Эссе на тему я с тобой малыш. Эссе "я учу детей нового поколения"

Татьяна Нестерова
Эссе «Мой взгляд на становление ребенка дошкольника как личности»

Многие представляют труд воспитателя как игру с детьми, веселое времяпрепровождение и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый их воспитанник вырос настоящим человеком.

Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все : шить и рисовать, вязать, в определенной степени владеть актерским и режиссерским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона. Постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, заниматься самообразованием.

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач воспитания всесторонне развитой личности . Для каждого возраста существует своя система воспитания, помочь воспитанникам как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Не зря талантливый педагог, помогая своему воспитаннику познать мир, создает такие условия, в которых наиболее полно происходит процесс саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.

В современном детском саду преобладает деятельность, организованная взрослыми (рисование, конструирование, дидактические и подвижны игры и т. д.) . Ребенок , владея определенными умениями и навыками не может использовать их для решения задач своей деятельности. Любое задание, требующее фантазии становится неразрешимым («не знаю» , «не умею» , «не могу» , т. е. обнаруживает себя скованность детского мышления, стремление действовать по готовым схемам. Игра в свободное время однотипна, рисунки повторяются. То есть не развивается деятельность ребенка и его личностное развитие .

Педагогам удобнее послушный, исполнительный, а не самостоятельный ребенок . Как отмечал еще Л. А. Венгер, взрослый учит детей не деятельности, а только действиям. «Обучение деятельности - это не обучение навыкам, это обучение умению постановки целей и дальнейшей их реализации». Если в дошкольном возрасте ребенок не научится ставить цели, то в школьном возрасте это приведет к проблемам. Что нужно сделать, чтобы избежать скованности мышления, отсутствие творческого подхода к реализации цели на основе уже имеющихся знаний у ребенка .

Чтобы научить ребенка деятельности необходимо выделить достаточно времени на реализацию самостоятельной деятельности детей, как в рамках свободного времени, так и в режиме образовательной деятельности по экологии, математике, развитию речи и т. д. Дети должны получить возможность определиться со своими интересами, самостоятельно познакомиться со свойствами и возможностями новых материалов и применить полученные знания на практике. Чтобы освободить время необходимо интегрировать занятие. Во второй половине дня ребенок может выбрать себе занятие по интересам. Воспитатель должен организовать специальную игровую деятельность, цель которой – обогащение игрового опыта детей. Помочь в организации игры, развитии сюжета, а по мере перехода игровой инициативы в руки детей, самоустраниться. Самостоятельность нельзя сформировать там, где ребенок предоставлен сам себе. Если образовательной деятельности не будет вовсе, ребенок не получит необходимого опыта, но если работа педагога ограничится только организацией образовательной деятельности – ребенок не научится применять полученный опыт.

Важно создать условия, предоставить время для активного присвоения этого опыта и построения самостоятельной деятельности детей на его основе. Педагог должен осторожно использовать различные образцы , которые могут формировать привычку действовать по шаблону.

О системе детской деятельности писал еще Д. Б. Эльконин : «В центре этой системы находится ролевая игра….» она «является ведущим видом деятельности, оказывая определяющее влияние на формирование личности ребенка в этот период ».

Детская игра обладает свойством становиться центром и привлекать к себе другие виды детской деятельности. Ребенок начинает создавать предметную среду и персонажей своей игры, обращаясь к рисованию, конструированию, может начать сочинять предысторию, перейти к театрализованной деятельности, рисовать карту волшебного мира, где живут его герои. Это способствует мотивированному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой и обратно, в зависимости от задач которые он ставит себе сам. Развивающая среда должна способствовать проявлению детской инициативы и поддержанию разных видов деятельности детей. Создание мини-музеев природы, фольклора, искусства, лаборатории, уголки творчества, изостудии, исследовательские уголки. Работа в таких уголках сталкивает ребенка с проблемами , вызывает формулировку вопросов, постановку новых целей .

Педагог должен постоянно давать возможность детям проявлять инициативу, не подавлять ее. Давая детям право выбора деятельности, способов, материалов повседневной жизни и в образовательной деятельности. Педагог должен быть активен проявлять себя как творческая личность . Воспитание творческой и деятельной личности всегда составляет важнейшую и одновременно сложную задачу образовательной системы.

Моя задача ответственна и благородна : обнаружить затаённый родничок детского таланта, поддержать интерес, разбудить мысль, развить индивидуальность ребёнка. Ребёнок по своей природе уникален. Разовьются ли его природные задатки дальше – зависит от педагога. Дать ребенку внутреннюю свободу - это дать ему возможность отправиться в свободный полет в бескрайние просторы Вселенной это научить его любить себя, свое Я.

