, неторопливо движутся белые кучерявые облака, рисуя причудливые картины.
Мимо проплывают ярко – зеленые холмы, с седыми проплешинами ковыля, поля, с цветущей гречихой, от которой стоит необыкновенный чудесный медовый аромат… Где-то там, в вышине, поют жаворонки, а в траве стрекочут кузнечики. Моя голова, с тугими косичками запрокинута в небо и слегка кружится от счастья и восторга: я лежу, мурлыкая песенку, на овчине в телеге, которую катит мой любимый Пегашка – старенький, серый в яблоках, коняга. Пегашкой управляет моя бабушка Пана, мы едем с ней на «кошару», - летнюю стоянку, где они с дедушкой Петей пасут овец…Петр Васильевич- мой дед и бабушка Павла Петровна – родители моего отца – были чабанами в совхозе. А я приехала к ним на каникулы!..
Как жалко осознавать, что после развала Союза, деревеньки в степи медленно, но верно, вымирают. Никто не сеет гречиху, пшеницу; уже не пасутся на сочных травах тучные стада овец и табуны быстроногих лошадей… Совхозы уже давным- давно «почили в бозе» …

У дедушки с бабушкой – большая семья! Семеро сыночков и «лапочка-дочка». А еще приемных двое: девочка постарше и мальчик маленький, от умершей сестры бабушки остались. Всего они вырастили и воспитали десять детей! Честь им и хвала! А когда дети стали взрослыми и родили своих детей – у дедушки с бабушкой оказалось 33 внука и внучки! И все они- мои двоюродные братья, и сестры. Это только по отцовской линии.
По маме- всё гораздо скромнее. Мою маму- единственную дочь - бабушка родила в 41 год, когда замуж вышла за вдовца, с сыном. Примечательно то, что родители моих мамы и папы- были однофамильцы, так, что маме даже фамилию менять не пришлось!

…Каждое лето мы с сестрой ездили на каникулы к бабушке и дедушке, это было такое счастье- вновь оказаться на своей малой Родине!
Помню, однажды, папка повез нас, на своем мотоцикле «ИЖ-Юпитер» с коляской, в деревню– а, это без малого четыреста километров! В коляске мы с сестрой ехали по-очереди, так как тряска по грунтовой дороге была необыкновенная. Ехали долго- долго, целый день. Начинало уже смеркаться, до деревни еще километров пятьдесят. А в фаре мотоцикла перегорела лампа! Нам с сестрой было очень страшно… До сих пор не могу понять, как по проселочной дороге, в кромешной темноте, мы умудрились добраться до места целыми и невредимыми? Конечно, папка был профессионал – водитель от Бога! Жаль, что рано ушел из жизни, ему было всего 55 лет…

Отец мой всю свою жизнь был связан с автотранспортом, на каких только видах автомобилей не работал! За руль машины меня посадил, когда еще в третьем классе училась. В шестом – я уже вовсю гоняла на мотоцикле.
Вот и на каникулах очень любила, когда папка доверял мне руль мотоцикла, сам садился на заднее сидение, а я, - счастливая и довольная,- давила на газ, и мы ехали из деревни по степным дорогам на «кошару» к бабушке и дедушке.
Помню, с двоюродным братом Сашей, который старше на год, у нас всегда была конкуренция. У его отца – моего дядюшки Гены – был «Урал»,- крутой по тем временам, мотоцикл с коляской. И мы частенько устраивали соревнования, кто из нас быстрее довезет своего отца к бабушке и дедушке по разным дорогам, благо их в степи было очень много! А еще соревновались, кто из дедовой «мелкашки» - мелкокалиберной винтовки- попадет по пустой банке. Память стерла - кто из нас был точнее тогда…

