Создание предметно-развивающей среды «Моя группа. "построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации" Вариативность развивающей предметно пространственной среды

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 ДЕТСКИЙ САД БУДУЩЕГО ГАЛЕРЕЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ июль 2015 Помещение игровой комнаты стало более свободным благодаря установке по периметру стеллажного ленточного комплекса, в который вошли передвижной рабочий стол, снабженный регулируемыми ножками с колесиками; передвижные тумбы на колесах и модули для хранения. Подобные столы могут легко выдвигать сами дети по мере их необходимости (для настольных игр, занятий, питания и т.д.). Таким же образом дети могут пользоваться и содержимым модулей для хранения, разворачивая ту или иную игру. Стеллажная система вмещает передвижные столы, тумбы и модули для хранения Стеллажные системы со съемными ящиками нашли свое место в разных частях группы и даже в спальне. Такие ящички детям очень удобно снимать со стеллажа и ставить обратно, а в группе достигается панорама порядка, поскольку каждая вещь, каждая игрушка имеет свое место в том или ином ящике. А еще, подобные стеллажи, как альтернатива привычным нам открытым полкам, скрывают разноцветие игр и игрушек, делая их более желанными для детей. Стеллажи со съемными ящиками могут вместить все необходимое Экономят драгоценное групповой пространство и штабелируемые стулья. В течение дня надобность в стульях возникает не так часто и их могут заменить мягкие модули, коврики или подушечки, поэтому возможность составить стулья один на один очень необходима. Штабелируемые стулья для экономии пространства 9

3 Мобильные игровые конструкции Педагоги детского сада придумали и разработали много мобильных игровых конструкций. Книжный уголок вполне помещается в специальный несколькосекционный ящик, который может передвигаться по всему периметру группы, поскольку также снабжен колесиками. Таким же образом можно перемещать и передвижные ящики с игрушками и модулями. А еще в них можно даже покататься Трансформируемый столик для рисования Очень интересен и трансформируемый столик для рисования: в собранном состоянии он похож на обычную тумбу, но если дети захотят заняться рисованием, четыре створки стола «раскрываются» и фиксируются с помощью специальных стопоров. В центре такого столика устроены углубления, в которые можно поставить краски, положить карандаши и фломастеры и не бояться, что они куда-нибудь укатятся. Оригинальное и одновременно простое обустройство театрального уголка в форме мини-сцены и с настоящим занавесом вполне удачно можно разместить в одном из углов группы удобно и, опять-таки, очень экономно для группового пространства. А теперь о самом интересном как организовать и спальню, и игровое пространство одновременно. Сотрудники данного учреждения разработали и воплотили в реальность идею создания подиума, на котором дети могут и спать в «тихий час», и играть в свободное время, и даже использовать данное пространство для образовательных занятий. Конструкция подиума представляет собой прочную площадку (двухъярусную или одноярусную), под поверхностью которой обустроены большие ячейки для хранения матрасов. Матрасы Мини-сцена для театрализованной деятельности 10

4 ДЕТСКИЙ САД БУДУЩЕГО ГАЛЕРЕЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ июль 2015 легко вынимаются и размещаются на площадке подиума с обеспечением свободного прохода детей между ними (СанПиН п «Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами). Подиум достаточно вместительный, каждый ярус вмещает до 8 матрасов. А под нижним ярусом удобно вместились и несколько невысоких кроваток, которые свободно выдвигаются из конструкции. Подиум альтернатива традиционным кроватям Постельные принадлежности (простынь, одеяло, подушка) хранятся в плотных мешках-сумках, которые снабжены соответствующим номером (для каждого ребенка свой) и удобно развешиваются на крючках на соседней стене. Старшие дети с удовольствием расстилают свое спальное место самостоятельно, а малышам помогают взрослые. Обустроенное таким образом пространство позволяет и организовать сон детей во время «тихого часа», и полноценно использовать помещение спальни для игровой детской деятельности (СанПиН п «В существующих дошкольных образовательных организациях допускается использование спальных помещений, предусмотренных проектом, в качестве групповых»). Педагоги рассказывают о том, как нравятся детям такие подиумы, как все хотят спать именно на подиуме, как они постоянно на нем играют, могут прилечь в течение дня. А педагоги имеют возможность использовать такой подиум как театральную сцену, площадку для коллективной игры и даже кинозал. Хранение постельных принадлежностей Вариативное использование подиума для игры, занятий и кинозала 11