Как писал А. Н. Леонтьев : «Одно дело – формировать человека в качестве персонифицированной функции, а другое дело – формировать человека – созидателя, активного строителя жизни общества».

Публикации по теме:

«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника» Ритмическая гимнастика - это вид оздоровительной гимнастики, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения для всех частей.

Семинар-практикум 22 апреля 2015г. на базе нашего МКДОУ д/с "Ручеек" прошел районный семинар-практикум на тему "Роль образовательных областей.

Консультация «Нравственное становление личности дошкольника» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость.

Практикум для педагогов ДОУ. Социоигровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника. Задачи: 1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного.

Развитие личности дошкольника средствами аппликации Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы.

ЭССЕ: « НАШИ ДЕТИ – НАШИ ЦВЕТЫ».

Мир вокруг нас меняется стремительно. Меняются и наши дети, за которыми нам порой трудно успеть, трудно их принять и понять. Но ведь само слово «трудно» происходит от слова «труд». Значит надо потрудиться. … Потрудиться и задуматься, над тем что ….

дети, как цветы …. Наверно многие из нас получали в подарок букеты: розы, пионы, хризантемы, лилии, орхидеи… .Яркие шикарные цветы призванные быть символами праздника. Но ведь мы в юности всегда гадали на ромашке. Именно она, маленькая и, казалось бы, невзрачная, дарила нам веру и надежду. А если вспомнить простоту и очарование незабудки, василька, колокольчика… Они пришли в этот мир, чтобы раскрасить его своими красками, точно так же, как и наши дети. Внутренние цели ребенка и взрослого совпадают редко. Что же нам остается? Учиться слышать и понимать своих детей, учиться принимать не только великолепие розы, но и простоту и величие колокольчика, которому вполне возможно, уготована судьба колокола.

у каждого есть право на счастье … . Есть очень хорошее изречение: «Счастье – это не пункт назначения, а способ путешествия» Как путешествуем мы по жизни? Умеем ли удивляться, видеть красоту, чувствовать радость? Как складывается жизнь ребенка, который чувствует себя неудачником? Его главным ощущением становится ощущение трагичности бытия и беспричинного, непонятного и нескончаемого страха, он агрессивен, равнодушен, безразличен к происходящему.

И мы педагоги, воспитатели, мамы должны ему в этом помочь. По- матерински окружить заботой, нежностью, лаской и вниманием. Постараться помочь им стать добрым, не равнодушным, понять и принять происходящее. Стать счастливым человеком.

Воспитатель – должен иметь терпение, сострадание, желание видеть – « своих детей ». Ведь по сути, эти дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить « МОИ ДЕТИ» , радуешься достижениям каждого ребенка, пусть небольшим, но его личной победе.

Но главное – воспитатель должен любить детей, причем – всех СВОИХ детей, не смотря на то, что они разные – каждый со своим характером и причудами, и чувства вызывают разные. Ко всем своим воспитанникам нужно научиться относиться объективно, ведь за каждым характером скрывается личность, которую нужно помочь развить.

И вот наступил субботний день, для меня он выдался невероятно счастливым, давно я себя так не чувствовала. Особо ничего глобального не произошло - главное встать с нужной ноги! Я иду к СВОИМ детям, которых очень люблю. За них переживаю, волнуюсь. Эти дети нуждаются во мне, которые шалят, балуются, капризничают, показывают свой характер. Но идя по маленьким ступеням жизни, мы вместе с ними учимся друг у друга. Вместе с детьми набираемся ума, мудрости, знаний, умений.

«Почему я воспитатель»