В своих детских воспоминаниях чаще вижу отца, возможно потому, что он нередко брал меня с собой и на работу в гараж, и в поездки.
А мама со своей работы приходила поздно, потом занималась домашними делами и хозяйством: в ту пору держали корову, свиней, кур
.
…Я лежу на асфальте лицом вниз... Поднимаю голову, больно подбородок, а вдаль убегает папкин «Москвич», в котором я только что сидела. Быстро – быстро так удаляется, только из выхлопной трубы сизый дымок вьётся! Кругом лес, а шоссе «серою лентой» впереди и позади меня… А, дальше, помню, уже дома папка говорит нам с сестрой: «Маме ничего не рассказывайте!» … Оказывается, я выпала на ходу из машины, когда мы возвращались с речки. Я набрала целый ворох цветов, уселась на переднее сиденье, сестра моя с соседской девочкой - на заднее. Видимо, не закрыв плотно дверцу машины, когда выезжали с проселочной дороги на мост и шоссе; я, наклонилась, чтобы собрать упавшие под ноги цветы, и локтем открыла дверцу…Папка со страху, когда я выпала из машины, вместо тормоза надавил на газ! Мне тогда было лет семь, может, восемь…Шрам на подбородке остался до сих пор.

…Еще одно яркое воспоминание: мне 4 года, Ольге- моей младшей сестре, - три. Мы идем, взявшись за руки, через большое зеленое поле к маме на работу. Где-то там, далеко, виднеются цистерны автозаправки, где работает наша мама…Светит яркое солнце, трава цепляется за коленки и, вдруг! Сороконожка! Большая, цветная, краси-и-ивая! Как на картинке,- мультиков тогда, и в помине, не было…Почему-то мы называли ее «сороко-бочка». А сестра испугалась! Пришли к маме, наперебой рассказывали о такой необыкновенной встрече…

Когда мне было три года, через меня перепрыгнула корова -наша Зорька, которую мама пришла подоить. Я сидела на корточках, а корова, вдруг, взбрыкнула, побежала и перепрыгнула через меня – с тех пор, наверное, я плохо вырастала,- есть такая народная примета! Уже в возрасте шести лет моя младшая сестра была выше меня на пол-головы, а потом и, вовсе, переросла на 10 сантиметров. А, я так мелкой и осталась – метр с кепкой!

А еще, меня клевал индюк! Огромный такой, страшный и крикливый! Тряс своей ярко-красной бородкой и жутко так кричал! А я – маленькая, в бардовом пальтишке, шапка на глаза сдвинулась…Почему не убежала, сейчас и не помню. Наверное, от страха и ужаса, не смогла с места сдвинуться! Говорят, индюки, как и быки, красный и бордовый цвет терпеть не могут, вот и – нападают.

Странное дело, воспоминания посыпались, как из рога изобилия! Вот что значит, заставить память немного напрячься…

…Вижу отца своего с высоты кабины комбайна. Он внизу что-то ремонтирует, а я забралась наверх.
Кричу ему сверху: «Папка!»
Он от удивления роняет большой гаечный ключ, который падает со стуком: «Ты как туда забралась?»
А вот, наказал он меня или нет – не помню, мне было года три в ту пору.

Наша семья: отец с матерью, бабушка с дедом, я и сестра жили в маленьком селе, затерянном среди сопок в степи, где-то, недалеко, находился военный аэродром. Однажды, выйдя из дома я испугалась так, что маме пришлось меня «ладить» у какого-то дедки, он шептал надо мной заговоры и лил воду. Испугалась огромного ревущего самолета, который, казалось, падает на меня всей своей стальной массой. С тех пор боюсь низко летящих самолетов, их рев вызывает у меня панический ужас.

Родители моей мамы – Евгений Иванович и Мария Петровна жили вместе с нами. Дедушка был заядлый рыбак и мастер на все руки. Делал все сам: стулья, этажерки, даже ванну из алюминия! Бабушка Маня – домохозяйка – мастерица. В былые времена овчинные полушубки для военных шила сама на руках, без всякой машинки. Помню её яркие и красивые лоскутные одеяла, тоже сшитые на руках! Мы с сестрой так любили разглядывать эти разноцветные лоскуточки… А, какие вкусности она готовила! Остались в памяти ее блины из рыбьей икры, ярко- оранжевого цвета и необыкновенные печенюшки – «ночешники», которые так и таяли во рту. Когда мы с сестрой были совсем маленькими, дедушка катал нас по снегу в той самой алюминиевой ванне, а еще рисовал на снегу разных сказочных героев, огромных размеров. Однажды, когда дедушка рисовал, мы с сестрой увидели сидящего на столбе электрика, так напугались, заорали благим матом: «Бабайка, бабайка!» - и пустились наутек…