5 В этом учреждении преобразовано и пространство раздевалок: обычные массивные шкафчики для одежды заменены на индивидуальные вешалки и ячейки для головных уборов и личных вещей. И это позволило значительно увеличить свободную площадь небольшой раздевалки. Нужно отметить, что после реновации для свободной детской деятельности значительно увеличилось пространство. Детям предоставлено большое, светлое и свободное пространство, которое они Организаия пространства раздевалки могут трансформировать для реализации собственного замысла. И если до реновации это было лишь 35 кв. м., то после - более 60 кв.м. Соответственно, значительно увеличивается воздухообмен, что определенным образом влияет на состояние здоровья детей. В результате реновации были достигнуты и экономические эффекты. Увеличилась проектная мощность детского сада за счет увеличения площади игровой (в соответствии с СанПиН п. 1.9 «.. Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.») С увеличением количества детей увеличился и объем подушевого финансирования значительно «вырос» бюджет учреждения. И это позволяет руководителю вводить дополнительные ставки педагогических работников и учебновспомогательного персонала. Еще один аргумент в пользу подобного мобильного и трансформируемого пространства: учреждением было получено заключение Роспотребнадзора о соответствии помещения и оборудования санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам. 12


Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для детей-инвалидов. Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 199 оборудованы 13 групповых ячеек. Каждая группа

Мониторинг на соответствие предметно-пространственной среды групп ДО стандартам ФГОС дошкольного образования (на основе шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования) Цель: провести мониторинг

Как обставить детскую для двоих детей 12 кв м? Как обставить детскую для двоих детей 12 кв м? загрузка... Наверно, вам хорошо подойдут варианты: двухяросная кровать или две кроватичердак (когда внизу организовано

Мебель для девочек Фея 11.02.16 Серия мебели Фея с яркими наклейками прекрасно вольется в интерьер любой детской комнаты и поможет создать сказку. Корпус мебели выполнен в теплом кремовом цвете, поэтому

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного

Детская мебель ДАЛМАТИНЕЦ 11.02.16 Представляем Вам серию мебели Далматинец. Мы предлагаем оптимальный набор модулей для детской комнаты. Мебель производится из высококачественного ЛДСП австрийского концерна

Столики детские, детские стульчики, банкетки, скамейки, лавочки, кровати выдвижные, кровати-трансформеры, детские стенки, стеллажи игровые, полотенечницы, горшечницы, шкафы для одежды, постельное белье,

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Для организации образовательной деятельности в МБДОУ

Визуализированный план обустройства в детском саду развивающей предметнопространственной среды типа «Open space» Образовательная деятельность нашего дошкольного учреждения осуществляется на принципах педагогики

Kestäviä arvoja Вечные ценности 1 Свежий бриз с финского архипелага На протяжении нескольких лет у нас зрела идея создания новой уникальной серии мебели. Акцент делался на красоте, прочности и легкости

Паспорт 2 группы раннего возраста Раздевалка Наименование 1. Шкафчики для раздевания с картинками 25 шт. 2. Скамейка детская 3 шт. 3. Шкаф для персонала 1 шт. 4. Шкаф - сушилка 1 шт. 5. Информационный

Спецификация на поставку корпусной мебели для детского сада пп Наименование Габаритные размеры Дл х Гл х Выс Стоимость за единицу (руб) Количеств о (шт) Общая стоимость (руб.) 1 Шкаф (ЛДСП, МДФ) 600х450х2100

МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников 30 «Родничок» Консультация «Развивающая предметно пространственная среда

Мебель для детского сада от 25.01.2016. Без НДС 100 Стол прямоугольный на рег. ножках. Н - 46-52-58 см 110х56 2265 101 Стол круглый на рег.ножках. Н - 46-52-58 см 80х80 2361 102 Стол квадратный на рег.

Администрация Кстовского муниципального района Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 32 комбинированного вида 2 микрорайон, дом 5а, г. Кстово, Нижегородская область, Россия, 607660

Детская мебель класса «Премиум» Стульчик деревянный для детского сада. Материал: массив/фанера. Цвет: спинка, сиденье желтый; Каркас голубой, Наличие данной модели на складе, необходимо уточнять по телефону.