Мы, взрослые, не всегда находим время для душевных слов, теплых объятий. И как часто в наших взрослых заботах, мы забываем, что рядом с нами наш ребенок – личность, человек с сердцем, умом, душой ничуть не слабее, чем наш взрослый разум, а в сто раз сильнее, терпимее, добрее. Остановиться, понять душу ребенка, быть ему другом, близким и родным человеком – занятие не из простых. Ребенок мал, легок, уязвим, а нам надо подняться до его детской философии, дотянуться до него и проживать эту жизнь вместе с ним.
Назначение человека на земле – оставить после себя прекрасные «ростки», способные сделать жизнь после себя ещё краше. Эти хрупкие «ростки» — дети, ведь дороже золота и всех райских благ – ребёнок. Это прекрасно – закладывать ростки будущих характеров, поддерживать их своей любовью, отдавать им, этим неугомонным созданиям, тепло твоего сердца. Вспомнить только эти бесконечные «где? когда? почему?», энергию, бьющую через край! Она заставляет забыть обо всем.
Я не мечтала быть воспитателем, но меня с самого детства окружали дети. В школе я была постоянной вожатой для первоклашек. Они делились со мной своими переживаниями, впечатлениями, проблемами. Не я выбрала профессию, а профессия выбрала меня.
Что же означает слово «воспитатель»? Каково его предназначение на земле?
Слово воспитание без приставки «вос-» звучит как – питание. Приставка «вос-» меняет его значение. Как ребёнок не может выжить без питания, так он может не выжить и без хорошего воспитания. Воспитатель – человек, питающий душу, сердце ребёнка, его сознание, способствующий росту лучших человеческих качеств и формирующий внутренний мир человека. Без доброго, мудрого воспитания не может вырасти Человек.
Ушинский писал: «Только личность может воспитать личность» И мне ясно, что хороший воспитатель всегда учится сам. Учится, работая над собой.
Многие представляют труд воспитателя лишь как игру с детьми, веселое времяпрепровождение. Это не так! Работа воспитателя – каждодневный, кропотливый труд. Он первым открывает дверь в этот огромный, бесконечный мир, полный интересных открытий, загадок и радостей познания. Предо мной стоит непростая задача – научить ребенка понимать и ценить все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Я хочу быть всегда интересной для своих детей!
Особым образом осознаешь значимость своей профессии, когда видишь распахнутые навстречу глаза малышей, глаза, готовые вместить в себя весь мир, глаза, жадно ловящие каждое твое слово, твой взгляд, твой жест. И ты понимаешь, ты нужна им, ты для них целая вселенная.
Я хочу , чтобы мой воспитанник вырос человеком добрым и отзывчивым, научился бережно относиться ко всему живому, быть созидателем, умел ценить прекрасное и доброе, чтобы то, что было ценно во все времена: Добро, Истина, Любовь, Красота, Взаимопонимание остались ценностью для наших детей. Чтобы свободу не подменили на вседозволенность.
Я могу, принимать ребенка таким какой он есть, быть с ним откровенной, понять детские заботы и проблемы, каждый день вместе с ним совершать открытия и радоваться жизни, научить его общаться и принимать людей такими какие они есть, помогать ему справляться с трудностями, учить преодолевать неудачи, быть ему другом, партнером, заботливой мамой и мудрым наставником, помочь ребенку почувствовать себя частью этого мира, понять свою человеческую роль, ее значение для окружающих, для природы. Быть с ребенком откровенной, делиться своим жизненным опытом, понять детские заботы и проблемы, принимать своего воспитанника таким, каков он есть.

Эссе на тему «Мой взгляд на воспитание ребенка»

Золотухина Лидия Шайеховна, воспитатель детского сада.

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А.С. Макаренко.

Я очень люблю великих педагогов А.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А. С. Макаренко. На их учениях и произведениях я выросла, становилась Человеком. Всякий раз, когда я беру в руки «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко, трилогию В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» меня охватывает трепет: это же как надо любить детей, чтобы написать такие произведения!

Да, все же я – сторонница коммунистических идей воспитания, и, что греха таить, даже старых, дореволюционных, когда детей воспитывали в строгости, в уважении к старшим, в любви к Отчизне. Ведь ясно же: в наше современное время дети не воспитаны, агрессивны, равнодушны к чужой боли, эгоистичны. И ничего удивительного! Что наши дети видят по телевизору? Войны, убийства, грубость, насилие!

Боже упаси, совсем не хочу сказать, что наши дети в этом виноваты. Тут надо шире смотреть. Ведь выделял же В.А. Сухомлинский три составные части воспитательного процесса: педагог, ребенок, коллектив. Рождаясь, ребенок сразу попадает в среду людей, сразу начинает общаться с людьми. Сначала это родители, затем детский сад, школа, институт, большая жизнь. И сначала семье, родителям, а затем нам, учителям, воспитателям нужно прикладывать массу усилий, чтобы из этого ребенка вырастить Человека. Мы должны своим примером показывать то доброе, сердечное, правильное, что в свое время нам привили наши родители, педагоги. А мы очерствели душой, стали равнодушны друг к другу, раздражаемся по поводу и без повода, злимся на весь мир. Дети все это видят. А ребенку нужно внимание, любовь. Он как губка, которая впитывает в себя все. Ему нужно много позитива, много яркого, красивого, правильного.