Дедушка с рыбалки приносил всегда очень много разной рыбы и вываливал ее, большой кучей, на брезент в сенцах. Однажды я увидела, что рыба живая, шевелится и открывает рот. Подошла поближе, присела на корточки и – засунула пальчик в открытую пасть! Она сомкнула зубастые челюсти… Это была щука!

Когда мне шел шестой год семья наша переехала поближе к городу, в небольшой поселок.
Запомнилась такая картинка: на зеленой травке ярко- желтые цыплятки пасутся, мы с сестрой прилегли рядом на покрывале, а деревья вокруг большие-пребольшие! Это был привал на Агинском хребте. Дорога дальняя, ехали целый день. Так мы из степных краев оказались в лесном поселке, где началась совсем другая жизнь…

В 1 класс школы мы с сестрой пошли вместе: в 1966 году мне уже было почти восемь, а сестре еще не исполнилось семи лет. Но, 25 ноября ей исполнилось семь, а мне восемь – только 6 декабря. И вот в этот короткий промежуток времени -11 дней мы с ней обе были одного,- семилетнего возраста! А всё потому, что мама родила нас с разницей в 11 месяцев. И хотя, мы с ней совсем не похожи внешне, нас в детстве и юности считали двойняшками.

В то время в поселке, не было никакого общественного транспорта, впрочем, как и везде, кроме города; в школу ходили пешком на другой конец поселка, где-то минут сорок пути. При этом нужно было пересечь шоссе (по-нынешнему – федеральную трассу) и железную дорогу, которая круто уходила за сопку, поэтому с той стороны, идущего поезда, издалека не было видно. Гремящий железнодорожный состав, несущийся на огромной скорости, возникал всегда как-то неожиданно. На этом участке железной дороги часто происходили несчастные случаи, в основном с детьми. Соседский мальчик Андрюша, второклассник, трагически погиб, когда, возвращаясь из школы, перебегал железную дорогу…

А вот - другая история: в первый раз в первый класс мама нас привела сама- это был всего лишь один день. А потом уже мы с сестрой ходили одни, так как мама работала, а бабушка была старенькая. Мама показала нам на часах, в какое время нужно было выходить, чтобы не опоздать.
Однажды, я перепутала стрелки часов и стала подгонять сестру, чтоб быстрее идти на урок. Она сопротивлялась, я схватила её за косу и потащила силой. Так и волокла почти всю дорогу. Дошли до школы – она закрыта. Оказалось – пришли на целый час раньше!

Мама воспитывала нас с сестрой в строгости. Помню, всегда очень боялась ее взгляда темно-карих глаз. Ей ничего говорить не надо было, достаточно взглянуть. Тут же сердце убегало в пятки.
Ловлю себя на том, что до сих пор мамин строгий взгляд оказывает на меня магическое действие… На протяжении 36-ти лет, с юности, я курила, но всегда пряталась от мамы. И она об этом не знала, хотя, может быть, догадывалась…

Сейчас моей маме 81 год. И я очень скучаю по ее любящему и строгому взгляду, ведь нахожусь от нее вдали, за тысячу сто километров… Всё же стараюсь использовать каждую возможность приехать домой, хотя бы раз в два месяца…

Где-то в начальных классах я не могла решить задачу и попросила маму помочь. Она какое-то время мне объясняла, понять я не могла, потом терпение мамы лопнуло, она взяла меня за косу и «натыкала» головой в тетрадь. Больше мама никогда и ничего мне не объясняла. Кстати, и я со своими детьми уроки не делала, всегда говорила, что знания приобретать - это прежде всего, в их интересах…