Паспорт группы 10 «Ромашка» 2016-2017 год. 1. ФИО воспитателей: КаратееваЕ.И. Корчикова Н.В 2. помощника воспитателя Соколова О.С. 3. Площади: Групповой Туалета Спальни Приемной (не заполнять) 4. Количество

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Материально-техническое обеспечение Программы Организации образовательной деятельности в учреждении способствуют оптимально

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Паспорт младшей группы 1 «Колосок» Воспитатели: Фурс Людмила Ивановна Карцева Ольга Николаевна Междуреченский. Приемная

СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ п/п Уровень, ступень, вид образовательной программы (Уровень, ступень, вид образовательной программы (основная / дополнительная), направление подготовки,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 40 комбинированного вида» ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО группы общеразвивающей

Материально-техническое оснащение Коллектив МДОУ «Детский сад «Радуга» предусматривает, чтобы требования к материально-техническим условиям обеспечения Программы соответствовали: 1. Требованиям, определяемым

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ Модернизация Светлана Яхкинд, канд. архитектуры, зам. нач. управления научно-технической политики нач. отдела типового проектирования Департамента градостроительной политики г. Москвы Групповые

Бартошевич Татьяна Ивановна педагог-психолог АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 140 «Златовласка» г. Тольятти, Самарская область СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Информация о составленных Годовых актах экспертизы, направляемая в центральную базу данных ТПП России 1. Акт экспертизы 011-1/4-00721 дата 26.12.2018 2. Составлен: Торгово-промышленная палата Краснодарского

Наличие оборудованных учебных кабинетов Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 12 оборудованы 5 групповых помещений. В состав каждого группового помещения входят: 1. Раздевальная (приемная)

Предметно-пространственная развивающая среда МДОУ «УВАЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» Требования к развивающей предметно-пространственной среде. 1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов В настоящее время в ДОО функционирует 6 групп. В состав каждой групповой ячейки входят: Приемная предназначена для приема детей и хранения верхней одежды.

Младшая группа 1 22 чел. 1 Кабинка 23 2 Диванчики мягкие 2 3 Шкаф для обуви 1 4 Скамейка 4 5 Журнальный столик 1 6 Стол детский 6 7 Стенка 1 8 Мини стенка театр 1 9 Столы из фанеры 2 10 Доска магнитная

Наличие оборудованных учебных кабинетов. Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 196 оборудовано 6 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят: 1. Раздевальная (приемная) - для

Аналитическая справка по результатам проверки развивающей предметно-пространственной игровой среды На основании плана проведения внутреннего мониторинга в МБДОУ д/с 12 на 2017 2018 уч.г. была проведена

ИНФОРМАЦИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ И ОСНАЩЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ Оснащенность ДОУ (1 отделение): Состояние материально технической базы соответствует действующим санитарным

Предметно-пространственная развивающая среда ГБДОУ детский сад 117 Невского района Санкт-Петербурга: Анализ предметно пространственной среды проведен в соответствии с приказом Министерства образования

Коллекция ВЕРЕС разработана в стиле «экологический модернизм» или «экостиль». Мебель создает в интерьере атмосферу природного тепла в современном звучании. На сегодняшний день «экостиль» самая модная и

Детские дошкольные учреждения Проект детского сада на 132 места Архитектурно решение здания выглядит следующим образом: Шифр типового проекта И-1194 выпуск 2004 г., шифр привязки проекта 228/10. Разработчик

3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим финансовым условиям реализации Программы а также к развивающей предметнопространственной

Требования к оборудованию помещений. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июля 2013 г. 24 Зарегистрировано

Современная мебель МИА позволяет сделать интерьер вашей детской ярким, стильным и по-настоящему детским. С учетом особенностей планировки комнаты и индивидуальных предпочтений ребенка можно создать интересный

ÌÅÁÅËÜ ЗИМА-ВЕСНА 2015 ДЛЯ ДОМА КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ ЖИТЬ С КОМФОРТОМ... ÏÎ ÅÌÓ ÊËÈÅÍÒÛ ÂÛÁÈÐÀÞÒ ÍÀÑ ØÈÐÎÊÈÉ ÀÑÑÎÐÒÈÌÅÍÒ ÏÐÎÄÓÊÖÈÈ Широта ассортимента удовлетворит запросы даже самого изысканного покупателя

150049, г. Ярославль, ул. Магистральная, 20 e-mail: [email protected] www.retomebel.ru КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ для дошкольных учреждений Столы Стулья Кровати Шкафы для одежды Банкетки Шкафы для горшков Полотенечницы