Самые главные воспитатели – это родители, но родители разные: одни отдают детям все, другие больше заняты собой. У одних дети посещают различные кружки, секции, студии. Эти родители очень много общаются с детьми, стараются все объяснить, терпеливо выслушивают своих детей. И, к сожалению, таких родителей все меньше. А другие наоборот – мало уделяют детям времени. Ведь что дети слышат от родителей? С самого утра начинается: «Ой, как не хочется на работу! Ой, как все надоело! Побыстрее одевайся, опаздываем!» Следом идет затрещина и т.д. И так же после работы: маме некогда заняться ребенком, она устала. И… включается телевизор, компьютер, различные игровые приставки. А ведь родители должны заниматься своими детьми. Я считаю, что наша задача пойти навстречу родителям, больше собираться вместе, общаться, совместно решать задачи.

Я думаю, что родители должны чаще вспоминать свое детство, ставить себя на месть своего малыша, подумать, а чего бы мне хотелось на его месте? Я призываю родителей: дорогие мои, чаще общайтесь с детьми, играйте с ними, обнимайте, целуйте их, пусть они почувствуют, что они самые лучшие! И еще, почитайте детям добрые сказки, посмотрите спокойные хорошие фильмы.

Как-то, в выходной день, сидели мы с внучкой у телевизора. У меня в руках пульт, я переключаю его, желая найти что -нибудь по душе. И вдруг мелькнули старые кадры. Остановилась. По каналу «Центр» демонстрировали фильм «Внимание, черепаха!». Внучка сначала повозмущалась: «Не хочу это смотреть, включи другой канал». Затем смотрю, затихла. Кино она досмотрела, не шелохнувшись. Потом мы его обсудили. Так вот, девочка удивилась: «Баба, разве такое бывает, чтобы какую –то черепаху всем миром спасали, да еще и танки свернули с дороги!». Потом мы еще несколько фильмов посмотрели, таких же добрых, душевных.

Я совсем недавно работаю в детском саду. Со своими малышами, а им четыре – пять лет, я разговариваю серьезно, честно, никогда не ухожу от ответа: когда говорю, я смотрю им в глаза. Я умею слушать детей и чувствую, что дети слышат меня, понимают. Получается, что у нас с детьми полное взаимопонимание, а это рождает духовную близость, сопереживание, понимание, доброе отношение к окружающему, что является основой воспитания. Ведь не даром же В.А. Сухомлинский писал: «Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение с живой душой ребенка».

До детсада я много лет проработала в пришкольном интернате воспитателем. Много могла бы описать случаев из своего опыта. Я очень любила своих детей – подростков. И это было взаимно. Девчонки и мальчишки приходили ко мне делиться со всем, что было в их душах. У нас было полное взаимопонимание, взаимное доверие. И даже, если мне приходилось ругать их за какую –то провинность, были случаи, когда приходилось обращаться к администрации школы с докладной на подростка, он на меня не обижался долго, понимал что поступил плохо, что виноват; приходил с повинной. Вспоминаю один случай, который каждый раз заставляет меня улыбнуться. Мальчишки играли с мячом и разбили окно в школе. Я пригласила всю команду к себе, начала говорить с улыбкой. Так, с улыбкой, я довела до конца свое собственное расследование. На вопрос: «Кто это сделал?» поднялся Сережка Ш. и сказал: «Я!». Я всех огорошила ответом: «Спасибо, Сережа». Мальчишка удивился: «За то, что разбил?». «Нет», - говорю, - «За то, что признался». Сейчас Сережка в Питере, красивый, здоровый парень улыбается мне в «Одноклассниках».

Теперь я работаю с малышами, и это, конечно, другие дети, другой возраст, но они тоже люди, тоже личности, со своими мыслями, талантами, интересами, со своей уникальностью, индивидуальностью. И мы взрослые, должны найти задатки у ребенка и помочь им развиться, мы должны сделать из ребенка Человека. А для этого ребенок должен быть в коллективе. Сейчас для моих детей коллектив – это детский сад. Здесь ребенок развивается всесторонне: во-первых, привыкает к режиму, порядкам, к обязанностям; во-вторых, общается с большим отрядом сверстников, со взрослыми; в -третьих, подчиняется детсадовскому уставу: обязательства, занятия; приобретает необходимые навыки, закаляет характер. Их детского сада ребенок легче вольется в школьный коллектив, легче адаптируется. Поэтому я призываю родителей не отстранять детей от коллектива: водите ребенка в садик, во всевозможные занятия и кружки, пусть ваш ребенок развивается полноценно, с ощущением собственного достоинства, гордости за свой коллектив. А мы, воспитатели, педагог сделаем все от нас зависящее для подрастающего поколения. Мы будем заниматься самообразованием, самовоспитанием всю свою жизнь. Ведь писал же Л.Н. Толстой: «Воспитателю надо глубоко знать жизнь, что бы к ней готовить».