После 8 класса мы с сестрой сдавали экзамены.
Мама сказала: «Сдадите на пятерки – куплю коробку «Птичьего молока».
Мы постарались – сдали на пятерки все четыре экзамена! Только вот после восьмого класса я пошла в техникум, а сестра продолжала учебу и закончила 10 классов.
Как меня уговаривала директор школы, чтобы не уходила, училась дальше! Но я уперлась: мне нужно быстрей выучиться, чтобы маме помогать!
Ага, «помогла»: закончила техникум и родила ребенка…Вообще-то я хотела поступать в театральное училище в другом городе, куда нужно было ехать поездом почти сутки. Но, вероятно, маме страшно было отпускать пятнадцатилетнюю девчонку, в такую даль. Поэтому, вместе с тетей они уговорили меня поступить в строительный техникум, главное, что находилось это учебное заведение в городе рядом, всего в сорока километрах от нашего поселка.

Впервые на сцену я вышла в первом классе, была ведущей какого-то ответственного концерта. А еще и песенку пела - «Любитель - рыболов» называется.
Песни орать, надо сказать, с сестрой мы очень любили! Куда-нибудь в лес едем с папкой на мотоцикле – поем во всё горло, потом он на автобусе работал, маленьком таком, с носом – едем, болтает нас по салону, а мы- поём, нам всё нипочем!
За наше «песенное творчество», однажды, чуть было, не выгнали из пионерского лагеря, - это было после третьего класса. Кто-то научил нас песенке про козу, где упоминалось слово «попа». Вот мы с сестрой качаемся на качелях, громко поем эту песню, ребятишки рядом хохочут. А, проходящая мимо, старшая вожатая, услышала, и потащила нас к директору лагеря. Было ужасно стыдно и страшно!

По окончании первого класса, мама перевела нас в школу №2, которая находилась совсем на другом конце поселка, но, так же далеко, как и первая.
Но, хотя бы, через железную дорогу не нужно было переходить. Ну, а, шоссе пересекали каждый день.
Однажды, мы шли со школы, а, несущаяся мимо машина, сбила большую собаку, прямо у нас на глазах! Собака была еще жива, мы ее оттащили на обочину, не знали, как помочь… Немного погодя, собака умерла… Как мы плакали с сестрой тогда…

В школе я училась с удовольствием и почти отлично, была «любимчиком» у преподавателей.
Учительница литературы Александра Алексеевна вела кружок, где я была «примой»: читала стихи, играла главные роли в спектаклях.
Спектакли ставили на тему литературных произведений. Помню, в воинской части играли постановку по мотивам поэмы А. Пушкина «Алеко».
Я была главной героиней –Земфирой, которая в конце спектакля погибает от ножа ревнивца. Сраженная, я упала на сцену – занавес закрылся. Аплодисменты. Видимо, не выйдя из образа, я не успеваю встать, а занавес вновь открылся! Я лежу…Зал покатился со смеху…

Все свое детство была искренне уверена – что я – исключительный человек, не такая как все, особенная! Наверное, поэтому со мной и происходили разные истории, когда у остальных было все в порядке. Так, в первом классе, зимой, всех повели на экскурсию на замершую реку Ингода.
Я умудрилась лизнуть крупную льдинку и, намертво, приморозить к ней язык. Пришлось отрывать, с кровью и болью!

Когда училась в третьем классе, мы ходили в дальний поход на речку Кручина, учительница нам рассказывала и показывала много интересного.
А когда переходили речку, перепрыгивая по крупным камням, поскользнувшись на мокром валуне, одна из всех,- я- свалилась в воду!
Учительнице пришлось разводить костер и сушить мою мокрую одежду.

Другая история с костром, уже более трагичная. Наша школа принимала участие в военно-спортивной игре «Зарница», я была шестиклассницей.
Игра была районного масштаба, поэтому нас привезли на автобусах за город, где-то в районе поселка Смоленка расположился палаточный городок.
Меня назначили дежурной по кухне: на большом костре в двух ведрах готовили кашу и варили чай. Большим черпаком я взялась размешивать кашу, а она на дне пригорела. Потянула посильнее черпак - и два ведра: с кипятком и кашей,- опрокинулись на меня вместе с таганом!
Кипятком мне ошпарило обе ноги, «по самое не хочу» … Классная руководительница, растерявшись, стала заворачивать на мне трико…вместе с кожей. Как не случилось у меня заражения крови- удивляюсь до сих пор!
Старший пионервожатый на руках унес меня в палатку, где долгое время, в ожидании скорой, я периодически впадала в забытье от ужасной боли и страха.
На следующий день, уже в больнице, меня опрашивал милиционер, как все произошло.
Слабым голосом отвечаю: «Я мешала…»
Он улыбается- «Кто мешает –того бьют!»