Аналитическая справка по предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ по ФГОС ДО «Создание развивающей предметно пространственной среды во второй младшей группе» Работа в группе начинается с утреннего

МОДУЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ «АЛИСА» Компоновка 1 1611 3 9 Компоновка 3 2 15 8 10 Компоновка 4 16 9 3 11 13 34 Корпус - Белый Фасады - МДФ покраска - крем с розовой патиной Доп. опция: матрас 2000 х 1200 Нежная спальня

Woodved Выбирайте лучшие решения детских комнат для любимых woodved.com Почему это важно Мы родом из детства. В детстве закладываются основы восприятия мира, здоровье, личностные качества человека. В этом

«Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ» Обоснование возможности реализации модернизации РППС в соответствии с законодательством РФ в области образования: В соответствии с пунктом

Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания

ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС МБДОУ «Детский сад 7» г Александровск Пермский край Воспитатель: Архипова Ирина Юрьевна Развивающая предметно-пространственная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 29 «Светлячок» Паспорт группы (1младшая группа с 2 до 3 лет) Группа 2 Воспитатель: Виденеева Татьяна Васильевна (1 квалификационная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 29» Пространственная предметно развивающая образовательная среда в музыкально спортивном зале. Образовательная область «Художественно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Паспорт средней группы 1 «Мальвина» Воспитатели: Орлова Альбина Сергеевна Нургалеева Гуля Тагировна Междуреченский. Приемная.

Материально техническая оснащенность ГБДОУ 49: В ГБДОУ детский сад 49 создана хорошая материальнотехническая база для жизнеобеспечения и развития воспитанников. Образовательная организация имеет две площадки.

Группа Компаний Общество с ограниченной ответственностью "КордаПлюс" 400067, Россия, г. Волгоград, ул. Кирова, 121а, оф. 311, ОГРН 1143443020610, ИНН/КПП 3461011183/346101001 Р/с 40702810411000005857 Отделение

Подотчет группы «Конфетти» 1. Шкафы под пособия 6 4. Шкаф детский 5ти секционный 6 5. Скамья 5 6. Стенд информационный 1 8. Стеллаж для пособий 1 10. Шкаф книжный 1 11. Набор детской мебели 1 12. Стол

Прайс-лист Общий Сертификат соответствия требованиям ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» ТС RU C-RU.АУ04.В.02051 Основные технические характеристики: Элементы каркасов - ЛДСП 16 мм, противоударная

Младшая группа 1 Наименование Количество 1 Кабинка 23 2 Диванчики мягкие 2 3 Шкаф для обуви 1 4 Скамейка 4 5 Журнальный столик 1 6 Стол детский 6 7 Стенка 1 8 Мини стенка театр 1 9 Столы из фанеры 2 10

Описание визуализированного плана обустройства в Гимназии интерактивного современного высокотехнологического свободного пространства деятельности учащихся 9-11 классов в рамках реализации индивидуальных

МБДОУ детский сад комбинированного вида 3 «Ручеек» Кабинет учителялогопеда Подготовила: учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида 3 «Ручеек» Е.С.Крошкина Требования к развивающей предметно-пространственной

ИНФОРМАЦИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ И ОСНАЩЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ Основное здание по адресу: п. Кузьмоловский ул. Победы д.10: Состояние материально технической базы соответствует

СПАЛЬНЯ «делис» Компоновка 1 5 6 17 3 2 3 20 Корпус - Ясень Шимо темный Фасады - МДФ пленка ПВХ - Ясень, Патина золото Принт Нерегулируемые Доп. опция: матрас 2000 х 1600 Спальня для королевы Серия для

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -Детский сад 1 с. Корсаково Корсаковского района Орловской области Развивающая среда Во второй младшей группе Выступление на РМО Из опыта работы

Представляет! Дорогие Партнёры! Мы предлагаем сотрудничество по комплексным поставкам оборудования и мебели для частных мини-садиков! Мы гарантируем исполнение всех условий контрактов, сроков доставок

К а т а л о г м е б е л и 2014 2 столы-трансформеры СОДЕРЖАНИЕ столы-трансформеры столы письменные и компьютерные детская мебель тумбы под TV, журнальные столы, столы комоды мебель для спальной комнаты