Современный ребенок с позиции феноменологической педагогики

В детское общество ребенок выходит с определенным набором представлений, интересов, потребностей и запросов, с индивидуальной направленностью сознания, с собственным взглядом на мир. Мировоззрение ребенка закладывается еще в дошкольном возрасте. И зачастую, прежде чем привить ребенку нужную систему ценностей, педагог вынужден бороться с тем, что принес ребенок из семьи родителей. Современные родители – это молодые люди, которые выросли в период перестройки, т.е в сложное время, когда как говорил В.Шекспир, «распалась связь времен». Т.е. данный возрастной период испытал на себе все сложности переходного периода, который накладывает неизгладимый отпечаток на сознание человека. В связи с этим, молодые родители, возможно на подсознательном уровне стремятся дать своим детям все, чего не имели в детстве сами.

С детства, через общение с родителями, просмотр мультфильмов – у ребенка формируется тип отношения, взгляд на мир и свое место в нем. Это очень важный процесс, и многие его аспекты четко складываются из недооцениваемых взрослыми моментов: эмоционально-образных впечатлений, отношений, ценностей семьи, моделей поведения папы и мамы, отношения к старшему поколению. Таким образом, ребенок, общаясь с родителями, принимает их систему ценностей, принципы взаимоотношений в семье, понятие о гендерных отношениях, анализирует роль мужчины в семье и обществе, его социальный статус. Формируется мужской тип мировоззрения: взгляд будущего мужчины-хозяина либо нигилиста и приживала. Поэтому, то, каким вырастет ребенок, напрямую зависит от взаимоотношений родителей в семье, и от их отношений к окружающему миру. Очень важно, не упустить этот момент, чтобы ребенок «не потерялся» в социальной действительности и выбрал правильную жизненную стратегию.

Воспитатели детского сада часто замечают, что некоторые дети приходят после выходных недоласканные, липнут к воспитателям, пытаются обратить на себя внимание, увидеть улыбку или услышать ласковое слово. Даже укладывать спать не требуется больших усилий: после выходных дети засыпают мгновенно, т.к. в выходные не доспали, следовательно, режим дома не соблюдался. В таких случаях дети легко теряют приоритеты: воспитатель – плохая, она заставляет спать, дома хорошо – дома можно делать все, что захочу. Таким образом теряется важность дисциплины и правил поведения. Дети становятся расхолаженными, избалованными, не слушаются взрослых.
Еще одним немаловажным фактором в развитии личности ребенка являются телевизор и интернет, который закладывают в структуру его бытового мышления значительную часть информации. Через телевизор и интернет ребенок зачастую получает сложную для восприятия в его возрасте информацию. Телевизор и интернет оказывают огромное влияние на поведение ребенка, его мировоззрение, отношение к миру, родителям, ценностные ориентации, стиль общения и коммуникативные навыки.

Современные дети большую часть своего времени посвящают интернету. Еще десять лет назад, дети мечтали: «А вот было бы здорово, если бы в школе в каждом кабинете был интернет!» Современные же дети на переменах уткнувшись в свои гаджеты поглощают просторы глобальной сети. Еще десять-пятнадцать лет назад во время перемены педагогов беспокоила целостность оконных стекол, т.к. дети все перемены проводили на школьной площадке. Сейчас мы беспокоимся о здоровье глаз наших детей.

Непременной достопримечательностью даже самых престижных учебных заведений были когда-то школьные крылечки, на которых в перемену собирались старшеклассники. Дети прошлого века оставляли друг другу сообщения в виде изрисованных школьных парт. И порой даже из года в год сохранялись эти записи, от класса к классу. Сейчас этого нет. Современные дети стали спокойными и дисциплинированными? Возможно. Но от нас уходит «живое» общение. Дети перестают собираться на вечерние посиделки во дворе, а общаются посредством смс или интернета. Дети постепенно отучаются говорить, выражать свои мысли, формулировать предложения, потому что все их общение происходит путем немого диалога в переписке.

Эпоха массового образования постепенно начала перерастать в эпоху массовой информатизации. Мы еще до конца не понимаем, что нас ждет впереди и каких людей оно породит… Похоже. Что подрастает «думающее, чувствующее» поколение. Очень хочется не прозевать их и успеть вместе с ними на поезде настоящего въехать в будущее.