Где-то в «Одноклассниках», недавно увидела фотографии ребят из пионерского лагеря «Огонек», в котором отдыхала несколько лет подряд на летних каникулах. И сразу волной захлестнуло щемящее воспоминание пионерского детства…
Запах прогретой солнцем хвои и соснового бора; огромные сосны, через ветки которых золотыми лучами льется солнечный свет; ежедневные построения и линейки с поднятием флага; звездное небо, в которое летят искры высоченного прощального костра – всё это было так прекрасно, романтично, удивительно!

И фотографии весеннего буйства нашего Забайкальского багульника навевают на меня, не менее романтичные, воспоминания…
Наша улица заканчивалась лесом. В середине мая, только войдя в лесок, состоящий, в основном, из сосен, попадаешь сразу в необъятное розово- сиреневое море багула! Необыкновенный лесной запах вызывал восторг, головокружение! Синие «ургуйки» - подснежники под ногами, а вокруг – куда не бросишь взгляд – цветущие кусты багульника, выше наших голов. Мы срывали нежные розовые цветочки, напихивали их в рот и жевали - кисловатые на вкус они были тогда лучшим лакомством! А еще делали из цветков «розочки»: на тонюсенькую веточку нанизывали один за другим, получался «цветок- роза», который сначала сравнивали, у кого красивее, а потом съедали… Ни о каких клещах тогда не слышали, ничего и никого не боялись!
Теперь уже и нет того леса, всё вырубили, зато постоянно слышим тревожные сводки о клещах, и о том, что пропадают дети…Грустно…

С раннего детства общество воспитывало во мне «командирские» задатки.
В детском саду мне вручили маленький бубен-барабан, извлекая звуки из которого, я шагала впереди юных воспитанников. А когда всех в группе ставили лицом к стене, за какую-то провинность, меня оставляли «надзирателем» за малолетними нарушителями детсадовской дисциплины.
Сейчас думаю, спасибо, хоть доносить не заставляли, а то и не знаю, что бы из меня выросло.

В младших классах школы я была сначала командиром «звездочки», затем командиром класса. В пионерском лагере - командиром отряда, в школе - командиром пионерской дружины. Даже когда вступила в комсомол, так и оставили командиром дружины, до окончания восьмого класса с гордостью носила комсомольский значок и пионерский галстук.
Вот почему, я думаю, у меня до сих пор явно выраженные лидерские качества, с которыми, все сознательные годы, я пытаюсь бороться, правда, с переменным успехом.

Возможно поэтому и в строительном техникуме, и в институте культуры где, позднее, получала образование, обязанности «старосты» группы меня благополучно миновали. Зато все свое свободное время, обучаясь в техникуме, я активно посвящала занятиям в драматическом кружке, которым руководила преподаватель технической дисциплины Вера Сергеевна Плавинская. Какие замечательные спектакли мы ставили! И не раз занимали призовые места на областных конкурсах.

Однажды на репетицию в техникуме руководитель пригласила свою подругу- маму известных и очень популярных в ту пору артистов Юрия и Виталия Соломиных. Мы - драмкружковцы, натерпелись страху тогда перед таким ответственным выступлением! К слову, у самой Веры Сергеевны Плавинской сын был актером и снялся в одной из ролей фильма «Строговы», который был показан по телевидению и собрал огромную зрительскую аудиторию. Актер Алексей Плавинский - был тоже зрителем той самой памятной репетиции.