Мебель для хостелов Артикул Наименование Серия Цена 4406 Двуспальная кровать Comfort Standart 7 450 руб. 4405 Односпальная кровать Comfort Standart 6 110 руб. 4402 Двуспальная кровать Comfort Standart

СПРАВКА о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

СПРАВКА о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности в структурном подразделении «Детский сад» общеобразовательного учреждения «Степнянская основная общеобразовательная школа» Раздел

Подготовка к новому 2018-2019 учебному году При подготовке МБДОУ «Детский сад «Сказка» к новому 2018 2019 учебному году в период закрытия на ремонт с 03.07. по 30.07.2018 года были осуществлены следующие

Детские кровати-чердаки 31.07.2015 Кровать чердак это мебельный комплекс, основным элементом которого является спальное место, расположенное на высоте 1-1,8 м от пола. Пространство под спальным местом

«Истина всегда проходит три стадии: сначала над ней смеются, затем ей жестко возражают, и только потом ее принимают как очевидную» Артур Шопенгауэр Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012

Партнерская программа 2012 СОДЕРЖАНИЕ 1. Кто мы? 2. Ассортиментная концепция 3. Программа «Молодоженам!» 4. Партнерская программа 5. Заключение О Компании ИСТОРИЯ Крупнейший в Европе Холдинг по производству

Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выступает предметно - развивающая среда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация трансформируемой предметно - развивающей среды группы детского сада.

Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Федеральные государственные требования направлены, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Федеральные государственные требования направлены на реализацию следующих образовательных областей: «Физическая культура»; «Здоровье»; «Безопасность»; «Социализация»; «Труд»; «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество»; «Музыка», ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
Теперь мы должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса должен быть пересмотрен.

Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выступает предметно - развивающая среда.

В течение 2010-11 учебного года мы в группе провели качественный анализ среды на соответствие Федеральным государственным требованиям. Анализ показал, что необходимо усовершенствовать центры развития. Мы выяснили, что необходимо обновлять игровое оборудование для самостоятельной игровой деятельности детей, сюжетной игры, театрализованных игр. При создании предметной развивающей среды мы старались руководствоваться следующими принципами: - полифункциональности среды : предметная развивающая среда должна открывать ребёнку множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, должна быть многофункциональной. --трансформируемости среды : этот принцип связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, которые позволяют, по ситуации, вынести на первый план то или иное использование пространства (мы отказались от монофункционального зонирования, которое жестко закрепляло функции за определенным пространством). С этой целью был приобретён передвижной стол-модуль на колёсах, на котором разместили материалы и оборудование для познавательно - исследовательской деятельности. Мы руководствовались принципом интеграции образовательных областей. Таким образом материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей. При создании предметной развивающей среды мы учитывали гендерную специфику и обеспечили среду специфичным материалом для девочек и мальчиков. Также мы опирались на принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться детьми в ходе реализации других областей. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор.

В нашей группе большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой. Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Для уединения мы создали условия для уединения, релаксации и отдыха. Обращаем внимание на то, что дети с нарушениями речи могут иметь затруднения в общении и из-за этого отстраняться от других. Поэтому «насильно» не привлекаем ребенка к общим действиям, играм, если он этого не желает. Психологическое состояние ребенка мы контролируем совместно с логопедом и психологом.

Развивающая среда разнообразна по оформлению центров детской деятельности и определяется также сенситивными периодами в развитии детей. В подготовительной группе это развитие познавательных, творческих, коммуникативных способностей дошкольников, подготовка детей к школе.

Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
В связи с тем, что игровые замыслы детей подготовительной группы разнообразны, весь игровой материал мы разместили так, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны, которые были раньше полностью уступают место мобильному материалу - крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Для этого мы приобрели универсальную складную ширму, стойку с штурвалом, настольную ширму-театр, кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей), тематические строительные наборы (для мелких персонажей).

Мы в тесном контакте сотрудничаем с родителями. Они предложили создать в группе мини – музей часов. И сами приняли активное участие в пополнении музея экспонатами.

Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.


Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств»

(С.Л. Новоселова).

При построении предметно-пространственной среды ДОУ педагогами учитываются нормативные документы:

Письмо Минобразования РФ «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»,

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

Постановление о «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и т.д.