Как лучших самодеятельных артистов драмкружка меня пригласили в труппу народного театра при Доме офицеров, имевшего тогда хорошую репутацию в городе. Но, побывав на репетиции, испугавшись строгости режиссера – старой громкоголосой тетеньки, я так и не стала актрисой.

В техникуме я училась почти отлично: техническая механика, сопромат и высшая математика давались мне легко. Над чертежами на нескольких листах ватмана корпела ночами, вычерчивала очень внимательно и качественно.
Однажды, когда моя курсовая работа была почти закончена, а это -девятиэтажный дом в трех проекциях, где было тщательно прорисовано каждое окно на фасаде, младшая сестра, поругавшись со мной, масляными руками беспощадно нанесла на эти фасады жуткие пятна.
Что потом было! Я схватила кухонный нож и, не помню, сколько времени, гоняла несчастную сестру вокруг стола, на котором лежала уничтоженная курсовая.

Моя подруга Ирина, бывшая старостой группы, а ныне заведующая отделением нашей альма-матер, говорит теперь своим студентам: «Когда-то со мной училась девушка, у нее была лучшая графика на курсе, а теперь она стала артисткой». «Артисткой» - это, конечно, сильно сказано.
В институте культуры, где я позже получила профессию «режиссер массовых праздников» и моей голубой мечтой было создать театрализованное представление на тридцатитысячном стадионе. Но, увы! Голубая мечта так и осталась призрачной….
Разве что, в следующем моем земном воплощении?..

Наша староста группы на отделении «Промышленное и гражданское строительство» - Ирина – была разносторонне одаренной девушкой.
Училась на пятерки, участвовала в самодеятельности, пела под гитару, сама сочиняла стихи и музыку. Став взрослой, родила и воспитала четырех очаровательных девочек, теперь она бабушка шестерых внуков! При этом осталась оптимистичной, доброй и отзывчивой, яркой и творческой натурой!

Еще один яркий эпизод периода учебы в техникуме. Точнее, мы уже не учились, а проходили преддипломную производственную практику на строительстве областной клинической больницы. Это был большой объект с девятиэтажными зданиями, соединенными воедино. Наверное, с высоты птичьего полета это выглядит как гигантская буква Ш. Наша группа практикантов, в основном, девчонок, работала на одном из блоков в бригаде каменщиков. В обязанности практикантов входило подносить кирпичи рабочим, кладущим стены и перегородки. Мы, худенькие семнадцатилетние девушки, грузили на себя по пять кирпичей, и прогибаясь от тяжести, тащили…Одна студентка была беременна, хоть и скрывала это от нас, но всё стало явным, когда у неё случился выкидыш от поднятия тяжестей…

А потом нас перевели на другой блок, где нужно было заливать бетонные полы. Привезут самосвал готового бетона, вываливают в кучу, и в течение получаса эту кучу нужно было растащить совковыми лопатами по площадке, выровнять рейкой, которую тянули двое, прикладывая немалые физические усилия.
Наши пацаны из группы вечно были где-то заняты, а мы, «девчушки – пичужки» оставались одни с этой бетонной кучей, которая вот-вот застынет, и, черпая огромной совковой лопатой бетон, таскали эту неимоверную тяжесть.
До сих пор в глазах стоит картинка: моя подружка Дина, малюсенькая такая, как подросток, зачерпнула лопатой бетон, а поднять не может – силы закончились! Потом, кое-как вытянула лопату, идет, шатаясь; донесла до места- плюхнула лопату – выдохнула с облегчением и смехом!
Смеялись,- не плакать же!

Хотя, один раз, случай был – хоть плачь! Был у нас на стройке прораб, противный такой, вечно орал на практикантов. Мы все его очень боялись.
Работая на стройке, я подружилась с Наташкой- крановщицей.
Однажды, в обеденный перерыв, она кричит мне из будки башенного крана: «Хочешь покатаю?»
Конечно же, я согласилась. Кран огромной высоты – выше девятиэтажного дома, Наташки из будки почти не видно – но, я полезла по винтовой лестнице! Вниз смотреть боюсь, голова кружится…
Когда до Наташки остался один пролет, вдруг, снизу слышу истерический голос прораба: «Слезай сейчас же!»
А Наташка сверху: «Лезь, давай!»
Память стерла, что было дальше: что я сделала и как очутилась на земле, но знаю, что за нарушение техники безопасности, меня чуть не отчислили из техникума, хотя была почти отличницей.
Через много лет, будучи уже взрослой женщиной с двумя детьми, встретилась случайно с тем прорабом – и он меня узнал! Мне было как-то неловко…

Прораба боялись до жути, но, тем не менее, умудрялись работать в купальниках, когда нас в конце апреля перевели работать на кровлю какого-то подсобного помещения. Загорали на крыше, пока не видел прораб! Нужно было подъемником поднимать керамзит на кровлю, и рассыпать его толстым слоем, подгоняя под уровень. Так наши «догадливые» мальчики, чтобы меньше класть керамзита, вниз складывали какие-то плоские деревянные ящики, засыпали сверху керамзитом. Обман все-таки раскрылся, а что за это было всем нам, как-то забылось…

Говорят, что дружба, возникшая в детстве, юности, с годами только крепнет. Но, как часто это бывает, люди разъезжаются по городам и весям, и о дружбе остаются воспоминания, и только…
Мне же повезло в жизни! Подружки мои с техникума, хоть и живут от меня далеко, подружками и остались до сих времен.
Даже, наверное, больше, чем подружки – родные души, родственницы!

С одной из них, Людой, ещё в школе учились, в параллельных классах. Но, тогда ещё, не дружили. Просто знакомые и – всё!
А в техникуме оказались в одной группе, вместе жили в «общаге», вместе ездили домой на электричке.
Люда – человек целеустремленный, самодостаточный, за всё, что не бралась – всё всегда делает отлично, на совесть. Вот и в техникуме была круглой отличницей, закончила с красным дипломом.
Не то что я, мне всегда чуть-чуть, чего-то, да не хватает. До диплома с отличием не хватило одиннадцать сотых балла! Убеждали пересдать один предмет, но я же – упертая, не согласилась!

Еще одна подружка – Дина. Как была маленькой, худенькой в молодости, такой же стройной и юной осталась, хоть сейчас ей уже за пятьдесят.
Мы подружились с ней на практике, но, учились в разных группах. Сейчас и не припомню, какой у нас был общий интерес, что нас объединило – мы ведь такие разные! Но, разве дело в этом?
Дина – с юности мастерица, рукодельница, отличная швея. На мой юбилей подарила шикарное платье, которое сшила без примерки, только спросив по телефону мои основные параметры в сантиметрах. Удивлению и восхищению моему не было предела, когда она, придя на праздник, вынула из крохотного подарочного пакетика платье и сказала: «Пойдем, переоденемся!». Весь вечер я «блистала» в прямом и переносном смысле, получила массу комплиментов и огромный заряд энергии на долгое время.

Пока учились в техникуме - дружили крепко, я часто бывала у нее в гостях, она, иногда приезжала ко мне.
Однажды устроили с ней «фотосессию» у нас в палисаднике. У меня был фотоаппарат «Смена», сама фотографировала, проявляла пленку и печатала, но какие замечательные черно- белые снимки получались! Храню до сих пор!
Фото возле цветущей черемухи, на траве, на белом фоне оштукатуренного гаража…
Делали фото в «фате»: капроновую накидку с подушек (тогда это было принято во многих домах – накрывать подушки) - завязывали, подворачивали. Приспосабливали на голову – ну, чем не фата? В руках – хрустальный бокал с водой, томный взгляд и поворот головы…

А еще помню, когда я вышла замуж, приехала к Дине в гости со своим мужем. Он – красавец, с черными длинными ресницами вокруг темно-зеленых миндалевидных глаз, с роскошными густыми, вьющимися волосами, отпущенными по моде тех лет.
Дина говорит: «Давайте посмотрим, сколько спичек на ресницах удержится?» Стала укладывать – поместилось пять штук! Потом она взяла расческу, и стала причёсывать ему волосы. Странное дело – я ничуть не ревновала!

Всё это было…было…
Осталось лишь вспоминать…