В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского,

П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности. Дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно- пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по зонам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность :

Развивающие игры, технические устройства и игрушки,

Модели, предметы для опытно-поисковой работы,

Большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства д/с, Группы, а также территории, прилегающей к ДОУ или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ;

● в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

· учет возрастных особенностей детей.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательная деятельность;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

· исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Функциональность предметной среды означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют функцию:

Информационности - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Стимулирования. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Развивающую - сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия. Предметно-пространственная среда в детском саду должна:

· привлекательный вид;

· выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

· снимать утомляемость;

· положительно влиять на эмоциональное состояние;

· помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

· давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Маленького ребенка окружают различные предметы, имитирующие мир взрослых, или специально придуманные для развития ребенка. Он активно манипулирует этими предметами, стремится узнать, как они устроены, для чего предназначены, пытается установить взаимосвязь между предметами и явлениями действительности. Ребенок интересуется тем, как работают различные машины и механизмы, как устроен человек, как объясняются те или иные явления природы.

Показатели оценки развивающей среды:

· Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;

· Отсутствие конфликтов среди детей;

· Наличие продуктов детской деятельности;

· Динамика развития ребенка;

· Невысокий уровень шума.

Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:

· Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;

· Совсем незнакомые предметы и материалы.

Развивающая предметно-пространственная среда

рассматривается

как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности;

включает

обстановку, объекты и материалы различного функционального значения;

позволяет

педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.

Таким образом, развивающая среда - это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.) , материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. 3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3. 3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок) , материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

1) Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением
  • возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) .

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) , а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

3. 3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные) , игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный

материал для его активного участия в разных видах деятельности.

В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

В соответствии с воспитательной функцией среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие

уже с первых минут его жизни.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования к развивающей предметно-пространственной среде:

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной,
  • полифункциональной,
  • трансформируемой,
  • вариативной,
  • доступной и безопасной.

Преобразовывая предметно-развивающую среду моей группы, опираясь на предложения Н.А. Коротковой, я разделила пространство группы на три части:

1. Рабочая зона;

2. Зона двигательной деятельности;

3. Зона спокойной деятельности.

Разделение группового пространства обеспечивает деятельностный подход в образовательном процессе. Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности. Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетно – ролевых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей, составления макетов, а также для про-дуктивной, познавательной, исследовательской деятельности. Для организа-ции сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами.

Полифункциональность материалов, даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм, а также материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Идею мобильности и динамичности легко воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке».

Для игр изготовлены ширмы – трансформеры: (пароход, машина, военная машина, комната для девочек), что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах. Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасны в использовании.

Ширма «Машина» может служить сюжетом для игри позволяет ребенкуограничить свою игровую зону. Колеса и тент у машины съемные, что позволяет легко хранить ширму.

Ширма для мальчиков «Кораблик» имеет угловую форму. Ребенок может модернизировать ее с помощью накладной атрибутики, а предметы морской тематики (якорь, штурвал, спасательный круг) помогут быстро организовать игру.

Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не корабль, а военная машина или штаб для командиров. Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширмы для мальчиков позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструменты: ножовка, молоток, отвертка. А кокетливо-элегантная ширма для девочек как бы подчеркивает серьезный характер мальчишечьей ширмы.

Ширма для девочек выполнена из легкой вуали, которая собрана так, что напоминает форму легкой воздушной юбочки. Ширма дополнена атрибутами для маленькой барышни. (сундук, шляпка, бусы, зонтик).

Ширмы удобны в хранении, легко складываются, что позволяет переносить их. Ширмы многофункциональны и универсальны.

Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают трансфор-мируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т.д.

Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет детям каждый раз проживать событие в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и воображение, позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Изготовлены игровые поля:

«Лесная поляна», оснащённая набором мелких игрушек, которую можно использовать в разных вариантах (ферма, деревня, парк и т.д.), в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки.

«Дорога» - способствует закреплению и воплощению личного социального опыта детей в игре, погружению в игровую ситуацию, проявлению изобретательности в использовании предметной среды, совершении разнообразных игровых действий, дополнению игровой обстановки по ходу игры.

Предметно - пространственная развивающая среда помогает в организации игровой деятельности детей, позволяют создать ситуацию эмоционального комфорта и уединения, раскрыть творческий потенциал детей, наполнить игровой процесс современным увлекательным содержанием. Дети могут активнее проявить свои способности, интересы и желания, что способствует развитию здорового, бодрого и жизнерадостного ребёнка, естественным образом развивающимся в игровой деятельности.